Теории происхождения языка. Язык и письменность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:41, реферат

Описание работы

В существующих теориях происхождения языка условно можно выделить два подхода к решению это проблемы: 1) язык появился естественным путем; 2) язык был создан искусственно некой активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей, расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по природе вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установлению, то кто его установил (Бог, человек, общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека?

Наибольшее число гипотез породил первый вопрос – кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызвал: это звуки, рождаемые природой или людьми. В переходе от них к членораздельной речи участвовали жест и мимика.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………….. 3
2.Гипотезы о происхождении языка ………………………………………… 4
2.1. Религиозные теории ………………………………………………………. 4

2.2. Первые опыты и научные гипотезы ……………………………………... 5

2.2.1. Античные гипотезы …………………………………………………….. 6

2.2.2. Гипотезы нового времени ……………………………………………… 7

2.2.3. Язык животных ………………………………………………………… 10

2.2.4. Производственная деятельность как основа происхождения человека, общества и языка ……………………………………………………………... 11

2.2.5. О роли жестов и пантомимы при возникновении человеческой речи ………………………………………………………………………………….. 12

2.2.6. Дети, жившие самостоятельно вне человеческого общества ………. 12

3.Письменность …………………………………………………………...… 15
3.1. Узелковая письменность ……………………………………………….. 16

3.2. Пиктограмма ……………………………………………………………... 16

3.3. Иероглифы ……………………………………………………………….. 17

3.4. Алфавит …………………………………………………………………... 18

4.Заключение ………………………………………………………………... 20
5.Список литературы ……………………………………………………….. 21

Работа содержит 1 файл

Реферат_культурология.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

    Стоики.

    Представители философской школы стоиков, в  частности Хрисипп из Соли (280-206), тоже считали, что имена возникли от природы (но не от рождения, как считали  сторонники фюсеи). По их мнению, одни из первых слов были звукоподражательными, а другие звучали так, как они воздействуют на чувства. Напр., слово мед (mel) звучит приятно, так как мед вкусен, а крест (crux) - жестко, потому что на нем распинали людей (латинские примеры объясняются тем, что эти взгляды стоиков дошли до нас в передаче писателя и богослова Августина (354-430). Дальнейшие слова появились от ассоциаций, переноса по смежности (piscina - «бассейн» от piscis - «рыба»), по контрасту (bellum - «война» от bella - «прекрасная»). Если даже происхождение слов скрыто, их можно установить путем исследования. 

    2.2.2. Гипотезы нового времени.

    Гипотезы  в духе античной теории «Фюсей».

    Ономатопоэтическая (греч. «создающая имена»), или, иначе  говоря, звукоподражательная гипотеза.

    Язык  возник из подражания звукам природы. Ироничное название этой гипотезы: теория «гав-гав».

    Эту теорию стоиков возродил немецкий философ  Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он подразделял  звуки на сильные, шумные (напр., звук «р») и мягкие, тихие (напр., звук «л»). Благодаря подражанию впечатлениям, которые на них производили вещи и животные, возникли и соответствующие слова («рык», «ласка»). Но современные слова, по его мнению, отошли от первоначальных звучаний и значений. Например, «лев» (Loewe) имеет мягкое звучание из-за быстроты бега (Lauf) этого хищника.

    Междометная гипотеза.

    Эмоциональные выкрики от радости, страха, боли и  т.д. привели к созданию языка. Ироничное  название этой гипотезы: теория «тьфу-тьфу».

    Шарль де Бросс (1709-1777), французский писатель-энциклопедист, наблюдая за поведением детей, обнаружил, как первоначально лишенные смысла детские восклицания, переходят в междометия, и решил, что первобытный человек прошел ту же стадию. Его вывод: первые слова человека - это междометия.

    Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780), французский философ, полагал, что язык возник из потребности взаимопомощи людей. Его создал ребенок, так как ему нужно сказать матери больше, чем мать должна сказать ему. Поэтому первоначально языков было больше, чем индивидуумов. Кондильяк выделял три вида знаков: а) случайные, б) естественные (природные крики для выражения радости, страха и т.д.), в) избранные самими людьми. Крики сопровождались жестом. Затем люди стали использовать слова, которые первоначально были только существительными. При этом первоначально одно слово выражало целое предложение.

    Французский писатель и философ Жан Жак  Руссо (1712-1778) считал, что «первые  жесты были продиктованы потребностями, а первые звуки голоса - исторгнуты страстями. Естественное действие первых потребностей состояло в отчуждении людей, а не в их сближении. Именно отчуждение способствовало быстрому и равномерному заселению земли. Все страсти сближают людей, тогда как необходимость сохранения жизни вынуждает их избегать друг друга. Не голод, не жажда, а любовь, ненависть, жалость и гнев исторгли у них первые звуки. Плоды не прячутся от наших рук; ими можно питаться в безмолвии; молча преследует человек добычу, которой он хочет насытиться. Но чтобы взволновать юное сердце, чтобы остановить несправедливо нападающего, природа диктует человеку звуки, крики, жалобы. Это самые древние из слов и вот почему первые языки были напевными и страстными, прежде чем стали простыми и рассудочными.

    Английский  натуралист Чарльз Дарвин (1809-1882) считал, что звукоподражательная и междометная теории - это два основных источника происхождения языка. Он обратил внимание на большие способности к подражанию у обезьян, наших ближайших родственников. Он также полагал, что у первобытного человека во время ухаживаний возникали «музыкальные кадансы», выражающие различные эмоции - любовь, ревность, вызов сопернику.

    Биологическая гипотеза.

    Язык - естественный организм, возникает  самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания. 

    Гипотезы  в духе античной теории «тесей».

    Гипотеза  общественного (социального) договора.

    В этой гипотезе видно влияние античной теории тесей, согласно которой люди договорились об обозначении предметов  словами.

    Эту гипотезу поддерживал английский философ  Томас Гоббс (1588-1679): разобщенность людей - их естественное состояние. Семьи жили сами по себе, мало общаясь с другими семьями, и добывали пищу в тяжелой борьбе, в которой люди «вели войну всех против всех». Но чтобы выжить, им пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению.

    Жан Жак Руссо полагал, что если эмоциональные  выкрики - от природы человека, звукоподражания - от природы вещей, то голосовые  артикуляции - чистая условность. Они не могли возникнуть без общего согласия людей. Позднее по договоренности (по общественному договору) люди договорились об используемых словах. Причем чем более ограниченными были знания людей, тем обширнее был их словарный запас. Сначала каждый предмет, каждое дерево имели свое собственное имя, и лишь позже появились общие имена (т.е. не дуб А, дуб Б и т.д., а дуб как общее имя). 

    Жестовая  теория.

    Связана с другими гипотезами (междометной, социального договора). Выдвигали  эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Причем эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные. Рефлекторным движениям, выражающим чувства, позже соответствовали междометия. Указательным и изобразительным, выражающим соответственно представления о предметах и их очертания, соответствовали корни будущих слов. Первые суждения были только сказуемыми без подлежащих, то есть слова-предложения: «светит», «звучит» и т.д.

    Руссо подчеркивал, что с появлением членораздельного языка жесты отпали как основное средство общения - у языка жестов немало недостатков: трудно пользоваться во время работы, общаться на расстоянии, в темноте, в густом лесу и т.д. Поэтому язык жестов был заменен звуковым языком, но полностью не вытеснен.

    Жесты как вспомогательное средство общения  продолжают использоваться современным  человеком. Невербальные (несловесные) средства общения, в том числе жесты, изучает паралингвистика как отдельная дисциплина языкознания. 

    Трудовые  гипотезы.

    Коллективистская  гипотеза (теория трудовых выкриков).

    Язык  появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков. Выдвинул гипотезу Людвиг Нуаре, немецкий ученый второй половины XIX века.

    Трудовая  гипотеза Энгельса.

