Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:09, реферат
В процессе работы предстоит решить следующие задачи: Определить понятие и сущность стереотипа; исследовать вопрос взаимодействия языковой картины мира и стереотипов культуры; выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении.
Введение………………………………………………………………………………….……3
Понятие и сущность стереотипа……………………………………………………………...3
Происхождение стереотипов…………………………............................................................6
Функции стереотипов……………………………………………………………………..….8
Значение стереотипов для межкультурной коммуникации……………………………….10
Заключение……………………………………………………………………………….…...13
Список используемой литературы…………………………………………………………..14
Другой подход заключается в анализе роли стереотипов в контексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискриминации.
Несмотря на различия в подходах, в них отчетливо просматривается мысль, что в межкультурной коммуникации стереотипы являются результатом этноцентрической реакции - попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей абсолютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимодействия.
Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине стереотипы используются в каждой межкультурной ситуации. Механизмы межкультурного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих предельно общих культурно специфических способов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенности речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.
Зависимость между культурной принадлежностью того или иного человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с «единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.
Например, при
общении с оживленно
В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:
В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают, эффективны только тогда, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.
Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда смешивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серьезной помехой при межкультурных контактах.
В целом выделяют следующие причины, из-за которых стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации:
Люди сохраняют
свои стереотипы, даже если реальная действительность
и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому
в ситуации межкультурных контактов важно
уметь эффективно обходиться со стереотипами,
т.е. осознавать и использовать их, а также
уметь от них отказываться при их несоответствии
реальной действительности.
Заключение
Исследовав понятие стереотипа было выявлено, что этот феномен можно рассматривать в двух аспектах:
Поведение каждого
человека (несмотря на то, что в частных
случаях оно индивидуально) в
любом обществе типизировано, то есть
оно подчиняется нормам, выработанном
в данном обществе индивидуально
и многообразно. Набор стереотипов
для каждого отдельно взятого
общества сугубо специфичен. Культурные
стереотипы оказывают влияние на
поведение человека в пределах родного
культурного и языкового
Следующие явления в культуре отдельного народа относятся к стереотипам:
-Вербальное поведение
-Невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения)
-Национальный характер и представления о нем другими нациями
-Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях
-Особенности быта и повседневной жизни нации
-Национальная кухня
-Религиозные и национальные обряды
Для успешного
осуществления коммуникативного акта
между разными нациями
Список используемой литературы:
1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. (М) 2005г.
3. Томилов В.В. Культура организации международных бизнес-коммуникаций. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ.1999
4. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.
5. http://www.countries.ru