Стилевое разнообразие искусства XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Восемнадцатый век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершается процесс первоначального накопления капитала, созревает революционная ситуация, которая позднее приводит к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась ломка всех государственных устоев и понятий старого общества.

Содержание

1. Введение
2 . Стилевое разнообразие искусства XVIII века: 2
- рококо 4
- классицизм 5
- сентиментализм 6

3. Бытовой жанр в живописи. 9
«Малые голландцы» 11

4. Реалистическая традиция в западноевропейском
искусстве XVII – XVIII. 13
5. Заключение 20
6. Литература

Работа содержит 1 файл

Шетелдік және отандық тәжірибедегі әлеуметтік педагогтың отбасымен жұмысындағы технологиялары.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

 

2. Бытовой жанр в живописи.

Бытовой жанр, жанровое искусство - один из традиционных жанров изобразительного искусства, темы и сюжеты которого основаны на повседневной частной и общественной жизни человека, на различных аспектах крестьянского и городского (в прошлом дворянского, купеческого, разночинского) быта. Истоки бытового жанра можно увидеть уже в наскальных росписях Карелии, Белого моря, Северной и Южной Африки, в писаницах Сибири, в росписях и рельефах майя в Мексике, в резьбе народа маори в Новой Зеландии, где содержится изобразительная информация о быте древних охотников, рыболовов, мореплавателей. Рельефы и росписи Древнего Востока, античные росписи ваз и малая пластика, средневековые «житийные» иконы и «лицевые» миниатюры, пластический декор и росписи буддийских храмов Южной    и    Юго-Восточной Азии широко и разнообразно показывают   быт   людей,   их труд и повседневные занятия. В миниатюрах, алтарных картинах, в рельефах и шпалерах XIV и XV вв., на рубеже эпохи   Возрождения   зародилось современное отношение к быту, ощущение   сложившегося порядка жизни, богатства семейных связей. В XVI в. обозначились   основные   направления европейского бытового жанра в станковой живописи: итальянец   Микеланджело и Караваджо    разработал    тип крупнофигурной   картины   с драматическим    сюжетом    и контрастным осветщением; нидерландец   Питер Брейгель Мужицкий создал другой тип бытовой сцены — среди пейзажа множество фигур и символических деталей   в  сложной и не всегда легко разгадываемой  ситуации,  имеющей общее  иносказательное значение.

Временем полного оформления и расцвета бытового жанра стал XVII в.: фламандцы Питер Пауль Рубенс, Якоб Йордане, Адриан Браувер, Давид Тенирс прославились мастерским изображением крестьянской жизни, охоты, труда, развлечений среди лесных или равнинных пейзажей либо в  сельских  избах; знаменитые «малые голландцы» с особой виртуозностью запечатлели общую атмосферу и мельчайшие детали народного   быта сельского (братья Адриан и Изаак ван Остаде),   городского   (Герард Терборх. Габриель Метсю, Ян Стен, Ян Вермер Делфтский), военного   (Филипс    Вауверман). Французские художники (Жорж де Ла Тур, братья Луи, Антуан и Матье Ленен) соединили любовное, тщательное изображение быта с ощущением достоинства, благородства простых людей. Во французской   живописи   XVIII   в. (Жан Антуан Ватто, Франсуа Буше,   Жан-Батист   Шарден, Жан Оноре Фрагонар) популярные  пастушеские   сцены (пасторали),    «галантные» встречи,   светские   увеселения и сцены домашней жизни   приобретали    изысканность  и  грациозность,   ювелирную   тонкость   наблюдении, легкую ироничность и лирическое очарование. В XIX в. бурное развитие бытового жанра связано с быстрой сменой направлений, идейно-эстетической проблематики, с изменением круга социальных интересов, симпатий художников и характера их моделей.   Недолгoe время господства строгих интерьеров классицизма (Луи-Леопольд Буайн во Франции) сменилось господством романтических сцен средневекового или экзотического (южного, восточного) быта, сентиментальных переживаний и романтических страстей,  наполненных поэтическим уютом комнатных сцеп в духе стиля «бидермайер» в Германии (Георг Фридрих Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег), Австрии (Мориц фон Швипд, Фердинанд Вальдмюллер), Словении (Иосип Томинц), России (художники венециановской школы). С середины XIX в. бытовой жанр становится основным полем утверждения демократических общественных идеалов, аналитического и зачастую критического изображения сони альных отношений и быта вых ситуаций. Насыщенный острыми социальными проб лемами бытовой жанр получил значительное развитие во Франции (Оноре Домье, Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле), Германии (Адольф Мендель), Венгрии (Михай Мункачи). В русской живописи социальный бытовой жанр был ориентирован на и изображение разных сторон крестьянского быта и жизни  небогатых горожан (  Венецианов А.Г., Федотов П.А., Перов В.Г., Репин И.Е. и   обширная   плеяда художников передвижников)

