Стереотипы в межкультурной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:09, реферат

Описание работы

В процессе работы предстоит решить следующие задачи: Определить понятие и сущность стереотипа; исследовать вопрос взаимодействия языковой картины мира и стереотипов культуры; выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….……3
Понятие и сущность стереотипа……………………………………………………………...3
Происхождение стереотипов…………………………............................................................6
Функции стереотипов……………………………………………………………………..….8
Значение стереотипов для межкультурной коммуникации……………………………….10
Заключение……………………………………………………………………………….…...13
Список используемой литературы…………………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Стереотипы в межкультурной коммуникации.docx

— 47.30 Кб (Скачать)

Другой подход заключается в анализе роли стереотипов в контексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискриминации.

Несмотря на различия в подходах, в них отчетливо просматривается мысль, что в межкультурной коммуникации стереотипы являются результатом этноцентрической реакции - попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей абсолютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимодействия.

Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине стереотипы используются в каждой межкультурной ситуации. Механизмы межкультурного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих предельно общих культурно специфических способов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенности речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.

Зависимость между  культурной принадлежностью того или иного человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с «единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.

Например, при  общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами  у немцев, привыкших к другому стилю общения, может сложиться стереотип о «взбалмошности» и «неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдержанных» и т.д.

В зависимости  от способов и форм использования  стереотипы могут быть полезны или  вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:

  • если его сознательно придерживаются: индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;
  • если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;
  • если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
  • если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней: это означает, что первое впечатление о группе не всегда дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы;
  • если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

В ситуации межкультурных  контактов стереотипы бывают, эффективны только тогда, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.

Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда смешивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серьезной помехой при межкультурных контактах.

В целом выделяют следующие причины, из-за которых стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации:

  • если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;
  • если стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные;
  • если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.

Люди сохраняют  свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Исследовав понятие  стереотипа было выявлено, что этот феномен можно рассматривать в двух аспектах:

  1. как относительно устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик, свойственных представителям одного культурного и языкового пространства, или представителям других наций в глазах данного народа;
  2. как культурно-детерминированное представление, существующее как в виде ментального образа, так и в виде вербальной оболочки. Стереотип в этом случае является и процессом, и результатом общения согласно определенным семиотическим моделям. Стереотип (как родовое понятие) включает в себя стандарт, являющийся неязыковой реальностью, и норму, существующую на языковом уровне. В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается представлений одной нации о культуре другой нации в целом.

Поведение каждого  человека (несмотря на то, что в частных  случаях оно индивидуально) в  любом обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанном в данном обществе индивидуально  и многообразно. Набор стереотипов  для каждого отдельно взятого  общества сугубо специфичен. Культурные стереотипы оказывают влияние на поведение человека в пределах родного  культурного и языкового пространства и начинают усваиваться именно с  того момента, когда человек осознает себя частью определенного этноса, частью определенной культуры.

Следующие явления  в культуре отдельного народа относятся  к стереотипам:

-Вербальное поведение

-Невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения)

-Национальный характер и представления о нем другими нациями

-Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях

-Особенности быта и повседневной жизни нации

-Национальная кухня

-Религиозные и национальные обряды

Для успешного  осуществления коммуникативного акта между разными нациями необходимо не только владение языком, но и также  наличие фоновых знаний. Большую  роль в коммуникативном процессе играют прецедентные имена - индивидуальные имена, ситуации, широко известные представителям той или иной нации. нации. Прецедентные имена являются составляющей такого понятия как фоновые знания. Как фоновые знания, так и прецедентные имена важны для “расшифровки” и интерпретации национальных стереотипов культуры, для их осмысления и правильного толкования. Многие стороны жизни народа, традиции быта, обычаи, исторические события, которые известны членам данного языкового общества и неизвестны иностранцу, стали причиной возникновения тех или иных стереотипов в данном культурном пространстве.

 

Список  используемой литературы:

1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. (М) 2005г.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации.  М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2001

3. Томилов В.В. Культура организации международных бизнес-коммуникаций. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ.1999   

4. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.

5. http://www.countries.ru

Информация о работе Стереотипы в межкультурной коммуникации