Функция
влияния на создание
реальности
заключается в том, что с помощью стереотипов
удается четко разграничить свою и чужую
этнические группы. Стереотипизация позволяет
классифицировать поведение окружающих
и дать объяснение его причин путем отнесения
к уже известным явлениям, оценить чужую
и свою группы и тем самым защитить традиции,
взгляды, ценности своей группы. Поэтому
стереотипы выступают своего рода «защитным
механизмом», служащим для сохранения
позитивной идентичности собственной
культурной группы. Такое разграничение
связано также с понятием «ингруппового
фаворитизма», подразумевающего формирование
более позитивного образа собственной
культуры по сравнению с другими. Стереотипы,
создавая определенную реальность, консолидируют
собственную культурную группу и обозначают
ее границы. Примером этого могут служить
«стереотипы-поговорки» или анекдоты,
существующие в каждой культуре. «Незваный
гость - хуже татарина», «Что русскому
хорошо, то немцу - смерть». В таких поговорках
можно увидеть вполне конкретный образ
другой группы. Как уже отмечалось, носителями
и создателями стереотипов являются те
или иные социальные группы, которые, взаимодействуя
между собой, вырабатывают по отношению
друг к другу определенные социальные
стереотипы. Стереотипы проецируются
в основном на большие социальные группы.
Личный опыт общения с представителями
чужой культуры, как правило, не приводит
к корректировке стереотипа даже в том
случае, если очевидно отклонение от уже
имеющегося представления. В таких обстоятельствах
наш опыт интерпретируется как исключение,
а существующий стереотип продолжает
рассматриваться как норма. Поскольку
стереотип является порождением группового
сознания, то адекватно он может использоваться
только при межгрупповых отношениях для
быстрой ориентировки в ситуации и определения
этнической или культурной принадлежности
представителей различных групп. Ориентировка
и определение происходят практически
мгновенно - по различным признакам групповой
принадлежности срабатывает психологический
механизм стереотипизации и актуализируется
соответствующий стереотип. Причем для
срабатывания этого механизма совершенно
не важно, что в действительности происходит,
каков личный опыт носителя стереотипа;
главное - не ошибиться в ориентировке.
Значение
стереотипов для
межкультурной коммуникации.
При
всем своем схематизме и обобщенности
стеретипные представления о
других народах и культурах подготавливают
людей к взаимодействию с чужой
культурой, ослабляют ее воздействие на
психику человека, снижают силу проявления
культурного шока. Ведь в процессе межкультурной
коммуникации один партнер воспринимает
другого вместе с его действиями и через
действия. От адекватности понимания действий
и их причин во многом зависит построение
взаимоотношений с другим человеком. Поэтому
стереотипы позволяют строить предположения
о причинах и возможных последствиях своих
и чужих поступков. С помощью стереотипов
человек наделяется теми или иными чертами
и качествами, и на этой основе прогнозируется
его поведение. Таким образом, и в коммуникации
вообще, и в процессе межкультурных контактов
стереотипы играют очень важную роль.
Анализ вопроса роли стереотипов в межкультурном
общении позволяет выявить их значение
во взаимодействии и взаимопонимании
культур. В результате исследования сложились
два подхода. Первый из них можно назвать
«академическим». Он представлен в работах
английского психолога Р. Стагнера, который
считает, что стереотипы в межгрупповом
межкультурном взаимодействии облегчают
восприятие незнакомых или малознакомых
явлений чужой культуры, позволяя быстро,
просто и достаточно надежно категоризировать,
упрощать социокультурное окружение индивида
. Другой подход заключается в анализе
роли стереотипов в контексте социального
взаимодействия. Здесь стереотипы предстают
как проявление скрытого расизма, этноцентризма
и дискриминации. Несмотря на различия
в подходах, в них отчетливо просматривается
мысль, что в межкультурной коммуникации
стереотипы являются результатом этноцентрической
реакции - попытки судить о других людях
и культурах с позиций исключительно только
своей культуры. Нередко при межкультурном
общении и оценке своих партнеров по общению
коммуниканты уже изначально руководствуются
ранее сложившимися стереотипами. Очевидно,
нет людей абсолютно свободных от стереотипов,
реально можно говорить только о разной
степени стереотипизации коммуникантов.
Исследования показывают, что степень
стереотипизации обратно пропорциональна
опыту межкультурного взаимодействия.
Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему
ценностей, являются ее составной частью
и обеспечивают своеобразную защиту наших
позиций в обществе. По этой причине стереотипы
используются в каждой межкультурной
ситуации. Механизмы межкультурного восприятия
приводят в действие избирательное применение
норм и ценностей родной культуры. Без
употребления этих предельно общих культурно
специфических способов оценки, как собственной
группы, так и других культурных групп,
невозможно обойтись. Представители другой
группы при этом идентифицируются по таким
признакам, как пол, этническая принадлежность,
особенности речи, внешний облик, цвет
кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения
и т.д. Зависимость между культурной принадлежностью
того или иного человека и приписываемыми
ему чертами характера обычно не является
адекватной. Люди, принадлежащие различным
культурам, обладают разным пониманием
мира, что делает коммуникацию с «единой»
позиции невозможной. Руководствуясь
нормами и ценностями своей культуры,
человек сам определяет, какие факты и
в каком свете оценивать, что существенно
влияет на характер нашей коммуникации
с представителями других культур. Например,
при общении с оживленно жестикулирующими
во время разговора итальянцами у немцев,
привыкших к другому стилю общения, может
сложиться стереотип о «взбалмошности»
и «неорганизованности» итальянцев. В
свою очередь у итальянцев может сложиться
стереотип о немцах как о «холодных» и
«сдержанных» и т.д. В зависимости от способов
и форм использования стереотипы могут
быть полезны или вредны для коммуникации.