В бытовом жанре XIX в. нашли место и поэтизация обывательской жизнис ее привлекательными мелочами, и едкая социальная  сатира,  и воспевание труда, и тонкий психологический   анализ.   В конце  XIX в   -  начале XX в. появились новые типы бытового жанра: острохарактерные бытовые сцены, где чутко уловлены изменчивые,мимолетные ситуации и еле заметные психологические нюансы (Эдуар Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар во Франции), и символические полотна, устремленные к вечным тайнам бытия (Поль Гоген во Франции; Фердинанд Ходлер в Швейцарии; Эжен Ларманс в Бельгии; В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин в России). В XX в. бытовой жанр получил ведущее место в живописи многих европейских, азиатских, американских и других государств (Диего Ривера в Мексике; Амрита Шер-Гил в Индии; Ренато Гуттузо в Италии; Джордж Беллоуз в США; Тадеуш Маковский в Польше; Эдуард Калнынь, Янис Паулюк в Латвии; Б.В. Иогансон, А.А. Дейнека, СВ. Герасимов в России).

Для искусства XX в. характерна героизация бытового жанра, наполнявшегося бурной социальной жизнью эпохи; стирались границы между бытовым и историческим жанрами. В 1930—1950-х бытовой жанр в советском искусстве был проникнут фальшивой идилличностью, но в произведения ряда художников о народном быте,   о   труде   (картины А.А. Пластова в России, Т.Н. Яблонской на Украине, С.А. Чуйкова в Киргизии) проникало отражение реальных трудностей жизни. Как противовес идеализации советского быта в конце 1950-х — начале 1960-х возник «суровый стиль» (Г.М. Коржев, В.И. Иванов, П.Ф. Никонов, Н.И. Андронов в России; Эдгар Илтнер в Латвии; Таир Салахов в Азербайджане). В творчестве художников 1970 1980-х сложился бытовой жанр, проникнутый горькой иронией, сарказмом, ощущением враждебности человеку окружающей его среды (Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова, Л.И. Табенкин).

 

Малые голландцы - традиционное название обширного круга голландских (Нидерланды) живописцев XVII в.; возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж, интерьер, бытовые сюжеты). Для живописи малых голландцев характерны тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых и колористических нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде. Среди наиболее ярких представителей - Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю.

Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») Художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами — более трех.

Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин;

Г. Доу — триста девяносто;

Я. Стен — восемьсот девяносто;

А. Кейп — более восьмисот;

А. фан Остаде — девятьсот двадцать.

Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы.

Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра.

Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П. Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы - К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи. Произведения малых голландцев совершенны. Так целостно и органично было их мироощущение!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Реалистическая традиция в западноевропейском искусстве XVII – XVIII вв.

