Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:45, реферат
В. Гумбольдт занимает в науке о языке совершенно особое место. Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых удалось достичь другим исследователям. Многие из них с чувством гордости и благоговения числят себя его учениками и последователями - А. Потт, Г. Штейнталь, Г. Курциус, К. Фосслер, А. А. Потебня и даже такой независимый ученый, как И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Введение……………………………………………………...…………………………..3
Философские основы лингвистической концепции…………………………………...4
Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка………………….6
Проблема соотношения языка и мышления…………………………………………..10
Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков…………………………………………………………………………………...11
Антиномии языка……………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………...16
Библиография…………………………………………………………………………...18
Антиномия устойчивости и движения в языке. Язык вечно изменяется и в то же время необыкновенно устойчив. Из этого следует, что в любой данный момент язык есть нечто постоянное и вместе с тем преходящее. Каждый индивидуум вносит свои изменения в язык, но в то же время он воспринимает язык таким, каким он нам дан предшествующими поколениями.
Антиномия целого и единичного в языке. Высказывая мысль о господстве языка над человеком, Гумбольдт подчеркивает, что язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу. С этой антиномией связано другое положение Гумбольдта: «...хотя действительную жизнь [язык] получает только в употреблении между людьми, но в то же время, в существе своем, он не зависит от отдельных лиц». И в то же время Гумбольдт утверждает, что всякий язык раскрывается во всей полноте своей особенности только в живом употреблении, в речи говорящего лица. Важно, что в то время, когда ученые увлекались познанием мертвых, классических языков, Гумбольдт обратил внимание на необходимость изучения живого, народного словоупотребления.
Антиномия индивидуального и коллективного в языке. «...Язык не является произвольным творением отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу», но «языки можно считать творением народов, ив то же время они остаются творением отдельных лиц». Язык выражает мировоззрение отдельного человека; но человек всегда зависит от народа, к которому он принадлежит. Чувство коллективизма, стремление к общению даны человеку вместе с ощущением своей индивидуальности. Язык как деятельность предполагает говорящего и слушающего, он возникает из одновременной деятельности людей.
Антиномия языка и речи. «Язык, как масса всего произведенного живою речью, не одно и то же, что самая речь эта в устах народа», т.е. язык как целое отличается от отдельных актов речевой деятельности.
Антиномия
понимания и непонимания. Окончательную
определенность слова получают только
в речи отдельного лица. Но особенность
общения состоит в том, что
говорящий и слушающий
Таковы
взгляды Гумбольдта на общие проблемы
языка. Под влиянием трансцендентального
идеализма Шеллинга он пытается разрешить
антиномии не признанием диалектики
языка, а обращением к мистической
категории «тождества человеческой природы
во всех людях».
7. Заключение.
Особое
место в лингвистическом
Основные
теоретические и
а) синтез натуралистического и деятельностного подходы (язык как организм духа и как деятельность духа);
б) диалектическое
соотнесение противоположных
в) системно-целостный взгляд на язык;
г) приоритет
динамического, процессуально-генетического
подхода над структурно-
д) трактовка языка как порождающего себя организма;
е) приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;
ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;
з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;
и) попытка
представить в идеальном плане
языки как ступени к
й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;
к) сочетание философски отвлечённого взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением.
Последователи В. фон Гумбольдта (Х. Штайнталь, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев) констатируют следующие антиномии, иллюстрирующие диалектическую связь двух взаимоисключающих и взаимообусловливающих начал: деятельность -- предметность (energeia -- ergon, жизненность -- вещность), индивидуум -- народ (индивидуальное -- коллективное), свобода -- необходимость, речь -- понимание, речь -- язык, язык -- мышление, устойчивое -- подвижное, закономерное -- стихийное, импрессионистическое (временное, индивидуальное) -- монументальное, континуальное -- дискретное, объективное -- субъективное.
Х. Штайнталем
были впоследствии систематизированы
разрозненные высказывания В. фон Гумбольдта
о наличии лежащей между
В. фон
Гумбольдт закладывает
Идеи
В. фон Гумбольдта в большей или
меньшей мере будоражили многих учёных
19 и 20 вв. Попытки осмыслить и
Гумбольдтианство
предполагает антропологический подход
к языку, его изучение в тесной
связи с сознанием и мышлением
человека, его культурой и духовной
жизнью. Но во второй половине 19 в. отсекается
прежде всего универсальный компонент,
наличие которого признавалось логической
грамматикой и отвергалось
В 20 в. идеи
В. фон Гумбольдта нашли развитие
в так называемом неогумбольдтианстве.
8. Библиография
Информация о работе Связь языка и культуры в трудах Вильгельма Фон Гумбольдта