Стереотипизация помогает людям понимать
ситуацию и действовать в соответствии
с новыми обстоятельствами в следующих
случаях:
·
если его сознательно придерживаются:
индивид должен понимать, что стереотип
отражает групповые нормы и ценности,
групповые черты и признаки, а не специфические
качества, свойственные отдельному индивиду
из данной группы;
·
если стереотип является описательным,
а не оценочным: это предполагает
отражение в стереотипах реальных
и объективных качеств и свойств
людей данной группы, но не их оценку как
хороших или плохих;
·
если стереотип точен: это означает,
что стереотип должен адекватно
выражать признаки и черты группы,
к которой принадлежит человек;
·
если стереотип является лишь догадкой
о группе, но не прямой информацией
о ней: это означает, что первое впечатление
о группе не всегда дает достоверное знание
обо всех индивидах данной группы;
·
если стереотип модифицирован, т.е.
основан на дальнейших наблюдениях
и опыте общения с реальными
людьми или исходит из опыта реальной
ситуации.
В
ситуации межкультурных контактов
стереотипы бывают, эффективны только
тогда, когда они используются как
первая и положительная догадка
о человеке или ситуации, а не
рассматриваются как единственно
верная информация о них. Стереотипы
становятся неэффективными и затрудняют
коммуникацию, когда, ориентируясь на
них, ошибочно относят людей не к тем группам,
некорректно описывают групповые нормы,
когда смешивают стереотипы с описанием
определенного индивида и когда не удается
модифицировать стереотипы, основанные
на реальных наблюдениях и опыте. В таких
случаях стереотипы могут стать серьезной
помехой при межкультурных контактах.
В целом выделяют следующие причины, из-за
которых стереотипы могут препятствовать
межкультурной коммуникации:
·
если за стереотипами не удается выявить
индивидуальные особенности людей:
стереотипизация предполагает, что
все члены группы обладают одинаковыми
чертами. Такой подход применяется
ко всей группе и к отдельному индивиду
на протяжении определенного промежутка
времени несмотря на индивидуальные вариации;
·
если стереотипы повторяют и усиливают
определенные ошибочные убеждения
и верования до тех пор, пока люди
не начинают их принимать за истинные;
·
если стереотипы основываются на полуправде
и искажениях. Сохраняя в себе реальные
характеристики стереотипизируемой группы,
стереотипы при этом искажают действительность
и дают неточные представления о людях,
с которыми осуществляются межкультурные
контакты.
Люди
сохраняют свои стереотипы, даже если
реальная действительность и их жизненный
опыт им противоречат. Поэтому в ситуации
межкультурных контактов важно уметь
эффективно обходиться со стереотипами,
т.е. осознавать и использовать их, а также
уметь от них отказываться при их несоответствии
реальной действительности.
Заключение
В
нашей работе мы исследовали понятие
“стереотип“ как часть национального
характера того или иного народа.
На основе проделанной работы можно
сделать следующие выводы: Исследовав
понятие стереотипа было выявлено,
что этот феномен можно рассматривать
в двух аспектах: как относительно устойчивый,
обобщающий образ или ряд характеристик,
свойственных представителям одного культурного
и языкового пространства, или представителям
других наций в глазах данного народа;
как культурно-детерминированное представление,
существующее как в виде ментального образа,
так и в виде вербальной оболочки. Стереотип
в этом случае является и процессом, и
результатом общения согласно определенным
семиотическим моделям. Стереотип (как
родовое понятие) включает в себя стандарт,
являющийся неязыковой реальностью, и
норму, существующую на языковом уровне.
В качестве стереотипов могут выступать
как характеристики другого народа, так
и все, что касается представлений одной
нации о культуре другой нации в целом.
Поведение каждого человека (несмотря
на то, что в частных случаях оно индивидуально)
в любом обществе типизировано, то есть
оно подчиняется нормам, выработанном
в данном обществе индивидуально и многообразно.
Набор стереотипов для каждого отдельно
взятого общества сугубо специфичен. Культурные
стереотипы оказывают влияние на поведение
человека в пределах родного культурного
и языкового пространства и начинают усваиваться
именно с того момента, когда человек осознает
себя частью определенного этноса, частью
определенной культуры.
Следующие
явления в культуре отдельного народа
относятся к стереотипам:
Вербальное
поведение
Невербальное
поведение (мимика, жесты, телодвижения)
Национальный
характер и представления о нем
другими нациями
Социальные
ситуации, поведение в социальных ситуациях
Особенности
быта и повседневной жизни нации
Национальная
кухня
Религиозные
и национальные обряды
Для
успешного осуществления коммуникативного
акта между разными нациями необходимо
не только владение языком, но и также
наличие фоновых знаний. Большую роль
в коммуникативном процессе играют прецедентные
имена - индивидуальные имена, ситуации,
широко известные представителям той
или иной нации. нации. Прецедентные имена
являются составляющей такого понятия
как фоновые знания. Как фоновые знания,
так и прецедентные имена важны для “расшифровки”
и интерпретации национальных стереотипов
культуры, для их осмысления и правильного
толкования. Они включают систему мировоззрения,
взглядов, господствующих в данном обществе,
этических оценок, эстетических вкусов,
нормы речевого и неречевого поведения
и большую часть знаний, которыми обладают
все члены данного общества. Многие стороны
жизни народа, традиции быта, обычаи, исторические
события, которые известны членам данного
языкового общества и неизвестны иностранцу,
стали причиной возникновения тех или
иных стереотипов в данном культурном
пространстве. Список используемой
литературы
1.
Садохин А.П. Введение в теорию
межкультурной коммуникации. (М) 2005г.
2.
http://www.countries.ru