Сравнение цивилизации, формации и культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 09:50, реферат

Описание работы

Целью моей исследовательской работы было показать, что русская культура развивается в постоянных поисках, о чем свидетельствует сама история. Хотя на нее оказывали влияние культура Запада и Востока, но она создавала свои собственные, отечественные традиции, не ограничиваясь копированием чужих образцов.

Содержание

Введение 3
Глава I.
Просвещение. Накопление знаний 6
Фольклор. Литература 8
Живопись 14
Архитектура 19
Прикладное искусство 23
Глава II.
Быт 25
Заключение 30
Литература 32

Работа содержит 1 файл

Kultura.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Немалое церковное строительство  велось и во Пскове. Здесь же, а  также Порхове, Яме, Копорье, Орешке возводили и крепостные сооружения, своего рода каменные замки.

Много строили в Новгороде ХV в. Именно тогда при архиепископе Евфимии (вторая четверть – середина столетия) появились в кремле Грановитая палата, часозвоня,  двухэтажный дворец самого владыки. Еще раньше (1302) начали строить детинец – каменную крепость, стены которой несколько раз перестраивались позднее вплоть до конца столетия, когда Новгород вошел уже в число московский владений. Появились и каменные дома-палаты для бояр (в том числе – дом Марфы-Посадницы, жены И.Борецкого).

Новгородские, московские и иные зодчие нередко строили по старым образцам, например ХII столетия. При этом новгородские заказчики стремились подчеркнуть и сохранить «старину и пошлину» своего города и земли, московские  исходили из идеи общерусского единства, несомненно при этом, - под главенством своего государя.

Самым выдающимся достижением русского зодчества  рубежа ХV-ХVI в. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми;  это – Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы; храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Гранатовую палату. Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Наконец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).

Кремлевское строительство, обширное и выдающееся по своему значению (в  плане и архитектурного мастерства, и  оборонительных потребностей, и повышения престижа народившейся России, «государя всея Руси» Ивана III), - дело рук русских мастеров (из Москвы, Пскова, Твери, Ростова и других городов) и итальянских архитекторов: Аристотеля Фиораванти, Алевиза, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марка Фрязина и др. Их труд и достижения – сплав национальных русских и итальянских традиций в архитектуре18.

Естественно, с еще большим размахом строили в ХVI в. По всей стране возводили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли выдающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в себе Коломенском под Москвой (теперь – в черте города). Она построена (1532) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Грозного. Образцом послужили старинные деревянные церкви шатрового стиля («на деревянное дело»). Как чудо воспринимали ее современники: «Вельма чудна», - записал пораженный летописец, - высотою и красотою, и светлостью, такова же не бываша преже сего в Руси»19. Такое же отношение к этому сказочному сооружению сохранили и потомки; известно, например, что в восхищении созерцал ее Гектор Берлиоз три столетия спустя. Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор, или храм Василия Блаженного, на Красной Площади в Москве, величайший памятник шатровой архитектуры, по существу – комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие.

В разных концах обширного уже тогда  государства растут крепости, опоясывающие, словно ожерелье, его центральную часть, столицу Москву. То же – по русскому пограничью. Защитниками России с юга стали крепости в Туле, Коломне, Зарайске; с востока – в Нижнем Новгороде; с севера – в Кирилло-Белозерском и Ферппонтовом монастырях. Крепостные, помимо прочих, функции имели московский, новгородский, псковский и иные кремли. В столице, помимо кремлевских, соорудили стены Белого города (зодчий Федор Конь, строивший и в Смоленске) – по нынешнему  Бульварному кольцу;  еревянного города, или Скородома (современное Садовое кольцо; 1580-1590 годы).

 

 

Прикладное  искусство

 

В ХIV в. возрождаются и набирают силы различные отрасли прикладного искусства. Это – украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их текстам и др. Правда, многое не дошло до нас по разным причинам (пожары, хищения ордынцев и пр.), но кое-что сохранилось. Например, к 1339 г. относится «Сийское Евангелие», переписанное «в граде Москове»; в 50-е годы два мастера – Иоанн Тетеша и Лукьян – делают такую же работу, переписывают два Евангелия. Многие книги изготовляют в ХIV-ХV вв. в монастырях Троице-Сергиевом, Андроникове, Кирилло-Белозерском, Симонове.

Тверской мастер Прокопий, по заказу своего великого князя, пишет миниатюры  к рукописи сочинения византийского хрониста Георгия Амартола. Лицевые (иллюстрированные) рукописи делали новгородские мастера; это – «Милятино Евангелие», «Пролог», «Апостол» (вторая половина ХIII в.). Им свойственны тератологический («судовищный») стиль, бытовые детали (изображения воинов, гусляров, крестьян, охотников, скоморохов и др.)20. Жители новгородской Людогощинской улицы заказали и поставили в церкви Флора и Лавра деревянный крест с прекрасными резными надписями и изображениями (1359). Делали и резные кресты  из камня. Высоким мастерством отличаются серебряные кубки, сосуды новгородских бояр; имена их сохранила резьба на этой посуде.

Высокого совершенства достигают  мастера сканого (филигранного), чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового  шитья. Резчиками по дереву славился в ХV-ХVI вв. Троице-Сергиев монастырь. Сохранилась пелена для этой обители, вышитая Софьей Палеолог, женой Ивана III (1494). Из мастерской Елены Волошанки, жены его сына Ивана Ивановича Молодого, вышла пелена с рисунком, на котором изображен молебен 8 апреля 1498 г.; на нем присутствовали Иван III и его великая княгиня, сын Василий и внук Дмитрий. В ХVI в. приобрели известность художественные вышивки из мастерской княгини Евфросинии Старицкой.

