Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:19, контрольная работа
Культура состоит из элементов, которые находятся между собой в определенной связи и образуют некое единство, что свидетельствует о целостности культуры. Прежде всего, в структуре целостной системы культуры можно выделить две большие области: материальную культуру и духовную культуру.
Для человека всегда была важна среда обитания. Во времена античности каждое дерево или куст, река или холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить дерево или вспахать пашню человек должен был принести жертву, получить божественную санкцию, разрешение на то или иное действие с природными объектами.
Языческая религия требовала постоянно ублажать богов, чтобы они не рассердились, и не стали бы вредить человеку. Природа была священна, боги скрывались везде, в каждом ущелье, за каждым деревом, в каждом цветке. Демистифицировать природу могла только культура, основанная на вере в другого Бога – Трансцендентного (неподдающегося эмпирическому познанию). Десакрализация природы – это иудейское наследие, воспринятое христианством. Повествование о сотворении мира в Книге Бытия изображало Солнце и Луну как светильники, которые были поставлены Богом на тверди небесной. В то время как все другие религии поклонялись им как божествам. Только культура, в которой природа не является священной, могла задаться целью покорить эту природу, заставить ее служить интересам человека. Такая культура позволила манипулировать природой. Христианство возвышало человека над природой, утверждало его духовную монополию. А с XVII века тезис Френсиса Бэкона «Знание – сила» стал нормой человеческой деятельности и обозначил техническую власть над окружающей средой. Это дало человеку возможность менять свое окружение. Такие процессы и связаны напрямую с материальной культурой.
Однако культуру нельзя свести только к преобразованию природы, так как в этом случае упускается из виду сам человек.
В мире культуры человек выступает не только как действующее существо, но и как результат своей деятельности. Именно здесь он проявляет самого себя, свои собственные сущностные силы, свою человеческую индивидуальность. Развитие человека в процессе его жизнедеятельности есть личностная форма существования культуры, этот процесс наиболее ярко выражается в явлениях духовной культуры.
Иначе говоря, есть не только материальное производство – производство вещей, но и духовное производство – производство идей.
Конечно, такое деление культуры на материальную и духовную условно. В реальной жизни эти элементы единой системы культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.
1. По форме существования.
Материальные ценности существуют в предметной форме: дома, станки, одежда и т.д. Духовные ценности также могут существовать в предметной форме: картины, книги и т.д., но не только. Ценности духовные могут существовать и как акты деятельности, например, игра актера на сцене, чтение преподавателем лекций и т.д.
2. По длительности существования.
Станки или автоматы могут, конечно, просуществовать дольше, чем картина или книга, однако, ценности духовной культуры не знают морального старения. Сохраненные произведения искусства навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры.
3. По пределам потребления.
Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено наряд подпространств, характер которых и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.
Список литературы
1. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. - Рстов-на-дону, 2007.
2. Коган М.С. Мир общения. - М., 1988.
3. Петрова М.М. Теория культуры. - Спб., 2000.
4. Розин В.М. Культурология. - М., 2003.