Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:51, контрольная работа
Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании.
Введение
Взаимосвязь видов материальной и духовной культур
Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство
Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры
ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
Заключение
Список литературы
• рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм);
• сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности.
В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, является культурным наследием. Наследие – важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов.
Кроме культурного наследия, в культурную статику входит и понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.
В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, свойства, присущие всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии отличаются сравнительным единообразием своих черт у самых различных народов. Большинство культурных универсалий порождено схожими биологическими и социальными потребностями людей, что вытекает из единства их физических и психических характеристик
Предначертанная культуре задача — связывать людей в единое человечество — находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному.
Как один из вариантов, можно было бы предложить следующий перечень функций культуры с некоторыми пояснениями:
а) функция приспособления к среде (адаптивная),
б) познавательная,
в) ценностная или аксиологическая,
г) информационно-коммуникативная,
д) нормативная или регулятивная,
е) семиотическая.
Наиболее общей и универсальной функцией культуры является адаптивная – приспособление человека к природному и социальному окружению. К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно средствами материальной и физической культуры. К социальному окружению – благодаря духовной и художественной культуре.
Базовая адаптивная функция культуры конкретизуется в целом ряде других, частных функций. Наиболее значительными из них являются:
• познавательная
функция (гносеологическая), в рамках
которой культура обеспечивает человека
истинными или социально
• ценностная функция (аксиологическая), благодаря которой осуществляется целеполагание социокультурного развития, определяются идеалы и нормы поведения в конкретном обществе и, более широко, регулируются отношения между людьми;
• информационно-коммуникативная функция осуществляет сохранение и передачу во времени и пространстве социально-значимой информации, которая обеспечивает взаимопонимание и единство общества;
• нормативная (регулятивная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей; в сфере труда, быта, межличностных отношений культура регулирует поступки, действия и даже выбор людей; регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право;
• знаковая
(семиотическая) функция – культура
представляет собой определенную знаковую
систему; поэтому невозможно овладеть
достижениями культуры без изучения
соответствующих знаков.
Заключение
Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.
Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.
Некогда
культуры отличались большей замкнутостью.
В ходе своего многопланового развития
они становятся все более открытыми
для всевозможных влияний: происходит
процесс взаимодействия компонентов культур
и жизнь вырабатывает все более гибкие
механизмы этого взаимодействия, что способствует
общему подъему культуры на более высокий
уровень. Взаимодействие различных видов
и форм культуры является основой происходящего
на наших глазах процесса формирования
общечеловеческой цивилизации. В этом
смысле культура предстает как социальное
явление и выступает как фактор возникновения
и становления социальных отношений. А
это значит, что культура может быть рассмотрена
и с позиций выявлений тех функций, которые
она выполняет в обществе. Функцией в общественных
науках обычно называют предназначение,
роль какого-либо элемента в социальной
системе. Под понятием «функции культуры»
подразумевается характер и направление
воздействия культуры на индивидов и общество,
совокупность ролей, которые выполняет
культура по отношению к сообществу людей,
порождающих и использующих ее в своих
интересах. Ценностями культуры выступают
различные материальные и нематериальные
объекты окружающей действительности:
природа, мораль (внешние регулятивы поведения,
нравственность (внутренние регулятивы
поведения), знание (способы достижения
истины), стиль мышления, логика изложения,
область творчества, характер деятельности
и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой,
многоплановой и многофункциональной
системе, созданной человеком и не существующей
вне человеческого бытия.
Список литературы
Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997.
Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ – ДАНА, 1998.
Бехман Г.
Современное общество как
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Гуревич П.С. Философия
культуры. Пособие для студентов
вузов. - М.: ЭКСМО, 2004.
Каган М.С. Философия
культуры. - СПб., ПИТЕР, 2006.
Кононенко Б.И. Культура
и цивилизация. - М., Наука, 1997.