Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:23, реферат
Средневековье, конечно, было мрачным из-за отсутствия электросвета, заменяемого лучиной да кострами, на которых сжигали грешников. Оно действительно представляется мрачным современному человеку из-за обилия запретов на его естественные желания, многочисленных богослужений, постов, стиля одежды и т. д.
Средневековье, конечно, было мрачным из-за отсутствия электросвета, заменяемого лучиной да кострами, на которых сжигали грешников. Оно действительно представляется мрачным современному человеку из-за обилия запретов на его естественные желания, многочисленных богослужений, постов, стиля одежды и т. д. Но мы забываем, что средневековый человек, вобщем, чувствовал себя несравненно уютнее нынешнего, проживая в замкнутом, созданном специально для него Богом мире, готовясь к перемещению в мир вечный. Да и серьезным он был далеко не всегда.
Средневековье поставило
перед людьми проблему: что важнее
- земное или духовное, небесное? Конечно,
как и во всех делах житейских,
существует некоторый компромисс между
крайностями, меняющийся от народа к
народу и со временем. Абсолютизация
духовного - аскеза - в целом есть
тормоз земной жизни и может быть
лишь уделом избравших себе этот путь.
Абсолютизация земного ведет
ведет либо к политическому раздраю
и нравственной распущенности, что
вызывает чувство ужаса обывателя,
либо к деспотизму во всех сферах жизни,
что иногда теми же обывателями может
восприниматься с благодарностью, пока
это не сильно касается их жизни. Эту
ситуацию осознали еще в средневековье
власть и церковь и они же активно
влияли на выработку компромисса
земного и небесного в
Можно выделить некоторые
этапы этой эпохи. Сначала было предсредневековье
от появления первой христианской общины
в доме Богородицы до первого Вселенского
Собора в Никее, означавшего признание
Римом христианства господствующей
религией. Здесь был утвержден
выработанный предшествующими богословскими
спорами догмат о Троице - Символ
веры. На этом этапе соотношение
земного и небесного
Затем наступил период
раннего средневековья, когда на
Вселенских соборах выстраивалась
церковь как мировая, утверждались
ее Догматы о Троице ( тринитарный
), о Богочеловечности Христа, создавалось
богословие, особенно усилиями восточных
отцов церкви Афанасием Александрийским,
Василием Великим, Григорием Богословом,
Григорием Нисским, Кириллом Александрийским
и др. Постепенно накапливались противоречия
между Восточной (Византийской) и
Западной (Римской) церквями. В духовном
аспекте они были связаны прежде
всего с полемикой о
В 1054 г. церковь разделилась на восточную (они оставили себе название всего христианства - православие ) и западную, католическую, считающуюся на Востоке отколовшейся. Началось зрелое средневековье, период укрепления земных позиций церкви, дальнейшего распространения ее влияния на мир, развития форм богослужения, религиозного искусства и одновременно период окостенения форм церковной жизни и постепенного отставания ее от требований земной жизни. Когда какая либо идеология становится господствующей, то она усиленно начинает заниматься самовосхвалением и совершенствованием прежде всего своих форм, менее заботясь о содержании, преследуя всякое инакомыслие. Модный сейчас термин “диссидентство” появился в этот период и почти с тем же, что и сейчас, значением. Особенно ярко это проявилось на Востоке. Католики все же меняли что-то в содержании богослужения и, хотя и не поспевали за потребностями жизни, крепость веры сохраняли, правда, не только убеждениями, но и силой. Возникли орден иезуитов и инквизиция. Результатом этого процесса стало появление реформации и гуманизма на Западе и окостенение форм церковной жизни, скрепленных монаршей властью, в России, дальнейшее развитие католической теологии и стагнация православного богословия.