    Труд  создал человека, а одновременно с  этим возник и язык. Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895), друг и последователь Карла Маркса.

    Гипотеза  спонтанного скачка.

    По  этой гипотезе язык возник скачком, сразу  же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): «Язык не может возникнуть иначе  как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым. Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».

    В пользу этой на первый взгляд странной гипотезы также говорят скачки в  возникновении биологических видов. Например, при развитии от червей (появившихся 700 миллионов лет назад) до появления  первых позвоночных - трилобитов требовалось бы 2000 миллионов лет эволюции, но они появились в 10 раз быстрее в результате какого-то качественного скачка. 

    2.2.3. Язык животных.

    1. Язык животных врожденный. Учиться  ему животным не приходится. Если  цыпленок вылупился в изоляции, то он владеет «словарным запасом», какой полагается иметь курице или петуху.

    2. Животные пользуются языком не  преднамеренно. Сигналы выражают  их эмоциональное состояние и  не предназначены для своих  сотоварищей. Язык у них - не  орудие познания, а результат работы органов чувств. Гусак не сообщает об опасности, а криком заражает стаю своим испугом. Мышление животных образное и не связано с понятиями.

    3. Коммуникация животных однонаправленная. Диалоги возможны, но редки. Обычно  это два самостоятельных монолога, произносимых одновременно.

    4. Между сигналами животных нет  четких границ, их значение зависит  от ситуации, в которой они  воспроизведены. Поэтому трудно  подсчитать количество слов и  их значений, понять многие «слова».  Они не складывают слова во  фразы и предложения. В среднем у животных примерно 60 сигналов.

    5. В коммуникации животных невозможна  информация не о себе. Они не  могут рассказать о прошлом  или будущем. Это информация  оперативная и экспрессивная.

    Однако  животные способны усваивать сигналы  животных других видов («эсперанто»  воронов и сорок, который понимают все обитатели леса), то есть пассивно владеть их языком. К таким животным относятся обезьяны, слоны, медведи, собаки, лошади, свиньи.

    Но  лишь некоторые развитые животные способны активно овладевать чужой речью (воспроизводить слова и иногда употреблять их в качестве сигналов). Это - попугаи и птицы-пересмешники (скворцы, вороны, галки и т.д.). Многие попугаи «знают» до 500 слов, но не понимают их значения. Иначе обстоит дело с людьми. Сборщик налогов в Стокгольме провоцировал собак, имитируя 20 видов лая.

    Так как речевой аппарат обезьян  плохо приспособлен к произнесению звуков человеческого языка, супруги  Беатриса и Алленд Гарднеры научили  шимпанзе Уошо языку жестов (до 100 - 200 слов американского языка жестов для глухонемых - амслена (amslang), более 300 комбинаций из нескольких и слов, причем Уошо даже научилась самостоятельно составлять несложные фразы типа «грязный Джек, дай пить» (обидевшись на служителя зоопарка), «водяная птица» (об утке). Других обезьян удавалось научить общению при помощи набора сообщений на клавиатуре компьютера. 

    2.2.4. Производственная деятельность как основа происхождения человека, общества и языка.

    Несмотря  на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признается производственная деятельность. Люди, создавая необходимые средства к жизни, воспроизводят не только самих себя, но самую материальную жизнь, определяющий образ жизни.

    Изготовление  орудий труда и использование  их — два обязательных компонента трудовой деятельности человека. Причем и первое, и второе требовали не только физических, но и умственных действий; прежде чем начать изготовления орудия, прачеловек должен был его представить мысленно: его назначение (рубить, бить), его форму (рубило), последовательность операций изготовления.

    Поскольку набор орудий труда первобытного охотника был ограничен, владение орудиями труда требовало развитых умений им пользоваться, координации и последовательности движений при работе. Групповая охота предполагает наличие воображения и коллективных действий. Необходимость и риск при освоении новых мест охоты и собирательства давал новые знания, новый опыт.

Информация о работе Теории происхождения языка. Язык и письменность