Стиль "Модерн"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Искусство модернизма не создавалось какой-либо определенной группой художников; его направления возникали в разные годы, в разных странах; в рядах модернистов оказывались художники, писатели, поэты, подчас не знавшие друг друга и не связанные между собой общими стремлениями и идеалами. Многочисленные модернистские направления не были связаны и национальными традициями искусства своих стран. Разбросанные по разным странам, разделенные десятилетиями, модернистские течения связаны между собой одним: их объединяет антиреалистический метод.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………….. 3
2.Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение ………. 5
3.Модерн в зарубежном и русском искусстве рубежа ХІХ-ХХ веков …… 7
4.Заключение …………………………………………………………………..13
5.Список использованной литературы ………………………………………16

Работа содержит 1 файл

актуальные проблемы.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

     Важной  особенностью данного периода является выравнивание прежде неравномерного развития отдельных видов искусства: рядом  с живописью становится архитектура, декоративно-прикладное искусство, книжная графика, скульптура, театральная декорация.

     В архитектуре, в короткий период господства стиля модерн, наиболее полно воплотившем  основные тенденции, жанры, направления  развития русского модерна, был Ф.О. Шехтель. Творчество этого мастера охватывает, по существу все виды архитектурного строительства – частные особняки, доходные дома, здания торговых фирм, вокзалов.

     Типичным  и наиболее совершенным образцом раннего модерна в России является особняк Рябушинского в Москве, построенный Шехтелем в 1900-1902 гг. Архитектор уходит от традиционных заданных схем построения, утверждая в планировке здания принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчивую композицию. Это свободное развитие объемов в пространстве демонстрирует свойственный модерну принцип уподобления архитектурной постройки органической форме. Характерным приемом модерна является применение в застеклении окон цветных витражей. Здание опоясывает широкий мозаичный фриз со стилизованными изображениями ирисов, объединяющий разнохарактерные по композиции фасады.

     Прихотливо-капризные  извивы линий являются одним из самых  распространенных орнаментальных мотивов модерна. Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ограды и балконных решеток, этот мотив особенно богато разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме мраморных перил, мраморной же лестницы, трактованных в виде взметнувшейся и опадающей волны.

     Оформление  интерьеров - мебель и декоративное убранство также выполнены по проектам Шехтеля. Чередование сумрачно-затененных и светлых пространств, разнообразие фактурных контрастов, обилие материалов, дающих причудливую игру отраженного света (мрамор, стекло, полированное дерево), окрашенный свет оконных витражей, наконец, причудливая конфигурация пространственных ячеек и асимметричное расположение дверных проемов, многократно изменяющее направление светового потока – все это свидетельствует о стремлении к преображению реальности в особый романтический мир.

     Сферой  наиболее эффективного, уже не только визуального, а универсального преображения действительности становится в то время театр. Театр просто нуждался в модерне, а модерн нуждался в театре. Модерн насквозь театрален, если под театральностью понимать иллюзию жизни. И театр, в свою очередь – это всегда игра, невсамделишность, - то, что лежит в основе модерна. Оба они – и театр, и модерн – склонны к романтизму, синтетичны. Театр объединяет музыку, живопись, актера, а модерн стремиться свести воедино архитектуру, живопись, прикладное искусство.

     Русские художники первыми почувствовали эту родственность и ринулись на подмостки, заполнив сцену не только своими роскошными декорациями, но и своим человеческим, личностным началом.

     Вершиной  достижения модерна – классическим выражением его идеи – стала постановка «Маскарада» Лермонтова в оформлении Головина: красочно орнаментальное, романтичное, загадочное – оно воплощало основную идею модерна: мир – театр, мир – маскарад. Но эта же постановка стала и последним, самым значительным явлением модерна на сцене. После чего пришло другое – революционное время, которому эстетика модерна была органически чужда. И так же, как и на Западе, его сменили урбанистические течения.

     Таким образом, в течение второй половины ХІХ - начала ХХ столетий, всего на протяжении 20-30 лет родился, расцвел и угас модерн – стиль, развивающий идей символизма, стремящийся создать вокруг людей эстетически наполненную предметную среду. Нет европейской страны, где так или иначе, не проявился бы модерн. Имея собственные национальные названия, модерн тем не менее имеет много общего, которое позволяет говорить об общеевропейском художественном направлении.

     Модерн  не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед  природой, рисуя свои картины и  строя свои дома по ее законам, по законам  органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком.

