Стили в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Среди стилей культуры можно выделить следующие: готика, возрождение, модернизм, эклектика, постмодернизм, функционализм, хай-тек и другие.

Работа содержит 1 файл

Стили в культуре.docx

— 33.28 Кб (Скачать)

 

Модерн.

 

Модерн родился на рубеже веков в европейской архитектуре  как движение за создание стиля своей  эпохи. Со второй половины XIX века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества сало падать. Возникло разделение труда  инженеров и архитекторов. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства  зданий. За архитекторами осталась функция преимущественно оформительского  приложения к победно шагавшей строительной технике. Архитекторы занимались в  основном, декорированием сооружений, сконструированных инженерами без  особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье  эклектики и украшательства. В 90-х  годах прошлого века модерн определился  как архитектурный стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в  одном произведении соединяли в  сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство.

 

"Стиль модерн" развивается  главным образом в архитектуре  городских особняков и дорогих  многоквартирных зданий, загородных  вилл и дач. Архитекторы модерна  при формировании планов и  композиции зданий смело шли  на применение асимметричных  решений в группировке объемов  и расположении оконных и дверных  проемов. Здесь, в среде частной  жизни весьма состоятельного  заказчика, воображение архитектора  обретает материальную опору  и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными  чуть ли не до бесконечности.  Декоративное убранство фасадов,  а особенно интерьеров достигает  невероятной изощренности. Огромное  значение придается в нем выразительности  текучих ритмов, цвета и фактуры  узорной поливной керамической  облицовки, кованного чугунного  железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе  бионические природные формы. 

 

Для модерна характерны силуэты  и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы  растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически  выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и  глазурованной керамики сдержанного  по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.

 

Большую роль в формировании интерьеров стиля модерн сыграло  появление электричества в 1900 году. Искусственное электрическое освещение  оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам - выразительность. Несомненное завоевание модерна - целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению. Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных проемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы - ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической, характерной для модерна прорисовке. Модерн трактует стену не только как конструктивный и статичный по определению элемент. В эпоху модерна были заложены тенденции приближающегося к скульптуре выражения пластики стены в архитектурном объеме. Окна стали органичным выражением стиля. Впервые оконные и арочные проемы, их заполнения и декор становятся одинаково важной составляющей стиля как для фасада, так и в интерьере зданий. Стены помещений окрашивались в пастельные тона - сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. С ними тонко сочеталась мебель новых форм. В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания. Использовались и иные, чем ранее, породы дерева, в частности очень распространенным был серый дымчатый клен. Иногда в интерьеры вводилась облицовка нижних частей стен в виде панелей, которая выполнялась из тех же пород, что и мебель. Обивочные ткани чаще всего выпускались блеклых смягченных тонов с крупными стилизованными цветами, соединяющимися с разводами криволинейного рисунка. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика. Сложная система линейного орнамента: основа мотивов - сильно стилизованные цветы и растения, лебеди.

 

Символ стиля - изощренная форма цветка цикламена.

 

В интерьерах часто встречается  свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером - импровизация на выбранную тему. Стены  помещений покрываются причудливыми, асимметричными, капризно извивающимися  линиями; становятся красочными, потом  часто декорируются плоскорельефной  гипсовой пластикой. Стилизованный  растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается  конструктивная линия в мебели, где  элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка  без оттенков.

 

Функционализм

 

«Эстетика целесообразности»  особенно сильно заметна в оригинальной мебели, сконструированной ле Корбюзье в 1927 году.

 

После окончания первой мировой  войны потребовалось некоторое  время для стабилизации экономики  и осуществления крупных строительных мероприятий. В условиях вынужденной  «бездеятельности», ведущие специалисты  направляют свою творческую энергию  на экспериментальную и теоретическую  работу; они разрабатывают проекты  и модели, содержащие в себе основные принципы архитектуры предстоящего периода.

 

Чрезмерное подчеркивание  утилитарного характера и функции  вещей было характерно для некоторых  моделей, изготовленных в 30-е годы в Баухаузе (экспериментальной школе-мастерской) для массового фабричного производства.

 

Постепенно украшательский подход к утилитарной вещи вытесняется  формой, создаваемой на основе конструкции, материала и техники. Особенно яркие примеры - ванные комнаты, совмещенными со спальнями. В современных интерьерах стена-перегородка может быть заменена на функциональный короб, куда выезжает дверь, разделяющая интимную и общественную зоны.

