Средний класс в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:23, доклад

Описание работы

Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его
не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX
веке. В обществе он выполняет специфическую функцию.

Работа содержит 1 файл

Средний класс в России.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

также руководители высшего звена.

      В  настоящее  время  две   первые  группы  могут  рассматриваться   как

протосредний  класс,  но  очевидны  препятствия  для   его   превращения   в

«классический». Так, профессиональная подготовка, не подкрепленная  деловыми

связями,  по  мнению  респондентов,  не  может  обеспечить  высокий  уровень

адаптации.

14.

      Невостребованность квалифицированного персонала  или  востребованность

только  при  наличии  нужных  связей  деформирует  цепочку:  образование   –

квалификация-  доходы  –  долгосрочные  сбережения  –  уровень  потребления,

обеспечивающую  формирование и  развитие  среднего  класса.   Образование  не

гарантирует получение работы с перспективами  роста.  Работа  не  гарантирует

доход:   зарплата   у   представителей   одной   профессии   в   частном   и

государственном  секторах  различается  на  порядок.  Доход  не  гарантирует

статус,  поскольку   многие   источники   высоких   доходов   незаконны.   А

противоречивость   законодательства,   несовершенство   налоговой    системы

превращают  практически  любое  предприятие  в  правонарушителя  и  вынуждают

владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не мтолько  на

их профессиональные и деловые качества, сколько на  факторы,  подтверждающие

их безусловную  « надежность».

      Интересно, что фактор наличия  сбережений не получил преимущества  ни  в

одной группе. Сегодня только одна треть населения  положительно  ответила  на

вопрос: «  Имеется ли у Вас определенный запас  прочности,  который  позволит

продержаться, если экономическая ситуация ухудшится?». Вдвое  большее  число

респондентов  ответили  на  этот  вопрос  отрицательно.  Но  вместе  с   тем

прослеживается  определенная  связь  между  объемами  сбережений  и  степенью

адаптированности  населения (см. табл. 2). 

           Объем  сбережений респондентов  в зависимости от степени 

            адаптированности к новым экономическим условиям (в %) 
 

15.

                                                                    Табл. №2 

|Объем  сбережений  |«Группа   |«Группа       |«Группа       |«Группа       |

|                  |протеста» |выживания»    |адаптации»    |успеха»       |

|Нет сбережений    |57,5      |43,2          |25,1          |13,6          |

|До 1 тыс.  руб.    |26,5      |26,1          |21,3          |10,5          |

|До 5 тыс.  руб.    |10,0      |16,0          |18,2          |15,6          |

|До 10 тыс.  руб.   |2,7       |5,6           |9,5           |7,1           |

|До 20 тыс.  руб.   |0,9       |2,6           |5,1           |9,1           |

|До 40 тыс.  руб.   |0,7       |2,3           |5,5           |8,4           |

|До 60 тыс.  руб.  |0,4       |1,1           |4,9           |6,8           |

|До 80 тыс.  руб.   |0,2       |0,6           |4,6           |8,4           |

|До 100 тыс.  руб.  |0,8       |1,6           |3,9           |8,5           |

|До 200 тыс.  руб.  |0,2       |0,6           |1,3           |6,5           |

|Свыше  200 тыс.    |0,1       |0,3           |0,6           |5,5           |

|руб.              |          |              |              |              | 

      Как показали исследования, с ростом объема сбережений увеличивается их

доля  в  наличной  валюте.  В  ответах,  полученных  в  ходе  фокусированных

интервью, в  качестве  основных  причин,  снижающих  частный  инвестиционный

потенциал, указывается на нестабильность в  стране  и  ненадежность  банков.

Респонденты считают, что общество не  вышло  из  полосы  нестабильности,  не

исключено  резкое  изменение  принципов  финансовой   политики.   Отсутствие

доверия к власти и ее финансовым  институтам  лишает  потенциальный  средний

класс возможности  строить  долгосрочные стратегии роста благосостояния  и

переводит значительную часть возможных накоплений в сферу  потребления  (см.

табл. 3)

16.      

