Средневековый арабо-мусульманский Восток

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

Средневековый арабо-мусульманский Восток представлял собой удивительное явление. Его религия, наука и прочие достижения оказали огромное влияние на развитии практически всех стран Евразии. VIII в. н.э. создал государство, превосходящее Римскую империю в период ее расцвета.
Арабы – это народ, который в VIII в. н.э. создал государство, превосходящее Римскую импери

Работа содержит 1 файл

Средневековый арабо-мусульманский Восток.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

Доклад на тему:

     Средневековый арабо-мусульманский  Восток. Его влияние  на развитие европейской цивилизации

     Средневековый арабо-мусульманский Восток представлял  собой удивительное явление. Его религия, наука и прочие достижения оказали огромное влияние на развитии практически всех стран Евразии. VIII в. н.э. создал государство, превосходящее Римскую империю в период ее расцвета.

     Арабы – это народ, который в VIII в. н.э. создал государство, превосходящее  Римскую империю в период ее расцвета. Народ, построивший города, развивший ремесла тогда, когда феодальная Европа была бедна и разрозненна. Народ, давший миру великих ученых. Ученых, которые не дали погибнуть научным трудам древних мыслителей, а заботливо сохранили их, перевели на арабский язык, продолжили и развили. Средневековый Восток стал связующим звеном между древним миром и миром новым. С трудами древних греков Европа познакомилась в арабских переводах.

     В V в. н.э. Западная Римская империя  прекратила свое существование, обескровленная восстаниями рабов и набегами соседних племен. На смену рабовладельческому строю пришел строй феодальный. Переход к феодализму сопровождался огромными потрясениями в хозяйственной и культурной жизни общества.

     Города  были разрушены. Торговля и политические связи между народами практически прекратились. В образовавшихся в Западной Европе государствах каждое феодальное поместье представляло собой замкнутое натуральное хозяйство.

     С гибелью рабовладельческого общества гибнет и древняя культура. Господствующей идеологией становится христианство. Христианская церковь, приобретая все большее влияние, ведет борьбу с философией и наукой. Разгромлена Александрийская библиотека, погублена значительная часть хранившихся в ней рукописей. В 529 г. закрыта последняя философская школа в Афинах, а философы изгнаны из города. Церковь проповедует пренебрежение к естественным наукам, сочинения древних ученых и философов рассматриваются как языческая литература. Наука приходит в упадок.

     В первой половине VII в., после смерти пророка Мухаммеда, арабы, издавна населявшие Аравийский полуостров, подчинили весь его себе и за несколько десятков лет создали огромное государство. Они завоевали всю территорию Иранского царства – от Персидского залива до Кавказа, – Азербайджан, Армению, Грузию, Сирию, Египет, Северную Африку. Они переправились через Гибралтар и покорили почти всю территорию нынешней Испании, затем арабская конница напала на королевство франков. Продвижение арабов в Европу было остановлено в 732 г., когда в битве при Пуатье они потерпели сокрушительное поражение. Продвигаясь по Азии, арабы добрались до Китая и в 751 г. нанесли китайскому войску поражение в битве при Таласе. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

     Так в VII – первой половине VIII вв. образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат – со столицей в Дамаске. От берегов Атлантики до Индии и Китая простирались владения халифата, превосходя по размерам Римскую империю во времена ее могущества.

     Арабское  завоевание привело к распространению  среди покоренных народов языка и религии арабов – ислама, после чего ислам стал мировой религией, приверженцами которой сегодня более 1 млрд. человек.

     Одной из характерных черт арабо-мусульманского Востока является расцвет науки, который пришелся на IX–XII вв. Багдад, ставший столицей халифата, превратился в крупный научный центр. Здесь трудилась большая группа ученых, переводчиков и переписчиков, переводя и комментируя произведения Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея. Работа не сводилась к простому копированию чужих исследований. Арабские ученые продолжали эти исследования и выполняли новые, строили обсерватории, конструировали приборы, вели самостоятельные наблюдения. Материал для математических задач давала широко развитая торговля восточных купцов. Дальние путешествия способствовали развитию астрономии и географии, развитию ремесел, развитию экспериментальной науки. Средневековый восток подарил миру таких ученых как аль-Бируни и аль-Хорезми, чьими открытиями пользуется во все мире и по сей день.

