Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:07, курсовая работа
Жизнь каждого человека делится на три важнейших этапа: рождение, создание семьи (брак) и смерть. И стремление людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловливает придание этим событиям форм праздников и обрядов. Именно поэтому этим событиям всегда сопутствовали соответствующие обряды (крещение, свадьба и похороны), которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события.
И если обряды, связанные с рождением и смертью человека в разных религиях и народностях зачастую проводились в узком семейном кругу, то свадебный обряд всегда был массовым и зрелищным. Вероятно, именно поэтому он лучше всего сохранился, и мы можем практически точно восстановить традиционную картину этого древнего действа по записям, рассказам и другим источникам.
Введение
1. Характеристика семейно бытовых праздников и обрядов
1.1. Родильный обряд и крещение
1.2. Именины
1.3. Похоронный обряд
2. Свадебный обряд
1.1. Особенности свадебных обрядов разных народов
1.2. Разнообразие русских свадеб
1.3. Сценарный план и основные действующие лица русской свадьбы
1.4. Свадебная поэзия
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
32
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
1. Характеристика семейно бытовых праздников и обрядов
1.1. Родильный обряд и крещение
1.2. Именины
1.3. Похоронный обряд
2. Свадебный обряд
1.1. Особенности свадебных обрядов разных народов
1.2. Разнообразие русских свадеб
1.3. Сценарный план и основные действующие лица русской свадьбы
1.4. Свадебная поэзия
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Дата выдачи ______________________________
(число,месяц,год)
Срок исполнения ______________________________
(число,месяц,год)
Научный руководитель
Канд. философ. наук, доцент ______________________ Л. С. Пестрякова
подпись,дата
Введение
Жизнь каждого человека делится на три важнейших этапа: рождение, создание семьи (брак) и смерть. И стремление людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловливает придание этим событиям форм праздников и обрядов. Именно поэтому этим событиям всегда сопутствовали соответствующие обряды (крещение, свадьба и похороны), которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события.
И если обряды, связанные с рождением и смертью человека в разных религиях и народностях зачастую проводились в узком семейном кругу, то свадебный обряд всегда был массовым и зрелищным. Вероятно, именно поэтому он лучше всего сохранился, и мы можем практически точно восстановить традиционную картину этого древнего действа по записям, рассказам и другим источникам.
В своей работе я расскажу обо всех тонкостях русской свадьбы, о том как происходило сватовство, смотрины, как невеста и жених готовились к этому событию, как было принято “гулять“ на свадьбе и что происходило в последующие дни после свадьбы. Целая большая глава посвящена традиционным особенностям, так как в разных регионах России свадьбы игрались по разному. На севере не так как в центральных районах, а на юге по иному, нежели в центральной части, даже в одной деревне свадьбы могли играться по разному в зависимости кто откуда и когда в нее переселился.
Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда. Тем более что и сам он менялся с течением времени. В настоящее время наблюдается возврат к древним традициям, именно поэтому считаю выбранную мной тему актуальной для изучения.
Объект исследования – семейно-бытовые праздники и обряды.
Предмет исследования – русский народный свадебный обряд.
Цель работы – изучить особенности русского народного свадебного обряда.
Поставленная цель выдвинула следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Описать характеристику семейно бытовых праздников и обрядов.
3. Изучить особенности свадебных обрядов разных народов, выделив характерные черты, общие для всех обрядов.
4. Рассмотреть основные формы русской свадьбы.
5. Выделить образную основу русской свадьбы.
6. Рассмотреть сценарный план и основных действующих лиц русской свадьбы.
7. Проанализировать свадебную поэзию.
Методологическую основу работы составили труды таких авторов: В.П.Аникин, О. Веселовская, М. Забылин, Ю. Г Круглов, Т. Малозенова, И.Панкеев, Н. А Юдина, Л.И. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первом разделе рассматриваются семейно-бытовые праздники и обряды русского народа, дается их описание.
Второй раздел посвящен русской народной свадьбе. Рассмотрены обряды разных народов, нашедшие свое отражение в русском свадебном обряде, описан сценарный план русской свадьбы с описанием всех действующих лиц, изучена свадебная обрядовая поэзия. Результаты исследования сведены в заключении.
Характеристика семейно бытовых праздников и обрядов
Обрядовое действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен.
Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства позволили обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии.
Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека.
Среди многообразия праздников и обрядов особую группу составляют семейно-бытовые обряды. Они наиболее ярко отражают семейно-брачные и бытовые отношения.
Семейные обряды связаны с обрядами календарными, так как те и другие сложились на общей древней основе. Однако между ними существует большое отличие. Если календарные обряды имели аграрный характер и были обращены к природе с её сезонными изменениями, то семейные обряды совершались для человека. Они посвящались важнейшим и закономерным событиям и изменениям в его жизни: рождению, возмужанию, вступлению в брак, старению, смерти.
Семейные обряды являлись жизненной нормой патриархального быта русского народа. Православный народ воспринимал их прежде всего в духовном плане: как церковные обряды и таинства, не случайно важнейшие из них получили церковные названия крестины, венчание, отпевание. При этом народ продолжал сохранять в своём мировоззрении и быту языческие пережитки.
