Субъкультура и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:32, доклад

Описание работы

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят в отдельное идейное понятие, как в случае с ЛГБТ, так как тяжело назвать культуру, к которой бы она относилась.

Работа содержит 1 файл

субкультура.docx

— 17.35 Кб (Скачать)

Субкультура – это  общность людей, чьи убеждения, взгляды  на жизнь и поведение отличны  от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят  в отдельное идейное понятие, как в случае с ЛГБТ, так как  тяжело назвать культуру, к которой  бы она относилась.

Субкультуры могут  различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими  для субкультуры, могут иметь  эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают  как оппозиция к ценностям  более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики  соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать  свое единство посредством использования  отличного от всех стиля одежды или  поведения, а также специфических  символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним  из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних  предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех  же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует  систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как  контркультуру.

Иногда определение  субкультуры может составлять некоторую  трудность так как стиль одежды и музыки со временем адаптируется массовой культурой для коммерческих целей. Чем больше у продукта от той  или иной субкультуры, тем круче  он считается и тем лучше продается  – в бизнесе это известно всем. Такой процесс культурного впитывания может привести к летальному исходу для развития субкультуры, а ее поклонники начнут изыскивать и развивать новые  стили, которые бы не вписывались  в культуру широкого потребления.

Музыкальные субкультуры  очень чувствительны к внешним  изменениям. Интересно, что практически  все музыкальные стили: джаз, готика, хип-хоп, рэйв, когда-то были распространены повсеместно. Каждый раз это был  следующий шаг музыкальной моды, который, впрочем, надолго не затягивался.

Многие субкультуры  постоянно страдают от коммерческого  интереса, поэтому их поклонники стараются  хотя бы на один шаг обойти доминирующую культуру. В свою очередь, этот процесс  помогает создать постоянный поток  стилей, которые можно адаптировать для целей бизнеса и выпустить  в большой мир.

Однако не все  субкультуры своей отличительной  чертой считают внешний вид. Очень  многие современные течение делают особый акцент на моральных или политических убеждений, которые широкой публике  уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически  не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные  предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей  своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и  так далее.  

Считать принадлежность к субкультуре клеймом не стоит, если это не перерастает рамки  человеческого общества. Вызывающее поведение представителей некоторых  течений стало настолько стереотипным, что само название субкультуры стало  нарицательным.

Контркультура

Термин К. был впервые  введен американским социологом Т. фон  Роззаком для обобщенного обозначения  альтернати-вистских тенденций в  искусстве, общественной мысли, религиозной  жизни, политике и быту. К. представляет собой опыт разнопланового социального  экспериментирования, не связанного жесткими идеологическими, конфессиональными, национальными или возрастными  границами. Строго говоря, это не единое движение, а набор разнообразных  культурных инициатив, объединенных негативным отношением к существующей системе  ценностей. Для К. характерно обращение  к неортодоксальным духовным традициям  и эзотерическим практикам (европейский  и восточный мистицизм, шаманизм, сатанические культы, опыты наркотического галюцинирова-ния, йога), причудливое  соединение символики различных  культур и эпох, попытки воспроизведения  в современном контексте выработанных мировой культурой моделей маргинального  поведения, «странного» бытия в  отчужденном мире (»юродство» европейского средневековья, искусство дзэн, романтизм  и декаданс Нового времени). Источниками, определившими стиль мышления идеологов  К. 60-х, стали также философские  концепции Ницше, Кьеркегора, Фрейда, Мар-кузе, тексты Кафки, Гессе, Керуака  и Кизи. Начинаясь с индивидуального  бунта, осознания нетождественности  собственного Я и мира господствующих предписаний, творчество К. воплощается  впоследствии в поиске новых форм социализации, способных создать  оптимальные условия для реализации естественных прав человека. Выступая против слепой веры в безграничные возможности разума, неспособного разрешить  коренные проблемы человеческого бытия, К. принимает в качестве высшей ценности спонтанное чувственно-эмоциональное  переживание реальности, непосредственное ощущение гармонии мира, существующее по ту сторону рациональных суждений и логических доводов. Неприятие  существующего порядка вещей  порождает в контр-культурном сознании ряд поведенческих моделей: 1) собственно «подпольное» существование, в котором  страх перед реальностью соединяется  со стремлением найти убежище  в тайниках собственного подсознания; 2) построение субъективистско-ир-рациональной картины «лучшей реальности»  и агрессивно-волевое вмешательство  в естественный ход развития общества с целью приведения его в соответствие со своими собственными утопическими представлениями; 3) конструктивное культуротворчество, связанное с экспериментально-авангардистским  поиском мировоззренческих оснований  новой эпохи. К. как возможность  присутствует в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды  социальной нестабильности, кризиса  официального миропонимания, его неспособности  адекватно отразить происходящие культурные процессы. Потеря однозначности в  осмыслении окружающей действительности порождает стихийный контркультурный  поиск нового языка культуры. Неотъемлемый элемент подобного поиска - демонстративно-провокационная десакрализация привычных для конформистского  «банального» сознания стереотипов, разрушение господствующей мифологии. Это создает  необходимые предпосылки для  формирования нового идеала рациональности и соответствующего ему строя  мышления, преодолевающего ограниченность как прежнего «официоза», так и  порожденной им К. 

