Светское направление в русской культуре 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:02, доклад

Описание работы

В истории русской культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-экономических отношений.

В этом столетии, как и в следующем, Россия продолжала оставаться феодальной страной. Феодальный строй, будучи господствующим, продолжал укрепляться, что нашло своё выражение в окончательном оформлении системы крепостного права Соборным уложением 1649 г.

Работа содержит 1 файл

Светское направление в русской культуре 17 века.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

(в раскол тогда  ушла треть народа) на борьбу за свои убеждения, были признаны официальной церковью вредными.

      

      Архитектура. Наиболее отчетливо новшества в художественной культу-

ре обнаруживаются в памятниках архитектуры. В ней  наблюдается усиление

светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение куль-

тового и гражданского зодчества. Возводятся гражданские сооружения, терема,

царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий – богатое  декоративное

убранство. Современники нашли точный термин, раскрывающий сущность

творчества мастеров этого времени – «дивное узорочье».

      К середине века широкий размах  получает светское каменное строитель-

ство. Наиболее ярким образцом такого типа является построенный в Москов-

ском Кремле Теремной дворец (1635—1636 гг.), который стал первым камен-

ным жилым домом на Руси. До этого предпочтение отдавалось деревянному

жилью, как более  теплому и гигиеничному при существовавшей системе ото-

пления.

      Черты большей светскости, парадности приобретает и крепостное зодчество. После драматических событий Смуты восстанавливается Кремль, а его

перестроенные башни  придают ансамблю не только оборонительный, но и торжественный характер.

     Культовая  архитектура XVII в. перестала соблюдать  каноны церковного

строительства, становится более праздничной, живописной, многоцветной, украшенной богатым декором.

     Официальная  церковь в лице патриарха Никона, стремясь сохранить канонические традиции, в середине XVII в. запретила строительство шатровых

храмов и осудила  новые веяния. Образцом считались сооружения православного Востока на Афоне и в Иерусалиме.

     Конец  XVII века ознаменовался появлением  так называемого «московского или нарышкинского барокко», поскольку большинство таких храмов

строилось на средства бояр Нарышкиных или других представителей придворной знати.

 

   Живопись. В развитии русской живописи XVII в. можно выделить два

этапа, грани между  которыми середина века. На первом этапе сложились два

соперничающих направления. Одно из них, представленное «годуновской школой», тяготела к монументальным традициям прошлого, следованию древним

художественным  канонам. Защитники традиции утверждали, что икона – это

предмет культа, в  котором все священно. Любые изменения  в древних образцах

они считали святотатством. Другое направление, представленное «строгановской школой», не ограничивало себя рамками канона. Иконы этой школы отмечены печатью большей человечности, лиризмом образов, определенным психологизмом. Это направление во второй половине века становится преобладающим.

       Второй этап развития живописи XVII в. характеризуется постепенным

отказом от традиционного  стиля древнерусской живописи, поворотом к реалистическому воплощению художественного образа. Становление нового художественного идеала связано с процессом освоения западноевропейской живо-

писи.

  Театр. По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи.

Возникновение  придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.

Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации  и костюмы переносились с места  на место. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами.

Церковь враждебно  относилась к светскому театру. После смерти Алексея Михайловича по настоянию патриарха Иоакима театр временно был закрыт.Свое дальнейшее развитие он получил уже в XVIII столетии. 

Вывод 

Как видно, во всех областях культуры в XVII столетии наметился отход от средневековых традиций и стремление теснее знакомиться с западноевропейской культурой. Реформы Петра I, значительно ускорили процесс европеизации России. Однако этот коренной перелом в российской истории вряд ли был бы возможен без важнейших процессов, происходивших в переходном XVII в.

Информация о работе Светское направление в русской культуре 17 века