Представление о XVII веке как особом периоде в истории западноевропейской культуры прочно утвердилось в современной науке. Историки, философы, литературоведы, искусствоведы, культурологи говорят о переходном характере семнадцатого столетия, основываясь при этом на безусловных фактах, подтверждающих эпохальное значение культурных и научно-технических революций того времени. Колоссальные достижения философской мысли, стремительное развитие литературы, музыки, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, важнейшие открытия и изобретения в области математики, физики, астрономии, химии, биологии позволяют говорить о некоем глобальном прорыве, своеобразной гуманитарной революции в истории человеческой цивилизации, которая тем самым не только поднялась на более высокую ступень в своем развитии, но и вступила на качественно иной путь эволюции.

 

Однако «рубежность» и «переходность» XVII века, на наш взгляд, определяется отнюдь не простой механической суммой всех составляющих его славу открытий и достижений человеческого разума, а способностью являться одновременно и аккумулятором идей предшествующих эпох, сохраняющим началом, и генератором принципиально новой идеологии, производящей основой. Этический и эстетический опыт эпохи Возрождения был учтен и переосмыслен зачинателями искусства барокко и классицизма. Известная склонность барокко к теоцентризму была не возвратом в средневековье и не отторжением ренессансного антропоцентризма с его идеей безграничного всемогущества человека, а последовательной трансформацией этого антропоцентризма, логическим следствием того мировоззренческого кризиса, который был характерен для этапа Позднего Возрождения. В свою очередь, классицистический рационализм является по своей сути идеологическим продолжением и развитием многих гуманистических традиций, новой (по сравнению с «рациональным иррационализмом» барокко) версией человеческого самоопределения: человек уже не всесилен, но вместе с тем и не беспомощен перед лицом судьбы и Всевышнего; он обладает свободой воли и правом нравственного выбора, но должен всегда подчиняться (причем - совершенно добровольно) интересам и потребностям государства. Зарождающаяся в конце семнадцатого столетия просветительская идеология также учитывает опыт предшествующих художественно-эстетических систем - ренессансной, барочной, классицистической, зачастую образуя при этом весьма причудливые сочетания разнородных на первый взгляд элементов.

 

Стержневая для искусства и культуры XVII века идея внутренней преемственности и диалогичности породила его феноменальную многоликость и терпимость в отношениях между представителями «конкурирующих» направлений. Нередко произведения литературы, живописи, архитектуры того времени органично сочетали в себе стилистические признаки Ренессанса, барокко и классицизма, не поддаваясь, с точки зрения современной науки, однозначной искусствоведческой атрибуции. Крупнейшие адепты и даже протагонисты рационализма и эмпиризма, деизма и теизма не только принимали активное участие во всевозможных полемиках и дискуссиях, но могли также состоять в дружеской переписке и поддерживать теплые взаимоотношения. В аристократических и полубуржуазных салонах регулярно встречались философы, литераторы, художники, архитекторы, композиторы, музыканты и примкнувшие к ним обыватели и дилетанты, причем ни у одного из присутствующих на подобных светских вечерах не возникало ощущения дискретности происходящего. Значительная идеологическая толерантность и полифоничность XVII столетия во многом способствовали зарождению феномена просветительского энциклопедизма, принципиально иного по своей философской подоплеке и установкам, нежели энциклопедизм итальянских и французских гуманистов Высокого Возрождения.

 

Семнадцатый век давно и совершенно обоснованно считается рубежом двух глобальных исторических эпох - средневековья и Нового времени. Изменение общественно-политических условий, стремительное развитие наук и искусств, технический прогресс в конечном счете приводят к значительной трансформации картины мира, смене мировоззрения у жителей государств Западной Европы. Средневековая социальная иерархия, жестко регламентировавшая положение человека в обществе, постепенно разрушается, уступая место новым социально-экономическим формациям. В этом контексте соглашательская политика многих деятелей Фронды была вполне логична и последовательна, а итоговое поражение фрондеров было объективно предопределено заранее - самим ходом исторического процесса. Новое время диктовало иные законы и условия, и подчинение этим законам было необходимым и неизбежным.