Расцвет переживали искусство басменного тиснения, скани, эмали. Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу изделия из золота (например, золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, подаренное ей Иваном Грозным в 1561 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

Быт

 

Быт жителей Руси, России отличался устойчивостью. Но отнюдь не затхлым консерватизмом, вековечным застоем, как иногда изображалось в литературе. Русская деревянная изба, к примеру, столетиями не меняла облик, сохраняла свои конструктивные и функциональные черты, особенности. Это говорит о том, что исстари обитатели Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание в тех природных, в частности климатических условиях, в которых они проживали. То же можно сказать о многих приспособлениях, предметах домашнего обихода наших предков.

Подавляющее большинство жилищ той поры – полуземляночные и наземные (срубные, стоявшие на земле) избы. Полы в них – земляные или деревянные. Часто имелись подклети – нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, наверху (на горе), именовали горницей; горницу с «красными» окнами, которые пропускали много света, - светлицей. Наконец, у наиболее зажиточных людей, у знати имелся третий ярус – терем.

Естественно, размеры избы, резьба на ней и проч. зависели от положения  хозяина – бедняка или богатея.

Некоторые люди, из особо знатных, имели дома из нескольких срубов, с  переходами, лестницами, крылечками, резными  украшениями. Такие постройки, прежде всего у князей и бояр, напоминали дворцы большего или  меньшего размеров.

Разной была и обстановка в доме. У тех, кто победней, - деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых – те же предметы, еще табуретки, покрытые красивой резьбой, живописью; на них – подушки, валики; к ногам ставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые  вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же  подсвечники, или светильники с растительным маслом.

Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и  драгоценными каменьями; бедняки –  в простых рубашках с поясом, коротких одеждах – из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье  носило медвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине», по словам Нифонта, новгородского епископа)21; его обувь – лапти из лыка. У богатых – шубы из дорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, а также кортели, летники, телогреи – для женщин; все это – из иноземных атласа, бархата, камки, сукна; украшались они соболями, каменьями, жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовном завещании (1479) говорилось об их «неправедном житии», запрещалось «ни немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити».

Митрополит Даниил (первая половина ХVI в.) укоряет молодых вельмож, которые коротко стригут волосы, бреют или выщипывают усы и бороду, красят щеки и губы, как женщины, и тем нарушают обычаи русской старины. То же – с одеждой и обувью, чересчур, на его взгляд, роскошными и к тому же неудобными (от красных сапог, очень тесных, этим щеголям приходится «великую нужду терпети»). Под одежду они подкладывают деревяшки, чтобы казаться выше  ростом. А женщины сверх меры белят и красят лицо, «чернят глаза»; брови выщипывают или наклеивают другие, «выспрь (вверх) возводяще»; голове под убрусом придают (расположив соответствующим образом волосы) круглую форму.

Посуда бедняков – из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва – лоток, чум – ковш, кош – корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчаге – большой сосуд); кое-что, но немногое – из железа и меди (котлы для варки еды, кипячения воды). У богатых – те же предметы, но больше – металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому же разнообразнее (кроме  названных, - кубки, братины, чарки, солонки, достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития – турьи рога в серебре).

Простой люд ел преимущественно  ржаной хлеб, богатые – из пшеницы. Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясо больше было на столах богачей; у бедняков – рыба. Употреблялись молочные продукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой.

Дома изготовляли напитки –  хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.

Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К  тому, что названо  выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это – журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московских упоминаются «лебединые», «гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о «многоразличных трапезах», «сладких снядях» у богатых  людей, «хитрости» (мастерстве) их поваров. На пирах, помимо своих напитков, богачи смаковали вина «заморские»22.

Мирские пирушки, складчины устраивали, по случаю церковных праздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них, как и на пирах  у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и плясуны. Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников, обличавших «веселие многое» со «смехотворцами», «празднословцами» и «сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает» «позорище» (зрелище), играниа, плясаниа». Даже в кругу семьи его волей появляются «скомарохи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа себе и дети, и жену, и вся сущая в дому, паче потопа оного»23.

Другие пастыри говорят и  пишут о простонародье, которое  любит глядеть на подобные «позорные игры» не в домах, а «на улице». Особое  ожесточение вызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя, как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елезарова монастыря,в послании к псковским властям во главе с наместником (1501) призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит  великий праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятется и взбесится… Стучат бубны и глас  сопелий и гудут струны; женам же и девам плескание (ладонями) и «плясание»;  поют «всескверные песни»24

Осуждают они и «ристание  конское», охоту («ловы») знатного вельможи. «Кый же ли – обращается к нему митрополит Даниил, - прибыток ти есть над птицами  дни изнуряти? Как же ти нужа есть псов множество имети? Все эти «утешения суетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного – церковных обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый, продолжал ходить на такого рода развлечения. Известно, например, что царь Иван Грозный любил скоморохов – «веселых людей», собирал их, вместе с медведями, в столицу;  сам участвовал в «игрищах» - плясках на пирах, одевал вместе с другими «машкеру»25.

В ХVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Появлялись и новые – пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки (тафьи), осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома, хотя основная их масса оставалась деревянной. Увлекались русичи также и игрой в шашки, шахматы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведем итог всему вышеизложенному  и отметим специфические черты  русской культуры.

Русская культура – понятие историческое и многогранное. Она включает в  себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже ХVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

Большая часть территории России занесена позднее, чем те регионы мира, в  которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская литература – явление  относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные  славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская литература оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное население других народов, русские писатели и художники, скульпторы и  архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и  развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

Информация о работе Сравнение цивилизации, формации и культуры