Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:54, контрольная работа
Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесении его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.)
Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………4
1. Взаимосвязь материальной и духовной культуры………...………………4
2. Основные блоки структуры культуры……………...…….………………..7
3. Виды культуры……………….……………….…………………………......8
Заключение……………………………………………………………………..14
Список источников и литературы…………………………………………….15
Сегодня политическая культура
чаще всего рассматривается в
узком, прикладном смысле и
понимается как система
Политическая культура (в узком смысле) предполагает выполнение гражданами системы социальных требований (уважение Конституции, государственных символов, соблюдение законов страны). В рамках этих требований члены общества осуществляют политическую деятельность. При этом в политических действиях проявляются убеждения, эмоции, ценностные ориентации, которые тоже составляют компонент политической культуры. Среди них основным является общее политическое мировоззрение общества, которое составляет часть мировоззрения отдельного человека или социальной группы.
Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек — это личность с развитой экономической культурой.
Экономическая культура в широком смысле слова — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.
Экономическая культура в узком смысле слова — это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.
Экономическая культура выполняет несколько функций: познавательную, прикладную, воспитательную и т. д. Новые экономические знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осознание тенденций развития общества на перспективу. Что касается прикладной функции экономической культуры, то активность субъектов экономических отношений во многом зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их на практике, т. е. от экономического сознания людей.
Быть экономически культурным важно в наши дни для всякого человека, независимо от того, трудится ли он на государственном предприятии, занят ли собственным бизнесом или вообще не работает.
Экономическая культура проявляется в умении реализовать свои индивидуальные способности в каждой данной конкретной ситуации. А для этого необходимо постоянно пополнять свои экономические знания, находить силы, если нужно, менять свои представления, сферы деятельности и даже экономические интересы.
Одним из комплексов экономической культуры личности выступают определенные экономические навыки, умения, опыт.
Экономическая культура позволяет формировать такое качество личности, как экономические мотивы деятельности.
Правовая культура - это качественное состояния правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности.
Правовая культура общества зависит от правового сознания его членов. Правосознание — совокупность чувств, настроений, идей, представлений и взглядов и т. д. человека, в которых выражено его отношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым правовым нормам.
У человека с развитым правовым сознанием ценности права (нерушимость прав и свобод человека, равенство и справедливость и др.) глубоко усвоены, воспринимаются как нечто должное и естественное. Дня каждого человека важно сформировать у себя необходимое правосознание. Оно проявляется в правовой активности граждан, например их участием в выборах. Правосознание является, с одной стороны, отражением правовой жизни общества, а с другой, оно — средство воздействия на правовую систему государства.
Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и желаниями.
Экологическая культура в узком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству с природой должна быть формой теоретического возврата с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.
Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).
В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.
Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему циркулирования специфической, неперекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей.
Нравственная культура - это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.
Нравственная культура - это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции.
Особенности формирования и проявления нравственной культуры во многом обусловлены спецификой морали (нравственности). Как и мораль, нравственная культура у конкретных людей формируется и реализуется стихийно, а также целенаправленно и целесообразно. Она распространяет свое воздействие на все стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.
Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.
Во всяком случае, несомненно, что
культура от своего
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.
Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры - это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.
Ценностями культуры выступают различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности: природа, мораль (внешние регулятивы поведения, нравственность (внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.
Представление о бытии мировой культуры, взятом в целостности, предполагает её единство в каждый исторический период. Рассмотрение культуры как целого означает признание типа связей; культура выступает системой, она обладает внутренней структурой. Результатом такого исследования выступает сложная картина бытия культуры.
Однако выделение
одной системы культуры с соответствующей
единой структурой затруднено по очевидной
причине: культура синкретична и многомерна.
Сложность культуры является ведущим фактором
недостаточного знания о ней для создания
общепризнанной системы (модели).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л. Этюды по истории поведения / Л. Выгодский, А. Лурия. М., 2000.
2.Дик П.Ф. Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть I. Теоретический курс. Костанай, 2010
3. Иконникова, С.Н. Диалог о культуре / С.Н. Иконникова. Л.,2000.
4. Каган, М.С. Мир общения / М.С. Каган. М., 2002.
5. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб.2000.
6. Финицкая, З. Люди и вещи / З. Финицкая. М., 2001.