Что же касается ценностной ориентации мирян, то можно, в основном, говорить о достаточно спокойном уважительном сосуществовании в современной Европе католиков, протестантов разных направлений, светски настроенных людей ( Ирландия - исключение ) и наличие резкой полемики по религиозным, чаще - формальным вопросам в России, начиная с 15 века при существовании формально - языческих традиций и поверий у мирян и их равнодушии к делам чисто богословским и вообще - теоретическим. Следствием этого стало сформировавшееся желание устроить гонение на всякое инакомыслие, инаковерие, существующее до сих пор.
Мифологическое, магическое мышление занимало серьезное место в христианской культуре. Причины - наследство античности, стиль мышления пришедших сюда завоевателей и кочевников, а также образ жизни самого средневекового человека, связанного с земледелием, ремесленничеством, а значит - всерьез зависящего от природных явлений, смен времен года и т. д., то есть всего того, что чаще всего и становится предметом мифа. Речь здесь идет о взаимопроникновении христианских и мифических ценностей, когда роль божеств играют мученики, святые - заступники за человека перед Богом. Известна ведь решающая роль Богоматери в российском православии. Мифологичной является и вера в чудеса, творимые святыми, в божественный авторитет монарха на Востоке и папы - на Западе. Мифологичность христианства ощущается и в гипертрофировании слов молитвы, иконы, ритуалов в церкви, когда общение с Богом опосредуется некоторым символом, приобретающим иногда в сознании христианина больше значение, нежели его понимание сущности учения Христа. Вживаясь в структуру новых отношений, мифологемы способствуют выработке в головах верующих приемлемых для них и церкви ценностей единства земного и небесного в земной жизни . Это создает возможность существования человека как целостной личности, сохранения культуры общества - наследника истории, когда есть подобная преемственность и связь ценностей.
Церкви в этом случае приходится оценивать реальность такой ситуации и принимать меры к недопущению как “двоеверия “,т.е. параллельного существования христианства и мифологии (а такое, несомненно, распространено в России ), так и возможности поглощения христианства мифологией. Для этого необходима борьба против суеверий и магий. В Европе часто для этого составляли “Перечни суеверий и языческих обычаев“, которые надо разоблачать перед верующими, дабы сохранить их в лоне церкви. И знаменитая "охота на ведьм" - попытка церкви силой решить проблему популярности бытовых мифологий.
Позже с развитием
городов, ремесел, мореплавания, торговли
перед церковью появилась проблема
выработки отношения к этим реалиям.
Ведь богатство, корысть, стяжательство
греховны. Происходила также стагнация,
загнивание некоторых средневековых
ценностей. Соблюдение форм, традиций,
стремление усилить чувство страха,
возможности наказания за “ереси
“ становились важнее для церкви,
нежели развитие христианской свободы.
Наряду с этим богатели монастыри, росла
возможность разнообразных
Свидетельством новой
ситуации в позднем средневековье
стало отношение к смеховой культуре.
Как говорилось выше, достоинство
средневекового человека развивалось
и сохранялось не только в соблюдении
многочисленных требований благопристойности,
но развитием потребности в юморе,
ерничестве, словоблудстве, шутовстве.
Чего стоили одни названия литературных
произведений: “Литургия пьяниц“,
“Завещание свиньи“, “Праздник дураков“
и т. д. Подобные вещи не запрещались,
а даже поощрялись и совершенствовались
по мере изменения обстоятельств
жизни. И даже высокопоставленные церковники
и ученейшие богословы отдыхали
от схоластической серьезности в
“монашеских шутках“. Столь распространенные
в те поры шуты и дураки занимались
тем, без чего не может прожить
ни одно нормальное, устойчивое общество,
- избавляли его от всех изживших
себя условностей, традиций, привычек
в форме самообнажения
В средние века все
это шутовство было прежде всего
не критикой действительности мира, а
свободным творением антимира, в
котором только формализованный, боящийся
за свою “чистоту и безупречность“
мир мог усмотреть сатиру на себя,
что и произошло, когда традиционные
ценности средневековья стали