Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 03:23, доклад
Субкультура в социологии и культурологии — часть культуры общества. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы, от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений.
Сучасні молодіжні субкультури України
Субкультура в социологии и культурологии — часть культуры общества. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы, от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Большинство современных, особенно молодежных субкультур произошли от различных Фэндомов, но есть и исключения. Например ярким примером такого исключения является уголовная субкультура, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц преступивших закон.
Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано, как происхождением субкультур(замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры.
Развиваясь субкультуры
начинают вырабатывать единый стиль
одежды(Имидж), язык(жаргон, сленг), атрибутику(символику),
также общее мировозрение для
своих членов. Характерный имидж
и манера поведения является маркером,
отделяющим «своих»(представитлей
субкультуры) от посторонних людей.
В этом очень большое сходство
субкультур 20-го века и традиционных
культур. Поэтому методы изучения субкультур
очень схожи с методами изучения
культур традиционных. А именно,
это историко-лингвистический
Вызывающий имидж молодёжных субкультур — одновременно выражение протеста и «униформа», позволяющая узнавать своих .Имидж для представителя субкультуры, это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей которые пропагандирует субкультура. Например вызывающий имидж Панк демонстрирует протест и борьбу, унисекс скинхедов близость к рабочему классу, а мрачный стиль готов презрение к смерти. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например военезированные ботинки(ботинки Dr. Martens) скинхедов давно уже стали общепринятым у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический аристократ, уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.
У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга это слова неологизмы.
С культурологической точки
зрения символ и символизм являются
определяющими в описании той
или иной культуры и культурного
произведения. Символ субкультур это
с одной стороны
Со временем узкое мировоззрение столкнувшись
с массовой культурой может выродиться(так
произошло с Растаманами) или же наоборот
приобрести массовый характер и дать новый
подъем старым течениям(НеоАнархисты).
Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.
Выделяют следующие основные признаки неформалов.
1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
2) Слабо выраженная внутренняя структура.
3) Большинство объединений
имеет слабо выраженные
4) Слабые внутренние связи.
5) Очень сложно выделить лидера.
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе
небольшой группы со стороны.
8) Представляют альтернативу государственным структурам.
9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
Выражаясь кратко, "НЕФОРМАЛЫ" - это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. В качестве причин “ухода в андеграунд”, молодёжь называет:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера
организации досуга для
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Значительное распространение
в стране получили
Молодежь, как наиболее чуткая
и восприимчивая группа первой воспринимает
новые формы развития в сфере
досуга со всеми позитивными и
негативными явлениями.
Литература
1. Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)
2. Глушкова О.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СУБКУЛЬТУРЫ- http://book.uraic.ru/project/
3. Свечников С. К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура». Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007
4. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
5. Символика молодёжной субкультуры —
Т. Б. Щепанская - http://subculture.narod.ru/
6. Криминальная субкультура. Мацкевич И. М., д-р юрид. наук, проф. кафедры криминологии, психологии и уголовно — исполнительного права МГЮА. Номер 2005 (01)
7. http://www.subcult.ru/-