     В условиях существования модерна, когда  сферы приложения изобразительного творчества необычайно расширяются, формируется  новый тип универсального художника, который «умеет все» - написать картину  и декоративное панно, исполнить виньетку для книги и монументальную роспись, вылепить скульптуру и «сочинить» театральный костюм.  
 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  рубеже ХІХ – ХХ веков в истории  мировой культуры и искусства  возникло новое направление, получившее название модерн. Его зарождение объясняется стремлением художников выйти за пределы замкнутого классического искусства и создать стиль, который бы окружал людей эстетически наполненной предметной средой. Возникнув на Западе, модерн вскоре был воспринят передовыми слоями культурного общества и в других странах, в том числе в Америке и России.

     Характерными  чертами нового стиля стало –  гармоническое соединение (как в  природе) самых разных вещей и  в этом его прелесть и уникальность. Эпоха нуждалась в художниках универсального дарования, которым бы можно было доверить воплощение самой заветной мечты о слиянии – синтезе искусств.

     Происходившее в период модерна интенсивное  расширение аудитории - заказчиков, потребителей искусства привело к двояким последствиям. С одной стороны - к проникновению утонченной эстетики, идей символизма и изысканной поэзии в дотоле оторванные от высокого искусства сферы материального производства: изделия декоративного и прикладного искусства, ювелирные украшения, жилой интерьер, моделирование одежды. С другой стороны, мещанские вкусы, коммерческий интерес, пошлость обыденной жизни и проза развивавшегося капитализма стали оказывать сильное давление на художников, которые откликнулись огромным количеством произведений, сделанных в угоду примитивному вкусу. В частности, для живописи модерна характерен эклектичный прием соединения фантастических и натуралистичных элементов.

     Исследователи искусства Модерна отмечают параллели  в символистской поэзии и причудливых  образах изобразительного искусства. К примеру, фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика кажутся иллюстрациями к «Озарениям» («Illuminations») А. Рембо: О, потаенные самоцветы - раскрывшиеся цветы! ... Цветы, что растут лишь, во снах, Распускаясь, звенят и сияют... Наготу осеняют, пронзают и скрывают радуги, травы, море. (1872-1874)

     Для названий произведений искусства периода  модерна характерны экзотические определения: «павлиний глаз», «цвет красной  парчи», «сине-зеленый атлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи»... Возрождались классические мотивы и материалы, а также редкие техники эмалирования, иризации и росписи стекла эмалями, краклэ - приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения. Отсюда термин «венецианское возрождение» (англ. «Venetian revival»).

     Модерн  уже в то время называли «последней фазой искусства прошлого века... вздохом умирающего столетия». В  истории искусства модерн так  и остался «переходным периодом». Однако отказ от идей художественного  преображения жизни привел в последующем к отказу от художественности вообще и появлению авангардистских течений конструктивизма, функционализма, абстрактивизма, футуризма.  Новое течение в искусстве, очень быстро завоевавшее практически весь мир, началось в 80-е годы XIX века одновременно в Англии, Германии, России, Австрии, Италии, Франции, Бельгии, Испании, Финляндии, Чехии, США.

     В разных странах движение получило разные названия: в России - «стиль модерн», в Германии, Швеции, Финляндии - «югендстиль», в Австрии - «сецессион», во Франции, Бельгии, Голландии, Англии, США - «ар нуво», в Италии - «либерти».

     Перед стилем модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был  необходим общий формальный язык. Ярким примером синтетичности стиля  модерн может служить любой особняк, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, решено в одном ключе. Основной выразительной формой и мотивом стиля модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства модерна - это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.

     В своем романтическом порыве архитекторы  модерна часто обращались за вдохновением и формами к своему национальному прошлому, создавая яркие архитектурные образы. Характерными примерами подобного подхода могут служить здание Третьяковской галереи, построенной по проекту художника В. Васнецова, и доходный дом Перцова, построенный по проекту С. Малютина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Андреев А.А. Искусство, культура, сверхкультура. - М.:Знание, 1991
  2. Западное искусство ХХ века. Классическое наследие и современность. - М., 1992.
  3. Малахов Н. О модернизме. - М.: Изобразительное искуство, 1999
  4. Серебровский В. Что такое «модерн» // Наука и жизнь. – 1992
  5. Интернет.

Информация о работе Стиль "Модерн"