Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:22, контрольная работа
Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии, учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в публицистическом – статья, репортаж и т.п. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, т.е. целями общения. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. В ведущих жанрах каждого функционального стиля речи стандарт языковых средств находит свое наиболее яркое выражение.
Введение.
Основная часть: Научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, разговорный стиль, художественный стиль.
Заключение.
Список литературы.
6. совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного) обусловленное разнообразием тематики и жанров;
7. использование
изобразительно-выразительных
Текст типичен
для материалов газетной
- экономия
языковых средств,
- отбор слов
и конструкций с установкой
на их доходчивость (использование
слов в прямом значении, преобладание
простых синтаксических
- наличие оборотов-клише
(как передает наш
- отсутствие
элементов индивидуального
Разговорный стиль.
Разговорная
речь - это устная форма
В сфере
повседневно-бытового общения
1. Непринужденный
и неофициальный характер
2. Опора на внеязыковую ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Например: Женщина (перед уходом из дома): Что мне надевать-то? (о пальто) Вот это, что ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли?
Слушая эти
высказывания, и не зная конкретной
ситуации, невозможно догадаться, о
чем идет речь. Таким образом,
в разговорной речи
1) Лексическая разновидность: и обще-книжная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях - серьезной и шуточной, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов.
2) Разговорной
речи свойственны эмоционально-
- просторечие,
находящееся на грани
- просторечие внелитературное, грубое, например: подъезжать вместо добиваться, шлепнуться вместо упасть;
3. Разговорная лексика включает:
- разговорные профессионализмы, жаргонные слова (плезир - удовольствие, забава; пленер - природа),
- арготизмы (расколоться - предать; салага, салажонок - молодой, неопытный),
Жаргонная лексика может быть связана с возрастной общностью поколений (например, в языке молодежи: шпоры (шпаргалка), пара (двойка).
Все эти разряды слов имеют
узкую сферу распространения, в
экспрессивном плане они
4. Синтаксические конструкции тоже имеют свои особенности. Для разговорной речи типичны построения с частицами, междометиями, построения фразеологического характера: "Тебе говорят-говорят - и все без толку!", "Да куда же ты? Там же грязь!" и проч.
Характерно
для разговорной речи
В разговорном стиле представлены:
- застывшие
конструкции, не поддающиеся
конструкции с неуправляемыми формами (с домашними заданиями порядок);
- "расчленение"
и присоединительные
- предложения со "смещенной" конструкцией (Я и так воды не знаю, где достать) и др.
Стиль художественной литературы.
Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. В.В. Виноградов отмечал: "...Понятие "стиля" в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного... Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в преобразованном виде..."
Художественной
литературе, как и другим видам
искусства, присуще конкретно-
Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомним хорошо нам известные "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
Мир художественной
литературы - это "перевоссозданный"
мир, изображаемая
Как средство общения художественная речь имеет свой язык - систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию.
Лексический
состав и функционирование
В художественном
стиле речи очень широко
На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально обобщенные понятия, в художественной речи выступают - как конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.
Для художественной
речи, особенно поэтической,
Синтаксический
строй художественной речи
В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа.
По разнообразию,
богатству и выразительным
Заключение.
Таким образом, для каждого функционального стиля речи характерны свои особенности и своеобразие. Для научного стиля присуще использование специальной научной и терминологической лексики, графической информации, четкое определение понятий и явлений, строгая логичность и последовательность изложения, усложненный синтаксис. Деловому стилю свойственны профессиональная терминология, точность определения применяемых слов и выражений, клишированность языковых средств. Главнейшим свойством публицистического стиля является его информативность и экспрессивность. Художественная речь использует все разнообразие и все богатства национального языка, чтобы создать яркий, запоминающийся образ. Понимание особенностей художественного стиля речи помогает более глубокому прочтению литературных произведений, обогащает нашу практическую речь. Главной особенностью разговорной речи является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексическая разнородность, использование разговорных и просторечных слов, упрощенного синтаксиса, эмоционально-экспрессивной оценочности, мимики, жестов.
Список литературы:
Русский язык и культура речи. Ростов - на Дону, 2003.