Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:47, реферат
Вряд ли кто усомнится, что техника лежит в основе культуры. Человек обязан ей своим становлением. Хотя технические устройства – природные тела, все они суть материальной ценности. Каждое из них обладает полезностью, которая не падает с неба, а формируется мастером. И вследствие этого оно не только явление культуры, но и мера культурного развития общества. В тесной связи с наукой развивалась и техника. В 17-ом веке были изобретены телескоп и микроскоп, неимоверно расширившие границы опыта. Английский изобретатель Дж. Уатт (1736-1819) создал усовершенствованную паровую машину, сыгравшую важнейшую роль в промышленной революции конца 18 – начала 19 веков. Затем был изобретен двигатель внутреннего сгорания.
Введение.
Понятие техники.
Мир техники в пространстве культуры:
а) техника как средство создания культурной среды;
б) техника как ответ культуры на социальный заказ;
в) техника как инструментарий культуры;
4. Образ техники в культуре.
5. Спор о технике.
6. Заключение. Перспективы технического прогресса.
Задание № 1
Техника в системе культуры.
ПЛАН
а) техника как средство
б) техника как ответ культуры на социальный заказ;
в) техника как инструментарий культуры;
4. Образ техники в культуре.
5. Спор о технике.
6. Заключение. Перспективы технического прогресса.
Вряд ли кто усомнится, что техника лежит в основе культуры. Человек обязан ей своим становлением. Хотя технические устройства – природные тела, все они суть материальной ценности. Каждое из них обладает полезностью, которая не падает с неба, а формируется мастером. И вследствие этого оно не только явление культуры, но и мера культурного развития общества.
В тесной связи с наукой развивалась и техника. В 17-ом веке были изобретены телескоп и микроскоп, неимоверно расширившие границы опыта. Английский изобретатель Дж. Уатт (1736-1819) создал усовершенствованную паровую машину, сыгравшую важнейшую роль в промышленной революции конца 18 – начала 19 веков. Затем был изобретен двигатель внутреннего сгорания.
В 19 – 20 веках появились новые средства передвижения – паровозы и пароходы, автомобили и самолеты; новые средства связи и коммуникации – телефон, телеграф, радио, телевидение, сотовая связь и Интернет; искусственное освещение и т.п.
Произошедшая в середине 20 века
научно-техническая революция
В современной научной литературе под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели.1 Такой подход к пониманию техники выделяет главное, что объединяет всевозможные ее виды.
В область техники попадает также и то, что в обиходной речи техникой не называют ( и лопата, и пуговица, и веник, и т.п. – все это средства деятельности, а следовательно, техника, пусть хотя бы и «примитивная» ). Но в то же время не являются техникой естественные, взятые человеком из природы «в готовом виде» средства и способы деятельности: например, зубы ( в отличие от зубного протеза), необработанный камень ( в отличие от каменного топора), рефлекторная способность младенца к крику и плачу ( в отличие от техники пения и актерской игры). ТЕХНИКА – это всегда артефакт, т.е. нечто искусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком.
К миру техники относятся артефакты двоякого рода.
Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности. Они являются как бы дополнением к человеческому телу и многократно увеличивают силы и возможности человека.
Во-вторых, это исполнительская техника, т.е. совокупность способов, приемов деятельности, мастерство выполнения действий. Она есть техника знаний и умений, закрепленная в психике человека, «внутри» его тела.
В речи слово «техника» может употребляться как в широком смысле, включающем оба указанных вида техники, так и в узком смысле, когда имеется в виду лишь первый – вещественные, материальные средства деятельности. Технические науки имеют дело главным образом с техникой в узком смысле.
Техника – результат «встречи» человеческого разума с природой.2
Эта «встреча» рождает удивительный парадокс.
