Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:06, контрольная работа
СТРУКТУРАЛИЗМ (от лат. structura — строение), направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования С.— культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией).
Федеральное агентство связи
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная академия
телекоммуникаций и информатики»
______________________________
Кафедра
связей с общественностью
Структурализм: от лингвистики к культурологи
Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая
Контрольная работа №7
по дисциплине
«Культурология»
группа 15 «у»
Самара, 2011
1. Структурализм: от лингвистики к культурологии.
СТРУКТУРАЛИЗМ (от лат. structura — строение), направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования С.— культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле — научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение — т.н. генетический структурализм Л. Гольдмана). Одним из направлений С. является структуралистское литературоведение, в котором выделяются два основных раздела — структурная лингвистика и структурная поэтика. Основоположники структурной лингвистики И. А. Бодуэн де Куртенэ и Ф. Соссюр поставили задачу научно точного (в конечном счете — математически точного) анализа языка. Эта наука отвлекается от звуков, слов и грамматических форм, как таковых, и исследует постоянно действующие законы, реализующиеся в языке (точно так же, напр., физика отвлекается от определенных материальных тел и изучает их взаимные отношения и функции — массу, скорость, энергию, тяготение, теплоту и т. п.). Предмет структурной лингвистики — внутренние отношения и связи, лежащие в основе языка. С ней тесно связана структурная поэтика (применение формальных методов к искусству слова, попытка перенести принципы структурной лингвистики в поэтику), основы которой заложены учеными нач. 20-х гг., связанными с Обществом изучения поэтического языка («ОПОЯЗ») и Московским лингвистическим кружком. ОПОЯЗ представлял собой русскую ветвь «формального метода» в литературоведении сер. 1910-х — сер. 20-х гг. Ориентируясь на лингвистику, его представители (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Р. О. Якобсон и др.) пытались применить к содержанию поэтического текста формально-логические процедуры, стремясь достичь точности и достоверности научного анализа художественной литературы. В 70-е годы она развивалась, опирающаясь на теорию вероятностей, нек-рые понятия кибернетики, теории информации и семиотики (Вяч. Иванов, В. Н. Топоров, А. Н. Колмогоров).
В культурологии нет единой системы, нет и единого метода. До последнего времени культурология определялась как раздел философии. Получили распространение и взгляды на культурологию как на разделы этнологии, исторической антропологии, этнографии, лингвистики, социологии и психологии. Каждая из гуманитарных дисциплин претендует на главенство в культурологии, выстраивая собственные ряды, входящих в культурологию источников. По-видимому, у каждой из них есть для этого основания, но пока можно констатировать с определенностью, что в основе культурологии присутствуют идеи:
- целостности
человека как существа
- синтеза
гуманитарного и
- нерасчлененности гуманитарных знаний;
- вытеснения
исторической доминанты
2. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.
Известный
философ того времени Конфуций (551-479
гг до н.э.) - основатель конфуцианства.
Характерной чертой учения Конфуция
является антропоцентризм. Его почти
не интересуют проблемы космогонии, он
уделяет мало внимания духам и
потустороннему миру…, хотя и считает
небо не только частью природы, но и высшей
духовной силой в мире, а жертвоприношения
предкам - важнейшим выражением почтения
к ним. Однако в центре его внимания - проблемы
человека, его умственного и нравственного
облика. Кофуций первым разработал концепцию
идеального человека (цзюнь-цзы) , благородного
мужа - не по происхождению, а благодаря
воспитанию в себе высоких нравственных
качеств и культуры, - который прежде всего
должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью,
любовью к людям; проявления жэнь - справедливость,
верность, искренность и т.д. Особое место
заняла концепция сяо - сыновней почтительности,
уважения к родителям и старшим вообще.
Конфуций считал сяо основой жэнь и других
добродетелей и самым эффективным методом
управления страной (ибо страна - это большая
семья) . Наконец, Конфуций придавал большое
значение юе музыке, лучшему средству
изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую
роль отводил ли - этикету, т.е. правилам
благопристойности, регулирующим поведение
человека в разных жизненных ситуациях.
Исходной точкой учения Конфуция о четком
иерархическом разделении обязанностей
в обществе была концепция чжен мин - выпрямления
(исправления) имен, т.е. приведения вещей
в соответствие с их названием…
Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно эффективно управляли своей огромной империй за исключением тех периодов, когда Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно ослабевала. В периоды кризисов с особой силой проявлялась весьма характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но в периоды эффективного функционирования центральной власти находившиеся в определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным фактором, способствовавшим углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого упадка и развала империи в среде чиновничества и шэнь-ши всегда отыскивались популярные деятели, которые находили в себе мужество пойти против течения и резко обличали пороки современного им общества. При этом они руководствовались не только интересами страдающего народа; гораздо более они были озабочены нелегкой задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных и священных принципов конфуцианского государства.
Призывы
этих «честных чиновников» ( они
так официально именуются в
китайской конфуцианской
Культ
этот всегда был очень заметен
в Китае. Не аристократ или
священник, не дворянин-рыцарь
или офицер-дуэлянт, а именно
ученый-чиновник, грамотей-начетчик
всегда был социальным идеалом
в старом Китае. Вся
Конфуцианство - регулятор жизни Китая.
Конфуцианское
централизованное государство,
Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах. Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные кланы и корпорации - ремесленные и торговые объединения, землячества, секты, тайные общества и т. п., которые в какой то мере нейтрализовывали и ограничивали всемогущество центральной администрации. Они были основаны всё на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма, железной дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний, когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве её неизменной идеологической и организационной опоры.
Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и - от имени Неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско-чжоуское время культ правителя, императора, «сыны Неба», управляющего Поднебесной от имени великого Неба. С течением времени сложился подлинный культ Поднебесной, срединного государства, рассматривавшегося как центр Вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли Неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, населявших окраины, прозябавших в темноте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного только источника - из центра мира, из Китая. Любое прибытие в Китай иностранцев всегда рассматривалось как признание сюзеренитета сына Неба, как готовность принять культурные ценности великого Китая. Многие соседи Китая - гунны, тоба, монголы, маньчжуры, - спорадически завоевывавшие Срединную империю и даже основывавшие свои династии, со временем неизменно окитаевались, что укрепляло у китайцев сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троне варварам-завоевателям всегда приходилось - за неимением альтернативы - принимать конфуцианскую систему администрации, и это же как бы подтверждало концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся им китайской империи, китайской цивилизации.
Религия
ли конфуцианство? В
Не
будучи религией в полном
В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает не одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в сои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Оно сумело стать - во всяком случае для старого Китая незаменимым.1
Конфуцианство
сыграло огромную роль в