Своеобразие стилей речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:22, контрольная работа

Описание работы

Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии, учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в публицистическом – статья, репортаж и т.п. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, т.е. целями общения. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. В ведущих жанрах каждого функционального стиля речи стандарт языковых средств находит свое наиболее яркое выражение.

Содержание

Введение.
Основная часть: Научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, разговорный стиль, художественный стиль.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.54 Кб (Скачать)

     6. совмещение  черт публицистического стиля  с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного,  разговорного) обусловленное разнообразием  тематики и жанров;

     7. использование  изобразительно-выразительных средств  языка, в частности средств  стилистического синтаксиса (риторические  вопросы и восклицания, параллелизм  построения, повторы, инверсия и  т.д.).

     Текст типичен  для материалов газетной разновидности  публицистического стиля. Характерные  его черты: 

     - экономия  языковых средств, лаконичность  изложения при информативной  насыщенности;

     - отбор слов  и конструкций с установкой  на их доходчивость (использование  слов в прямом значении, преобладание  простых синтаксических построений);

     - наличие оборотов-клише  (как передает наш корреспондент);

     - отсутствие  элементов индивидуального авторского  стиля. 

 

Разговорный стиль.

 

     Разговорная  речь - это устная форма существования  языка. Отличительные черты устной  речи можно целиком отнести  к разговорному стилю. Однако  понятие "разговорная речь" более широко, чем понятие "разговорный  стиль". Их нельзя смешивать.  Хотя разговорный стиль в основном  реализуется в устной форме  общения, в устной же речи  осуществляются и некоторые жанры  других стилей, например: доклад, лекция, рапорт и др. Разговорная речь  функционирует лишь в частной  сфере общения, в обиходно-бытовой,  дружеской, семейной и т.п. В  сфере массовой коммуникации  разговорная речь неприменима.  Однако это не значит, что разговорно-обиходный  стиль ограничивается бытовой  тематикой. Разговорная речь может  затрагивать и другие темы: например, разговор в кругу семьи или  разговор людей, находящихся в  неофициальных отношениях, об искусстве,  науке, политике, спорте и т.п., разговор друзей на работе, связанный  с профессией говорящих, беседы  в общественных учреждениях, например  поликлиниках, школах и т.п. 

     В сфере  повседневно-бытового общения функционирует  разговорно-обиходный стиль. Основные  черты обиходно-разговорного стиля: 

     1. Непринужденный  и неофициальный характер общения; 

     2. Опора на  внеязыковую ситуацию, т.е. непосредственную  обстановку речи, в которой протекает  общение. Например: Женщина (перед уходом из дома): Что мне надевать-то? (о пальто) Вот это, что ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли?

     Слушая эти  высказывания, и не зная конкретной  ситуации, невозможно догадаться, о  чем идет речь. Таким образом,  в разговорной речи внеязыковая  ситуация становится составной  частью общения. 

     1) Лексическая  разновидность: и обще-книжная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях - серьезной и шуточной, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов. 

     2) Разговорной  речи свойственны эмоционально-экспрессивные  оценки субъективного характера,  поскольку говорящий выступает  как частное лицо и выражает  свое личное мнение и отношение.  Очень часто та или иная  ситуация оценивается гиперболизированно: "Ничего себе цена! С ума  сойти!", "Цветов в саду - море!", "Пить хочу! Умру!" Характерно использование слов в переносном значении, например: "В голове у тебя каша!" Просторечная лексика неоднородна:

     - просторечие,  находящееся на грани литературного  употребления, негрубое по своей  сути, несколько фамильярное; например: картошка вместо картофель, смекалка  вместо сообразительность, сделаться  вместо случиться; 

     - просторечие  внелитературное, грубое, например: подъезжать вместо добиваться, шлепнуться  вместо упасть;

     3. Разговорная  лексика включает:

     - разговорные  профессионализмы, жаргонные слова  (плезир - удовольствие, забава; пленер - природа),

     - арготизмы  (расколоться - предать; салага, салажонок  - молодой, неопытный),

Жаргонная лексика может  быть связана с возрастной общностью  поколений (например, в языке молодежи: шпоры (шпаргалка), пара (двойка).

Все эти разряды слов имеют  узкую сферу распространения, в  экспрессивном плане они характеризуются  предельной сниженностью.

     4. Синтаксические  конструкции тоже имеют свои  особенности. Для разговорной  речи типичны построения с  частицами, междометиями, построения  фразеологического характера: "Тебе  говорят-говорят - и все без  толку!", "Да куда же ты? Там  же грязь!" и проч.

     Характерно  для разговорной речи умолчание,  незаконченность высказываний, обилие  эллипсов и неполных предложений,  многочисленных повторов, вставных  конструкций, преобладание сочинительных  предложений над подчинительными,  диалогический характер высказывания.

     В разговорном  стиле представлены:

     - застывшие  конструкции, не поддающиеся отчетливому  членению (что правда, то правда; что вредно, то вредно);

     конструкции  с неуправляемыми формами (с домашними заданиями порядок);

     - "расчленение"  и присоединительные конструкции  (Я её уважаю - за честность и принципиальность; Пойду домой. К внучке);

     - предложения  со "смещенной" конструкцией (Я и так воды не знаю, где достать) и др.

Стиль художественной литературы.

 

      Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. В.В. Виноградов отмечал: "...Понятие "стиля" в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного... Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в преобразованном виде..."

     Художественной  литературе, как и другим видам  искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие, например, от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

     Для художественного  стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомним хорошо нам известные "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.

     Мир художественной  литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность  представляет собой в определенной  степени авторский вымысел, а  значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

     Как средство  общения художественная речь  имеет свой язык - систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию.

     Лексический  состав и функционирование слов  в художественном стиле речи  имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также, слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Например, Л.Н. Толстой в "Войне и мире" при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику; значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в "Записках охотника" И.С. Тургенева и в рассказах М.М. Пришвина, В.А. Астафьева; а в "Пиковой даме" А.С. Пушкина много слов из лексикона карточной игры и т.п.

     В художественном  стиле речи очень широко используется  речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

     На первый  план в художественном тексте  выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально обобщенные понятия, в художественной речи выступают - как конкретно-чувственные представления.       Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

     Для художественной  речи, особенно поэтической, характерна  инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой "Все мне видится Павловск холмистый..." Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

     Синтаксический  строй художественной речи отражает  поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.

     В художественной  речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа.

     По разнообразию, богатству и выразительным возможностям  языковых средств художественный  стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением  литературного языка.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

    Таким образом,  для каждого функционального  стиля речи характерны свои  особенности и своеобразие. Для научного стиля присуще использование специальной научной и терминологической лексики, графической информации, четкое определение понятий и явлений, строгая логичность и последовательность изложения, усложненный синтаксис. Деловому стилю свойственны профессиональная терминология, точность определения применяемых слов и выражений, клишированность языковых средств. Главнейшим свойством публицистического стиля является его информативность и экспрессивность. Художественная речь использует все разнообразие и все богатства национального языка, чтобы создать яркий, запоминающийся образ. Понимание особенностей художественного стиля речи помогает более глубокому прочтению литературных произведений, обогащает нашу практическую речь. Главной особенностью разговорной речи является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексическая разнородность, использование разговорных и просторечных слов, упрощенного синтаксиса, эмоционально-экспрессивной оценочности, мимики, жестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. проф. Максимова В.И. – М.: Гардарики, 2002.
  2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.

        Русский язык и культура речи. Ростов - на Дону, 2003.

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.

Информация о работе Своеобразие стилей речи