 

Склонность XVII века к разноуровневому синтезу позволяет рассматривать его как альфу и омегу (а точнее - омегу и альфу) истории западноевропейской культуры. С одной стороны, он подводит итоги культурного развития Европы на протяжении тысячелетия, а с другой стороны - устанавливает или, во всяком случае, пытается установить новые образцы и ориентиры, которые могли бы послужить основой искусства будущего. Даже пресловутые эсхатологические настроения, весьма характерные для представителей барокко, отнюдь не являются свидетельством их мнимого неверия в завтрашний день: это последствия их глубокого разочарования в земной, бренной жизни, то есть в сегодняшнем дне (впрочем, известная антитетичность и противоречивость искусства барокко доходила иногда до такой степени, что, теоретически отрицая значимость тленных ценностей сегодняшнего дня, последователи этой художественно-эстетической системы в своей земной жизни отнюдь не избегали славы, высокого социального положения, вина, женщин и т.п.).

 

Идеологические и художественные завоевания семнадцатого столетия были адекватно восприняты и усвоены в следующем, восемнадцатом веке. Западноевропейское искусство Просвещения и рококо планомерно развивало эстетические линии классицизма и барокко, по-новому осмысляя, по сути дела, те же самые мировоззренческие и художественные проблемы. В свою очередь, представители сентиментализма также учитывали опыт своих прямых предшественников, а романтики, известные своей оппозиционностью по отношению ко всему классицистическому, в то же время с глубочайшим пиететом относились к художественному наследию XVII века - века реформ и открытий.

 

Рембрандт Ван Рейн

Творчество голландского художника Рембрандта Харменса Ван Рейна (1606-1669) - одна из вершин мировой реалистической живописи. Рембрандт писал картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. Для его творчества характерно стремление к философскому осмыслению жизни, честность к себе и людям, интерес к духовному миру человека. Нравственная оценка событий и человека - основной нерв искусства мастера. Одухотворенность модели и драматизм события художник великолепно передавал через эффекты светотени, когда пространство словно тонет в тени, в золотистых сумерках, а луч света выделяет отдельные фигуры людей, их лица, жесты и движения. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени). Как это часто бывает в истории искусства, не смотря на свой гениальный талант, Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но работы его живут в веках, так что можно без преувеличения сказать, что Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства. Многие назвали бы его непревзойденным живописцем, даже гораздо более великим чем Рафаэль или Леонардо. Его творчество, казалось бы, сковывали традиции и догмы голландского протестантского искусства, ведь он никогда не выезжал за пределы Голландии. И все же Рембрант не только восхищает блестящей техникой живописи, но и являет своим творчеством откровение: никто прежде не рассказывал о простых человеческих чувствах столь глубоко, нежно, интересно и проникновенно. В своих исторических и библейских сценах, в своих портретах современников он достигает глубин психологической выразительности. Его мудрость, сострадание и проницательность, скорее всего, являются следствием самопознания: много раз, как никто другой, писал он автопортреты и запечатлел свой жизненный путь, начиная с поры молодости и успеха и кончая старостью, принесшей горести и лишения. В настоящий момент известно более ста автопортретов Рембрандта, каждый из которых является удивительным шедевром. Благодаря удачно сложившимся историческим обстоятельствам, Россия сейчас обладает одной из самых богатых коллекций картин Рембрандта. Почти все они хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, включая такие прославленные шедевры, как "Возвращение блудного сына", "Даная", "Портрет Саскии в образе Флоры", "Портрет старика в красном", "Давид и Урия" и др. На картинах Рембранта из Эрмитажа училось не одно поколение русских художников. Если же у вас нет возможности посетить Государственный Эрмитаж, то приглашаем вас в нашу виртуальную галерею картин Рембранта. Здесь вы можете увидеть практически все знаменитые шедевры мастера, ко многим из которых даны развернутые описания. Приятного путешествия в пленительный мир удивительного художника и чуткого человека - Рембрандта.

Информация о работе Стилевое разнообразие искусства XVIII века