 Уровень  потребления в зависимости от  степени  адаптированности 

                    к новым экономическим условиям (в %)

                                                                    Табл. №3

|Группы            |Хватает   |Хватает   |Хватает  на  |Хватает на   |Хватает|

|респондентов      |только на |только на |предметы    |все, кроме   |на все |

|                  |питание   |питание и |длительного |недвижимости |       |

|                  |          |одежду    |пользования |             |       |

|«Группа  протеста» |33,5      |64,6      |1,5         |0,4          |0,0    |

|«Группа  выживания»|7,7       |85,8      |6,2         |0,3          |0,0    |

|«Группа  адаптации»|1,3       |18,2      |62,3        |11,8         |0,4    |

|«Группа  успеха»   |0,0       |8,0       |52,2        |29,5         |10,3   | 

      В целом приведенные данные  свидетельствуют об ограниченности масштабов

адаптационных процессов и о кризисных явлениях в процессе адаптации,  причем

в субъективно  худшем положении оказалось  поколение  40-50  –  летних,  т.е.

люди, находящиеся  в активном трудоспособном возрасте  и  благодаря  опыту  и

квалификации, обладающие достаточно высокими социальными амбициями.  В  этой

группе  респондентов нарастает или разочарование  в реформах  или  укрепляется

их неприятие. Это поколение , которое обычно составляет сердцевину  среднего

класса  – слой социальной стабильности, -  не  стало таковым,  а,  напротив,

превратилось  в крупную дестабилизирующую  группу. Подобные обстоятельства  не

могут не сказаться на социальной самоидентификации  населения (см. табл.)

17.

      Уровень адаптации и оценка  социального положения населения (в %)

                                                                     Табл.№4

|Варианты  ответа на |Оценка социального  положения                           |

|вопрос  «Удалось ли |                                                       |

|приспособиться к   |                                                       |

|новым              |                                                       |

|социально-экономиче|                                                       |

|ским  условиям?»    |                                                       |

|                   |Низкое    |Ниже       |Среднее   |Выше       |Высокое |

|                   |          |среднего   |          |среднего   |        |

|Безусловно, да     |0,0       |9,5        |57,1      |16,7       |16,7    |

|Скорее, да         |7,4       |13,4       |67,8      |10,9       |0,5     |

|Скорее, нет        |25,1      |37,2       |36,9      |0,8        |0,0     |

|Безусловно, нет    |20,4      |29,9       |49,7      |0,0        |0,0     | 
 

       Данные, приведенные в таблице, отражают несоответствие  представлений

респондентов  об уровне собственной адаптации  и  социальном  положении.  Так,

слабо адаптированные слои в половине случаев рассматривают  свой  социальный

статус  как средний, что прежде  всего  свидетельствует  о  нереализованности

образовательно  и профессионально – квалификационного  потенциала  в  процессе

адаптации:   сформированные   в   прежнее   время   статусные   позиции   не

подтверждаются  практикой адаптации, но сохраняются  в сознании  респондентов.

Для «  группы  успеха»,  скорее,  характерно  занижение  социального  статуса

(около  10% респондентов рассматривают свое  социальное  положение  как   ниже

среднего). На наш взгляд, главной причиной заниженной социальной  самооценки

здесь является тот факт, что способы адаптации (например, источники дохода,

формирующего  » достойное материальное положение») не престижны   по  меркам,

ранее принятым в обществе.

18.

       Таким  образом,   о   кризисном   характере   адаптации   говорит   и

несбалансированность  взаимосвязи  статусно-  ролевых  позиций  и  социальной

идентичности, что «выливается» в неустойчивые формы  социального  поведения.

Невозможность   реализации   большинством   населения    своих    социально-

экономических притязаний, повышения или хотя  бы  поддержание социального

статуса  будет  блокировать  продвижение   по   всем   другим   направлениям

преобразований , создавать социальное напряжение.

       Нельзя   обойти   вниманием    и    политическую    самоидентификацию

потенциального  среднего класса, которая  в  принципе  должна  отражать   его

ориентацию   на    стабильность    политической    ситуации.    Политическая

самоидентификация  заключается,  прежде  всего,  в  делегировании   властных

полномочий  в   форме   электорального   поведения.   Оказавшись   в   сфере

взаимодействия  различных политических  партий  и  движений,  индивид  должен

сделать «осознанный выбор» в пользу политической организации,  в  наибольшей

степени  выражающий  его  интересы.  В   условиях,   когда   не   «работает»

традиционная  политическая шкала западноевропейского типа,  а рациональный

прагматизм   не   подкреплен   институционально,   встает   задача    поиска

«работающего» индикатора политической идентификации.

      Результаты    исследований  с  определенность  свидетельствуют   о

Информация о работе Средний класс в России