С одной стороны, техника есть артефакт, изобретение человека. Она не возникает в природе сама собой, а появляется и сохраняет свое существование благодаря тому, что человек ее эксплуатирует, регулирует, ремонтирует. Брошенная людьми и не обслуживаемая ими техника рано или поздно перестает работать и разрушается. Но, с другой стороны, в технике нет ничего, что нарушало бы законы природы. Она создается и функционирует в полном соответствии с ними. То, что противоречит законам природы, сделать не возможно. Таким образом, искусственные, придуманные человеком технические объекты и технологические процессы являются вместе с тем естественными – в том смысле, что подчиняются естественным законам природы.
Техника – это реализация «невозможных возможностей» - возможностей, которые в природе потенциально существуют, но без человека остаются неосуществимыми. человек оказывается в некотором смысле «могущественней» природы, поскольку реализует такие ее потенции, которые она сама реализовать не может. Он, как фокусник, творит чудеса, ибо любое техническое изделие или сооружение есть чудо, парадоксально противоречивое явление – созданное по законам природы и в то же время внеприродная вещь. В этом отношении техника «неестественна», устроена иначе, чем природа, и противостоит ей.
Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники.
С первобытных времен техника – это не просто совокупность средств человеческой деятельности, Но и способ человеческого бытия. Человек не мог бы существовать без техники. Она играет не только служебную роль в обеспечении человеческих потребностей: она создает новые потребности. Совершенствуя технику, люди изменяют не только окружающую их природу, но и самих себя. В этом смысле можно сказать, что техника – это образ жизни человека. Она есть выражение его сущности. Она является как бы продолжением и дополнением человека, своего рода социальным органом человека – подобно тому как крылья орла или клыки тигра являются биологическими органами этих животных. И как сущность орла или тигра выражается в том, что они обладают данными им природой органами, так и сущность человека выражается в творимой им самим технике.
Техника как совокупность средств и способов человеческой деятельности выполняет в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она выступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития.
Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека – ту искусственную, артефактную «вторую природу», в которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры.
Во-вторых, она представляет собой средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материально-практических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества.
В-третьих, она создает инструментарий культуры – средства и способы деятельности в сфере культуры.
В-четвертых, она выступает как культурный код – как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.
Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте – как форму получения, хранения, обработки и использования информации, форму культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.
Рассмотрим подробнее основные характеристики техники как формы культуры.
Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для него природных процессов и приспособления природы к своим нуждам. Растет технизация среды обитания человека. С помощью техники люди «окультуривают» эту среду, превращают ее в материальное тело культуры. Значение техники в этом процессе настолько велико, что уже первые стадии развития человеческого общества историки именуют, указывая на то, какие технические средства используются людьми: каменный век, бронзовый век, железный век.
В зависимости от уровня развития
техники различают и
- неолитическая революция (10-1 века до н.э.), результатом которой стало возникновение земледелия, а затем – обособление от него ремесла. На этой основе сложился «традиционный», или «прединдустриальный» тип цивилизации, опирающийся на ручной труд и ручную технику.
- промышленная революция ( 18 век), с которой начинается развитие цивилизации «индустриального» типа.
- научно-техническая революция (вторая половина 20 века), развертывается переход от механизации к широкой автоматизации труда. Это кладет начало формированию цивилизации нового типа – «постиндустриального». Возникают новые виды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится «обществом изобилия», способным полностью исключить из жизни людей голод и нищету.3 Главным объектом деятельности людей становится информация. Компьютерная техника становится неотъемлемым атрибутом не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизации.
Таким образом, создаваемый с помощью
техники «защитный пояс»
Техника тесно и непосредственно связана с материально-практической жизнью людей. Благодаря этому она служит звеном, соединяющим культуру с практикой. Без техники (предметной и исполнительской) мир культуры существовал бы только в сфере духа, в сфере мысленных образов.
Стимулы для развития и совершенствования техники различны. Но если они порождаются условиями общественной жизни, то воздействие их на культуру принимает вид социального заказа. Под этим термином понимается назревшая общественная потребность в решении некоторой практически важной задачи.