2. Функции культуры

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни общества и  человека. Но в вопросе о количестве функций культуры среди культурологов  нет полного единодушия. Тем не менее все они соглашаются  с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции. Сопоставление различных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что к числу основных функций культуры относятся адаптивная, познавательная, информационная, коммуникативная, интегративная, регулятивная, аксиологическая и др.

2.1 Адаптивная функция  культуры

Важнейшая функция  культуры - адаптивная, позволяющая  человеку приспособиться к окружающей среде, что выступает необходимым  условием выживания всех живых организмов в процессе эволюции. Но человек  не приспосабливается к изменениям окружающей среды, как это делают другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. При этом создается  новый, искусственный мир - культура. Иными словами, человек не может  вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную  среду обитания.

2.3 Познавательная (гносеологическая) функция.

Важной функцией культуры является также познавательная (гносеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает  богатые знания о мире и тем  самым создает благоприятные  возможности для его дальнейшего  познания и освоения. Наиболее полно  эта функция проявляет себя в  науке и научном познании. Разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры, но там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение  объективных знаний о мире - главная  цель.

2.4 Коммуникативная  функция культуры

Очень важна коммуникативная  функция культуры. Ни одну сколько-нибудь сложную задачу человек не может  решить без помощи других людей. Без  общения с себе подобными человек  не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Посредством коммуникации происходит координация сложных действий, становится возможной сама общественная жизнь.

2.6 Нормативная (регулятивная) функция

Огромную роль в  жизни общества играет нормативная (регулятивная) функция культуры. Любые  человеческие общности нуждаются в  регулировании поведения составляющих их индивидов. Это необходимо для  сохранения равновесия внутри самой  общности и для выживания каждого  отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие событий. Но они не определяют, как  должен действовать человек в  той или иной ситуации. Каждый сознательный и ответственный человек совершает  поступки, опираясь на нормы и требования к поведению людей, которые исторически  сложились в обществе и четко  закрепились в нашем сознании и подсознании.

2.5 Интегративная  функция культуры

Интегративная функция  культуры близка к коммуникативной: культура объединяет народы, социальные группы и государства, т.е. любые  социальные общности. В основе единства таких групп лежат: общий язык, единая система ценностей и идеалов, а отсюда - общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей. Так возникает  чувство родства, общности с людьми - членами твоей группы, в противовес другим людям, которых мы воспринимаем как «чужих». В результате весь мир делится на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Как правило, человек испытывает большее доверие к «своим», чем к «чужим», говорящим на непонятном языке и ведущим себя, с нашей точки зрения, неправильно. Поэтому коммуникации между представителями разных культур всегда затруднены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны.

Информация о работе Субъкультура и контркультура