     Заслуги аль-Хорезми в математике и астрономии столь велики, что даже имя его, которое в средневековой Европе записывали как Algoritmus, стало математическим термином. В сочинении аль-Хорезми впервые в литературе на арабском языке была дана таблица синусов и введен тангенс, зиджи (таблицы) аль-Хорезми по астрономии использовали впоследствии астрономы как Востока, так и Европы. Наибольшую славу ученому принесли его математические труды. Арифметический трактат аль-Хорезми познакомил Европу с индийской позиционной системой чисел, нулем, арабскими цифрами, арифметическими действиями с целыми числами и дробями. В алгебраическом трактате аль-Хорезми «Краткая книга восполнения и противостояния» введено особое свойство – восполнение (аль-джебр) – состоит в перенесении отрицательного числа из одной части уравнения в другую. От арабского аль-джебр и произошло современное слово алгебра.

     Арабо-мусульманская  синкретическая культура оказала воздействие  на становление средневековой европейской культуры. Основным направлением проникновения этой культуры в Европу был крайний запад мусульманского мира - Андалусия (Арабская Испания), а также с началом крестовых походов, Италия и Палестина, и Сирия на Востоке. Крестоносцев привлекали сказочные богатства Востока - дорогие ткани, золотые украшения, искусно сделанные стеклянные кубки, пряности - все то, что попадало в Европу через купцов.

     Проникнув на Восток, крестоносцы начали заимствовать различные элементы материальной и духовной культуры, которая по сравнению с полуварварскими обычаями средневековой Европы отличалась изысканностью. Америко Кастро писал: "Победоносные войска христиан не могли сдержать изумления при виде величия Севильи. Христиане никогда не знали ничего подобного в искусстве, экономическом блеске, гражданской организации, производстве, научном и литературном творчестве". В результате многие христианские феодалы-крестоносцы по своему внешнему облику почти не отличались от своих соседей - мусульман. Балдуни из Эдессы (X II ) носил восточное платье и принимал гостей по восточному обычаю, сидя на ковре; Танкред из Антиохи чеканил монеты по мусульманскому образцу. О том, какое впечатление производила на "франков" мусульманская культура, рассказывает в своих мемуарах ("Книга назидания") сирийский эмир Усама ибн Мункыз (X II в.).

     Важным  было влияние и Сицилии, где большое  развитие получила переводческая деятельность, архитектура.

     Однако  наибольшую роль в ознакомлении Европы с мусульманской культурой сыграла  Андалусия, как называли арабы завоеванную ими часть Испании, куда арабо-мусульманская культура проникла в начале V III в., в период, когда латинская культура Испании была ослаблена нашествием готов. Семь веков власти арабов в Испании арабо-мусульманская материальная и духовная культура постепенно проникает и на север, за пределы Пиренейского полуострова.

     "Мавританская" культура, окруженная в сознании  христиан романтическим ореолом,  постоянно привлекала к себе  внимание, особенно после того, как  у арабов были отвоеваны крупные города - центры мусульманской культуры в Испании. Возрастающий интерес к мавританской культуре привел к появлению все большего количества переводов с арабского на латинский.

     В Толедо еще в X II в. существовала коллегия переводчиков, поставившая целью  перевод основных философских произведений с арабского языка. В работе коллегии принимало участие много ученых, приехавшие из разных стран Европы. Во второй половине X III в. с избранием королем Альфонса X "Ученого" в Толедо "Академии переводчиков", где переводились, главным образом, труды по математике, астрономии, оптике, медицине, отмечается новая волна влияния мусульманской культуры в Испании.

     Безусловно, арабский Восток и его культура (в  самом широком смысле этого понятия) оказали огромное влияние на самые различные стороны материальной и духовной жизни западноевропейского феодального общества. Запад многое заимствовал у восточных народов в области техники. С Востока в Европу пришла ветряная мельница: на Западе такие мельницы начали сооружать с XII в., после того как крестоносцы познакомились с ними в Сирии. Оттуда же было перенято усовершенствованное водяное колесо: известное на Востоке с римских времен, оно было улучшено арабскими механиками и в XII-XIII вв. широко применялось в Сирии, где мастерским изготовлением этого двигателя славились, в частности, антиохийские ремесленники. Имеются основания говорить и о некоторых других заимствованиях технических достижений Востока. Так, с конца XII в. на Западе стали разводить и использовать (первоначально в военных целях) почтовых голубей, давно применявшихся в странах Леванта: еще в IX в. голуби обслуживали «почтовую линию» между Мосулом, Багдадом и другими городами.

     Влияние Востока довольно широко сказывалось  также в сфере бытовых установлении. Со времени Крестовых походов европейцы стали носить на восточный лад бороду и тюрбан, устраивать горячие бани, сравнительно часто менять верхнее платье и белье (в раннее средневековье в Европе умывались только холодной водой, да и то лишь изредка, платье же носили до тех пор, пока оно не приходило в ветхость, т.е. занашивали его до дыр).


Информация о работе Средневековый арабо-мусульманский Восток