Разумеется, никакой социальный заказ не может быть выполнен, если для его выполнения не созрели необходимые предпосылки. Для любой технической новации, отвечающей запросам общества, нужен определенный уровень развития технологической культуры. Общественные потребности в средствах избавления от рака, СПИДа, эпидемий гриппа и других болезней остаются пока неудовлетворенными, хотя и вполне отчетливо понимаются всеми. Однако существование осознанного социального заказа стимулирует финансовую и моральную поддержку работ по его выполнению. Наличие его является мощным фактором развития не только техники, но и науки.
Потребности культуры могут и напрямую стать основанием социального заказа. Так получили жизнь книгопечатание и пишущая машинка, фонограф кинематограф, электронные музыкальные инструменты и Интернет.
Деятельность в сфере культуры, как и повсюду, имеет технологический аспект. В первобытные времена технология культурной деятельности была слабо оснащена материальной техникой. Она требовала главным образом владения техникой исполнительской. обособление различных культурных форм сопровождалось не только ростом исполнительского мастерства, но и разработкой орудийного инструментария культуры (ее «материально-технической базы». Инвентарь инструментов культуры со временем разрастался, включая в себя и универсальные, общие для всех форм культуры, и специфичные для каждой из этих форм инструменты.
Одним из важнейших универсальных технических инструментов культуры можно назвать язык, без использования которого существование культуры просто не мыслимо. К ним же можно отнести и технику мышления. Важнейшей частью инструментария культуры издавна стала и остается доныне информационная техника. Ее первыми образцами были древние сигнальные барабаны и палочки для написания пиктограмм. Настоящую революцию в культуре произвело появление книгопечатания в 15 веке. В последней трети 19 века начался бурный процесс технизации информационной деятельности, а в 20 веке этот процесс принял буквально лавинообразный характер. Радио, телевидение и, наконец, компьютерные системы стали техническим базисом культуры и трудно представить, как могла бы без них существовать современная цивилизация.
Наряду с универсальными информационными инструментами культуры есть масса специальных технических средств и способов научной, художественной, правовой , политической и других форм культурной деятельности. Так, техника живописи включает в себя и орудия труда художника, и приемы обработки используемых материалов, и способы построения живописных образов. Особенно велика роль техники в тех видах искусств, которые даже иногда называют техническими (фотография, кино, компьютерная графика). Аналогичным образом есть своя техника у политиков (например, технологии избирательных компаний, техника голосования в парламенте), у юристов (приемы обвинения и защиты в суде), у ученых (математическая техника, измерительные приборы).
Таким образом, техника (материальная и исполнительская) проникает во все «ниши» культурного пространства, и без овладения ею невозможно сделать ни шага в мире культуры.
Образ техники – представление о ней, которое характерно для данной культуры, - определяет отношение людей к технике и применению, оценку ее достоинств и недостатков, духовную атмосферу, в которой она развивается.
В первобытной культуре техника (ручные орудия, простейшие механизмы) в духе мифологического мышления наделялась магическими свойствами. Охотники и воины совершали особые ритуальные действия, чтобы придать силу своему оружию. Добывание и хранение огня было окружено сакральным (священным) культом. Техника колдовства – как исполнительская (жесты, танец, заклинания), так и предметная (талисманы, жезлы, сосуды) – считалась способом общения с духами.
В античные времена люди стали смотреть на технику как на творение разума. изобретательский талант считался божественным даром. Греки не проводили различия между техникой и искусством, ремеслом и художеством: и то и другое для них было «техне», мастерством, искусной работой.
В религиозной культуре Средневековья техника считалась одним из данных Богом условий человеческого бытия. Технические новации осуждались как попытки отойти от установленных Богом канонов. Тем не менее творческая мысль в Средние века не останавливалась и новшества постепенно входили в жизнь, хотя это подчас и дорого стоило изобретателям, которых обвиняли в воровстве и связях с нечистой силой.
С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.
Однако вместе с тем появление машин, заменяющих ручной труд, вызывает и недовольство у части населения. В глазах пролетариев, теряющих работу из-за того, что применение машинной техники ведет к сокращению рабочих мест, машина представляется источником их бед. В первой трети 19 века в Англии возникает луддистское движение против машин, участники которого громят их.