Сравнительная характеристика католичества и православия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:20, доклад

Описание работы

Христианская церковь похожа на огромную гору. Если мы смотрим на нее или даже стоим на вершине, то не можем видеть все стороны одновременно. Цель этой работы – обойти вокруг горы и получить представление о Церкви, как о религиозном учреждении, сообществе народов и одном из важнейших факторов мировой истории. Все христиане, независимо от своей национальной принадлежности, культуры и традиции, объединены «во Христе» - Его любовью, милостью и всепрощением. Поэтому может быть только одна церковь и одно христианство, распространенное через все поколения и по всему миру.

Работа содержит 1 файл

Христианство.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

ВСТУПЛЕНИЕ

Христианская  церковь похожа на огромную гору. Если мы смотрим на нее или даже стоим  на вершине, то не можем видеть все  стороны одновременно. Цель этой работы – обойти вокруг горы и получить представление о Церкви, как о  религиозном учреждении, сообществе народов и одном из важнейших факторов мировой истории. Все христиане, независимо от своей национальной принадлежности, культуры и традиции, объединены «во Христе» - Его любовью, милостью и всепрощением. Поэтому может быть только одна церковь и одно христианство, распространенное через все поколения и по всему миру.

Но  Церковь состоит и всегда состояла из людей с разной историей и культурой, живущих в разных местах. Поэтому  утверждение «одна Церковь, много  церквей» имеет глубинный смысл.

Поэтому задачей данной работы является дать сравнительную характеристику католичества и православия как двух ветвей христианства и сделать вывод о схожести и различии двух частей одной Церкви. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КАТОЛИЧЕСТВО

Католическая  церковь – церковь вселенская, в отношении ко всему христианскому миру. Это название после разделения церквей относилось только к Западу, делаясь синонимом латинской, римской, западной. Во главе церкви стоит папа, считающийся единым праведным наместником Христа. Около папы находятся кардиналы, которые образуют особую римскую курию, которой принадлежит рассмотрение всех церковных и государственных дел.

В основании отличительных признаков  католического учения лежит преувеличенной представление о заслугах человека перед Богом, о том, что человек в силах исполнить закон Божий и бороться с грехами. Богослужение устроено так, что старается как можно яснее во вне выразить ту идею, ради которой оно установлено и совершается, таким образом, получается господство внешнего блеска, формы над внутренним его содержанием.

Различие  католичества от православия заключается  в учениях:

  • об исхождении Св. Духа и от Сына Божия;
  • о неприкосновенности греха к природе Богоматери;
  • о главенстве папы в церкви Христа;
  • о добрых поступках человека, как заслугах перед Богом, и что можно сделать больше добра, чем должно;
  • о возможности вменять заслуги одного человека другому;
  • о возможности полного личного удовлетворения за грехи как в настоящей, так и будущей жизни;
  • о возможности избавиться от такого удовлетворения посредством так называемой индульгенции;
  • о римском епископе-папе, как непогрешимом судье в делах веры и нравственности;

В других вопросах тоже существуют известные  различия в учении католической и  православной церквах, но они большей  частью не столь существенны. Так, в вопросах о таинствах различия сводятся только ко внешним их проявлениям. 

ПРАВОСЛАВИЕ

К православию принадлежит русская, греческая, сербская, черногорская, румынская, славянская в австрийских владениях, греческая и сирская во владениях  Турции и абессинская церкви. Название православие появляется у христианских писателей с появлением первых формул учения христианской церкви и означает веру всей церкви. Позже слово православие – ортодоксия означает совокупность догматов церкви и его критерием признается неизменное хранение учения Христа и апостолов в том виде, в котором оно изложено в Св. Писании, Св. Предании и в древних символах вселенской церкви.

Православие предоставляет своим членам широкий  простор для ученого богословствования, но в своем символическом учении оно дает богослову точку опоры и масштаб, с которыми и нужно сообразовать религиозное рассуждение. Так, православие в отличие от католичества, разрешает читать Библию, чтобы из нее извлечь более подробные сведения о вере церкви.

Православие не выводит новых догматов из прежнего учения церкви через умозаключение, не разделяет католического учения о вышечеловеческом достоинстве  личности Богоматери, не приписывает  святым сверхдолжных заслуг, тем более  не присваивает божеской непогрешимости человеку, хотя бы то и был сам римский первосвященник; непогрешимой признается церковь в ее полном составе. Православие не признает чистилища, уча, что удовлетворение за грехи людей правде Божьей принесено уже однажды и навсегда страданиями и смертью Сына Божьего.

Не  одобряя католического учения о  церковной власти, православие признает, однако, церковную иерархию с ее благодатными дарованиями. Нравоучение  православия не дает послабление  греху и страстям, как католицизм (в индульгенциях). В отношении к государству православие не желает властвовать над ним, как католичество: оно стремиться сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в самостоятельность государства в сфере его власти. 

ВЫВОДЫ:

До  XI в. весь христианский мир составлял одну вселенскую церковь и незначительные обрядовые и канонические разности не отделяли западной церкви от восточной. Позже учения западной церкви – литургической, догматической, учении о filioque, о размерах и характере власти римского епископа вызвали окончательный разрыв двух церквей. Этот разрыв объясняется рядом отличий католичества и православия:

Критерий Католичество Православие
Человек и Бог Преувеличенное  представление о заслугах человека перед Богом, человек может исполнить  закон Божий. Не  присваивает божеской непогрешимости человеку, непогрешима лишь сама церковь.
Удовлетворение  за грехи Признает  возможность избавиться от удовлетворения посредством индульгенций. Не  дает послабления греху и страстям.
Богоматерь Неприкосновенность  греха к природе Богоматери (непорочное зачатие). Не  признает вышечеловеческого достоинства  личности Богоматери.
Отношение к государству Желает  властвовать над ним. Стремиться  сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в самостоятельность  государства в сфере его власти.
Грехи людей Возможность полного личного удовлетворения за грехи людей как в настоящей, так и будущей жизни. Удовлетворение  за грехи людей правде Божьей принесено  уже однажды и навсегда страданиями  и смертью Сына Божьего.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во  вступлении был использован образ горы, чтобы проиллюстрировать разные аспекты единой Церкви. Другой образ – великая река, берущая начало от одного источника. Этим источников является Иисус Христос, дающий «воду живую». Сначала ручеек был небольшим, но постепенно набрал силу и устремился в более широкое русло. Некоторые течения христианства «узкие и глубокие», другие «широкие и мелководные», с многочисленными рукавами и протоками. Но вода повсюду одинакова и течет из одного источника. Несмотря на нашу разделенность, мы признаем, что вода значит больше, чем любое отдельное русло.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Московский  Городской Педагогический Университет 
 
 
 
 
 
 

Творческая  работа

на  тему:

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА

КАТОЛИЧЕСТВА  И ПРАВОСЛАВИЯ  КАК ДВУХ ВЕТВЕЙ ХРИСТИАНСТВА» 
 
 
 

Подготовила:

студентка II курса

факультета  англ. филологии

группы 205

Будник  Анастасия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2006 год. 

ПЛАН:

1. Вступление.

2. Католичество.

3. Православие.

4. Выводы.

5. Заключение.

6. Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аванта+. Религии мира. М., 1997. Т.6, ч.2. С. 259-263, 375-381.

2. Полный православный богословский  энциклопедический словарь. // Булатов  Д.А. М., 1992. Т.2. С. 1232-1233, 1872-1876.

3. Янг Джон. Христианство. М., 1999. С. 209-211, 234.

Информация о работе Сравнительная характеристика католичества и православия