Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:38, контрольная работа
Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесении его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.) Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Взаимосвязь материальной и духовной культуры……………...………………4
2. Основные блоки структуры культуры……………………...…….……………..7
3. Виды культуры…………………………………….…………………………......9
Заключение………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………...17
Сегодня политическая культура чаще всего рассматривается в узком, прикладном смысле и понимается как система относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения человека, которые проявляются в непосредственной деятельности его как участника определенного политического процесса. Или, другими словами, политическая культура в узком смысле — это ориентация человека, групп людей на определенные политические действия и процессы (выборы, развитие партий, диалог или конфронтация и др.).
Политическая культура (в узком смысле) предполагает выполнение гражданами системы социальных требований (уважение Конституции, государственных символов, соблюдение законов страны). В рамках этих требований члены общества осуществляют политическую деятельность. При этом в политических действиях проявляются убеждения, эмоции, ценностные ориентации, которые тоже составляют компонент политической культуры. Среди них основным является общее политическое мировоззрение общества, которое составляет часть мировоззрения отдельного человека или социальной группы.
Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек — это личность с развитой экономической культурой.
Экономическая культура в широком смысле слова — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.
Экономическая культура в узком смысле слова — это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям
своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.
Образно говоря, экономическая культура представляет собой тот инструмент, «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения и соответственно понимать сущность экономических явлений и процессов, происходящих в данном обществе и во всем мире.
Экономическая культура выполняет несколько функций: познавательную, прикладную, воспитательную и т. д. Новые экономические знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осознание тенденций развития общества на перспективу. Что касается прикладной функции экономической культуры, то активность субъектов экономических отношений во многом зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их на практике, т. е. от экономического сознания людей.
Быть экономически культурным важно в наши дни для всякого человека, независимо от того, трудится ли он на государственном предприятии, занят ли собственным бизнесом или вообще не работает.
Основой критического экономического мышления личности является понимание сущности экономических законов, экономических процессов и явлений, как в рамках экономической системы своей страны, так и между различными типами экономических систем других государств.
Критическое экономическое мышление не есть лишь результат овладения курсом экономики и другими учебными дисциплинами. Оно формируется также в семье, в ближайшем социальном окружении как система взглядов и представлений, например, относительно того, как необходимо планировать и вести семейный бюджет, как лучше тратить деньги, какие экономические приоритеты существуют, как можно зарабатывать на жизнь, что нужно производить в первую очередь.
Перед человеком всегда возникают конкретные жизненные, в том числе и экономические, ситуации и проблемы. Ему необходимо стремиться к ясной постановке вопроса, разносторонней осведомленности, целостному рассмотрению ситуации: выявлению альтернатив; к последовательному, поочередному рассмотрению частей сложного целого; анализу конкретных ситуаций, действий и поступков оппонента и конкурента и др.
Экономическая культура проявляется в умении реализовать свои индивидуальные способности в каждой данной конкретной ситуации. А для этого необходимо постоянно пополнять свои экономические знания, находить силы, если нужно, менять свои представления, сферы деятельности и даже экономические интересы.
Одним из комплексов экономической культуры личности выступают определенные экономические навыки, умения, опыт.
Экономическими навыками называются такие действия личности, которые в результате частых повторений выполняются быстро, безошибочно, автоматически.
Экономическая культура позволяет формировать такое качество личности, как экономические мотивы деятельности.
Мотивы — это побуждения человека к определенной деятельности. Экономические мотивы определяют направление мыслей человека, его поступков, линии поведения и т. д.
Экономические мотивы могут быть личными и общественно значимыми. Личные мотивы непосредственно связаны с потребностями человека. Осознанные потребности становятся ведущим мотивом поведения личности. Осознание рациональных потребностей невозможно без экономической культуры субъекта.
Правовая культура - это качественное состояния правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности.
Правовая культура общества зависит от правового сознания его членов. Правосознание — совокупность чувств, настроений, идей, представлений и взглядов и т. д. человека, в которых выражено его отношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым правовым нормам.
У человека с развитым правовым сознанием ценности права (нерушимость прав и свобод человека, равенство и справедливость и др.) глубоко усвоены, воспринимаются как нечто должное и естественное. Дня каждого человека важно сформировать у себя необходимое правосознание. Оно проявляется в правовой активности граждан, например их участием в выборах. Правосознание является, с одной стороны, отражением правовой жизни общества, а с другой, оно — средство воздействия на правовую систему государства.
Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и желаниями.
Экологическая культура в узком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству с природой должна быть формой теоретического возврата с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.
Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).
В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.
Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему циркулирования специфической, неперекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей.
Нравственная культура - это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.
Нравственная культура - это и эффективность нравственной регуляции жизни
людей,
взаимодополняемость
Особенности формирования и проявления нравственной культуры во многом обусловлены спецификой морали (нравственности). Как и мораль, нравственная культура у конкретных людей формируется и реализуется стихийно, а также целенаправленно и целесообразно. Она распространяет свое воздействие на все стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.
Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.
Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.
Во всяком случае, несомненно, что
культура от своего
Заключение
Культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.
Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры - это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.
Некогда культуры отличались большей
замкнутостью. В ходе своего многопланового
развития они становятся все более открытыми
для всевозможных влияний: происходит
процесс взаимодействия компонентов культур
и жизнь вырабатывает все более гибкие
механизмы этого взаимодействия, что способствует
общему подъему культуры на более высокий
уровень. Взаимодействие различных видов
и форм культуры является основой происходящего
на наших глазах процесса формирования
общечеловеческой цивилизации. В этом
смысле культура предстает как социальное
явление и выступает как фактор возникновения
и становления социальных отношений. А
это значит, что культура может быть рассмотрена
и с позиций выявлений тех функций, которые
она выполняет в обществе. Ценностями
культуры выступают различные материальные
и нематериальные объекты окружающей
действительности: природа, мораль (внешние
регулятивы поведения, нравственность
(внутренние регулятивы поведения), знание
(способы достижения истины), стиль мышления,
логика изложения, область творчества,
характер деятельности и т.д. Что говорит
о культуре как многоуровневой, многоплановой
и многофункциональной системе, созданной
человеком и не существующей вне человеческого
бытия.
Список
литературы:
1. Выготский, Л. Этюды по истории поведения / Л. Выгодский, А. Лурия. М., 2000.