Обряды совершались не только в избе, во дворе, в бане, на улице, но и в христианском храме. Они сопровождались возжиганием свечей, молитвами, крестным знамением, поясными и земными поклонами, церковными песнопениями, окроплением святой водой, каждением ладаном, чтением Евангелия, Апостола и Псалтири — и, наряду с этим, многочисленными и разнообразными магическими действиями, пришедшими из язычества.
Семейно-бытовые обряды имеют цикличность и подразделяются на родильный, крестинный, именинный, свадебный, и похоронный.
Родильный обряд — это комплекс традиционных действий магической и духовной направленности, совершавшихся в связи с рождением ребёнка и на протяжении первого года его жизни.
Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веков славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей. Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену.
В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше и из дома, чтобы домовой и священный огонь очага всегда могли прийти ей на помощь.
К постели роженицы и младенца подвешивались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами.
Беременная должна была соблюдать целый ряд запретов, например, избегать смотреть на все некрасивое, чтобы у нее родился красивый ребенок; не гладить кошек, собак, свиней — иначе ребенок может родиться немым или долго не будет говорить. Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву), чтобы младенец был румяным.
Особенно важное значение придавалось определению пола ребенка. От того, родится мальчик или девочка, зависело материальное благополучие крестьянской семьи: с рождением мальчика ожидали помощника, нового хозяина, рождение девочки вело нередко к снижению материального благосостояния — ей нужно было приданое.
Остатки древнего родильного обряда сохранялись в многочисленных ритуальных действиях, связанных с первым купанием, пеленанием и укладыванием новорождённого, первым кормлением грудью, первым укладыванием в колыбель, первым подпоясыванием (на сороковой день), первым пострижением волос (после года); в действиях и приметах при появлении первого зуба, первых произнесённых слов, первых шагов ребёнка и во многом другом. Магические действия должны были предохранить новорождённого от нечистой силы, обеспечить ему здоровье, долголетие и жизненное благополучие. Тому же служили разнообразные рекомендации и запреты, а по множеству примет старались определить будущий характер новорождённого и его судьбу.
В русском родильном обряде главным было крещение младенца и устраиваемый по этому поводу домашний праздник крестины. Обряд крещения начинался с выбора крёстных. Крёстные отец и мать — лица, вступившие в духовное родство, кумовья по отношению друг к другу, а также к отцу и матери ребёнка. Быть крёстными считалось большой честью, их выбирали среди достойных родственников, соседей или друзей. Крёстные покупают крестик и крестильную рубашку, несут ребёнка в церковь, держат его во время крещения — воспринимают от купели, поэтому их ещё называют восприемниками. Когда ребёнок подрастает, крёстные обязаны научить его истинам христианской веры. В продолжение всей своей жизни крёстные молятся за него как за родного.
Главное священнодействие таинства крещения состоит в троекратном погружении крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (называется его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Этими словами священник призывает Бога Троицу. Рождаясь «от воды и Духа» (духовно), крещаемый омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершённых им самим до крещения. Он становится «храмом Божиим», то есть делается способным воспринять благодать Святого Духа, и через это ему даруется блаженное бессмертие. Таинство крещения завершается таинством миропомазания (в русской пословице говорится: Все мы одним миром мазаны.
В честь крещения ребёнка устраивался семейный праздник — крестины. Крестины проходят у всех славян по одному сценарию: угощение, пожелание здоровья ново-окрещённому, его родителям, сбор денег и взаимное одаривание родителей, крёстных и повитухи.
Празднование именин - это одна из культурных традиции древней Руси. Но в 20-30-х годах празднование именин считалось запретным и даже подвергалось официальному гонению. Но, как оказалось, искоренить эту традицию не удалось - в настоящее время по-прежнему отмечают именины, а в последнее время они приобретает все большую популярность.
Именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Первые упоминания о праздновании именин на Руси относят к XVII веку.
Раньше накануне именин семья именинника пекла пироги, караваи и варила пиво. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь на молебен, ставил свечи и прикладывался к иконе своего святого. Вечером устраивался ужин для родных и друзей.
В прошлом именины считались более важным праздником, чем день "телесного" рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т.к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями. С точки зрения христианства, имя человеку дается еще и для личного общения с Богом. Церковь, при крещении человека, тем самым связывает личное имя с именем Бога. Церковь, давая младенцу имя Святого, тем самым старается направить его на путь истинный: ведь, человек с таким именем уже реализовал себя, став Святым.
Даже иконы в церкви наделены святостью только в том случае, если изображение Святого обозначено именем (подписано).
Смерть - это последний земной удел каждого человека. Смерть от старости считалась естественно необходимым событием. Смерти боялись только слабые духом, умирали труднее болевшие в расцвете лет, люди, обделенные в чем-то судьбою и т.д.
Умереть, не намаявшись и не намаяв близких людей, представлялось нормальному человеку величайшим и самым последним благом. Как и в крестинах, христианский обряд здесь тесно сжился с древним обычаем прощения и погребения. Причащение, соборование дополнялись просьбами простить все обиды, устным завещанием личного имущества (одежда, профессиональные и музыкальные инструменты, украшения).