Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:08, доклад
Справедливость - категория не только морального сознания, но также правового, экономического и политического. Не случайно великие античные философы (Платон и Аристотель) выделяли эту категорию в качестве основной для оценки состояния всего общества. Тем не менее, в той степени, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, то есть о том, согласны ли люди жить в обществе, проводящем данную политику, или же отвергают его как несправедливое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей.
«Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь» - Платон;
«Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.» - Аристотель;
«Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью» - Цицерон;
«Каждому хочется быть справедливым, да не каждому удается» - Голсуорси;
«Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней» - Руссо;
«Мучительное ощущение: думаешь, что служишь справедливости, а на самом деле приумножаешь несправедливость. По крайней мере, признаем это — и тем самым усугубим мучение; ведь это все равно, что признать: всеобщей справедливости не существует. Отважившись на самый страшный бунт, в конце концов признать свое ничтожество, — вот что мучительно.» - Камю;
«Справедливость не может быть отдельна от полезности» - Цицерон;
«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным» - Вовенарг;
«Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам» - Цицерон;
«Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым» - Менандр;
«Наиболее полезно то, что наиболее справедливо» - Цицерон;
«Величайший плод справедливости — безмятежность» - Эпикур;
«Кто не совершает несправедливости — почтенен, но боле чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей» - Платон;
«Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу» - Цицерон;
«Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи, а осознание постоянства делает человека восприимчивым. Восприимчивость же ведет к способности быть справедливым.» - Лаоцзы;
«Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таким» - Платон.