 

Цветовая гамма чрезвычайно  разнообразна и подразумевает изысканные сочетания цветов.

 

 Хай-тек

 

Хай-тек - эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х. От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии. В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.

 

Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних  достижений техники. Отличительной  особенностью является наличие выступающих  элементов конструкций и инженерного  оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты - все, что  свидетельствует о размышлении  и современных понятиях о космических  кораблях. Все атрибуты востребованы в интерьере "высоких технологий". Мода на "Хай-тек" всплывает волнообразно, с появлением либо новых конструктивных и отделочных материалов, либо от спроса на определенные технологии.

 

Стекло, так же как и  металл, трубы - излюбленный материал хай-тека. Особенно важна "функциональная" красота держателей, креплений, подсветки и т.д. Все практично. "Саморегулирующиеся" зажимы-тиски, срабатывающие под весом большой стеклянной панели, которая может быть ширмой, палкой, или столиком.

 

Хай-тек идеален для почитателей минимализма.

 

Цвет: металик, серебро, белый, черный.

 

Постмодернизм

 

Направление в архитектуре  и искусстве развитых стран 2-й  половины 70-х - начала 80-х гг. 20 века. Единого определения постмодернизма нет. Наиболее приемлемо определение  постмодернизма как направления, противопоставившего  себя модернизму и претендующего  на его замену, что отличает постмодернизм  от существующего одновременно с  ним "неоавангардизма" или "позднего модернизма", последовательно развивающего модернистские концепции. При всём своём антиэлитаризме, постмодернизм, в сущности, консервативен. Постмодернизм пропагандирует "реалистичность", т. е. пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному порядку общества. Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм, эклектическое обращение к традиционным художественным формам; сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.

 

Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например, Классицизм и Барокко, часто  применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля - гипербола как  инструмент создания яркого театрального образа среды. Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой. В изобразительном искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральному художественному восприятию жизни.

 

Современная практика проектирования интерьера показывает что ни один стиль сейчас не используется в чистом виде. Практически любой интерьер эклектичен.

 

Эклектика

 

Использование смешанной  стилистики или комбинация предметов  различного происхождения, стилей и  времен. Эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован  по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Это направление стиля, а лучше  сказать, отсутствие как такового, обычно процветает во времена, когда один стиль  себя уже "выработал", а другой еще не появился. Можно сказать, что  нынешнее время, конец XX - начало XXI века, является временем Эклектики. Модно  все, что нравится или подходит функционально. Этот стиль характеризуется скругленными углами, строгими вертикальными линиями  и "отступающими" формами.

 

Модернизм

 

Также существует понятие  «модернизм» или модерновый интерьер. Он же ошибочно называется модерном среди  наших заказчиков.

 

Модернизм - это современный, функциональный интерьер, основой которого является игра в концепцию. Т.е. основной принцип формообразования - некая  тема, которая разыгрывается в  интерьере. Такой прием взят из стиля  «модерн», отсюда и название. Такой  темой может быть один из национальных стилей или любая другая произвольная тематика. Таким образом в это понятие умещается минимализм с элементами национального стиля или интерьер, похожий на театральную декорации.

 

Заключение

 

Таким образом, среди стилей культуры можно выделить следующие: готика, возрождение, модернизм, эклектика, постмодернизм, функционализм, хай-тек  и другие.

 

"Стиль модерн" развивается  главным образом в архитектуре  городских особняков и дорогих  многоквартирных зданий, загородных  вилл и дач. Архитекторы модерна  при формировании планов и  композиции зданий смело шли  на применение асимметричных  решений в группировке объемов  и расположении оконных и дверных  проемов.

 

Эстетической ценностью  в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. Придавая огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей - долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания.

 

Хай-тек идеален для почитателей минимализма.

 

Таким образом, разнообразие стилей определяет многоаспектность понятия  культуры.

 

Список использованной литературы

 

готический возрождение  барокко модерн

 

1. Гуревич П.С. Культурология.  М.,1996. Гл. 5, 6.

 

2. Коммонер Б. Технология  прибыли. М., 1976.

 

3. Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М., 1978.

Информация о работе Стили в культуре