Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Цель исследования - изучение принципов управленческой деятельности и организационной работы в сфере культуры; приоритетных проблем музейной сферы и возможных способов их решения; ценностных ориентаций музейных менеджеров.
Задачи исследования:
1. проанализировать влияние рыночных процессов на развитие музейной сферы в России;
2. определить приоритетные проблемы музейной сферы в современных условиях;
3. выявить ценностные ориентации руководителей музейных учреждений, их представления о новой профессии, а также о менеджменте и маркетинге;
4. рассмотреть осуществление монастырями Балкан (опыт зарубежных стран) и России музейно-туристской функции, применительно к современным условиям, как удачный во многом пример решения стоящих перед музеем задач.
I. Введение……………………………………………………………………3
II. Основная часть…………………………………………………………….5
1 гл. Музейный менеджмент................................................................................5
1.1 Приоритетные проблемы музейной сферы…………………………………5
Управленческий профессионализм и ценности музейного руководителя…..8
1.2 Управленческий профессионализм и рынок………………………….......10
2 гл. Опыт России и различных стран…………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………...24
Программа возрождения Тихвинского Успенского монастыря-мемориала, принимающего с июня 2004 г. (возвращение монастырской иконы) большое количество паломников, предусматривает рациональное функциональное зонирование ансамбля, отвечающее совмещению деятельности монастыря и историко-архитектурного музея (концентрация музейных зданий в восточной части двора). Программа предполагает усиление безопасности внутреннего каре зданий путем восстановления монастырских стен из монолитного бетона с фасадной облицовкой из кирпича. Для размещения гостей и паломников приспособлены (под гостиницы и мастерские) существующие здания келарского, больничного и южного корпусов, помещения Трапезной палаты и северного корпуса. В Житенных кельях располагаются фонды музея, бывшее Духовное училище адаптировано под гостиницу для паломников. При воссоздании фасадов применялись современные строительные материалы.
В монастырях-мемориалах с развитой функцией паломничества и туризма необходимо восстанавливать и строить гостиницы, богадельни, приюты, больницы и создавать социальную и инженерную инфраструктуру. Так, Серафимо-Дивеевский монастырь и село Дивеево (на территории которого располагались три гостиницы, конный двор, мастерские, жилые монастырские корпуса) связаны как части единого духовного комплекса для российских и зарубежных паломников.
Монастыри-резиденции (Свято-Данилов, Троице-Сергиева лавра) и подворья (Валаамский монастырь имеет подворья в Москве, Петербурге, Ленинградской области и Карелии) являются наиболее перспективными типами ансамблей с расширенным составом построек уникальной архитектуры. Троице-Сергиева лавра служит примером решений для строительства русских монастырей: застройка оптимальной плотности (около 50%), функциональное зонирование территории двора, выделение "тихой" зоны для монашеской жизни, гостиничная зона вне стен комплекса.
На территории ансамбля главной резиденции Патриарха всея Руси Свято-Данилова монастыря построены новые здания: резиденция Священного Синода и Московской Патриархии, резиденция Патриарха с церковью Всех Святых, две часовни, больничный корпус, 3-5 этажный гостиничный комплекс "Даниловский", 4 этажный корпус Отдела внешних церковных сношений и др. Территория монастыря разделена стеной с башнями на два двора: в первом - храмы и службы, дом настоятеля, корпуса келий и трапезная, во втором - гостиница и мастерские.
Процесс развития русских монастырей происходит также за счет строительства новых подворий. В комплексе Патриаршего подворья на Борисовских прудах в Москве (построен и освящен в 2004 г.), помимо традиционных построек (храм Живоначальной Троицы, второй по значению после храма Христа Спасителя, колокольня, часовня Александра Невского), возведены воскресная школа с музыкальными классами, иконописные мастерские, концертный зал, дом причта с кабинетами для приема гостей и залом для переговоров, церковные лавки, склады, гаражи.
К типу монастыря-усадьбы (Оптина пустынь, Нилова пустынь и др.) можно отнести большинство русских монастырей, ведущих различную хозяйственно-производственную деятельность (преобладают земледелие, животноводство, рыболовство, пчеловодство, переработка продуктов, различные промыслы, торговля). Так, в женском Ново-Голутвином монастыре функционируют мастерские керамики (в храме - керамический лепной иконостас), резьбы по дереву, иконописи, плетения, гобеленов (с разработкой компьютерных программ), открыты школа-интернат для детей сирот, детский клуб, православный медицинский центр, воскресная школа; проходят выставки монастырских промыслов. Монастырь представляет смешанный социокультурный тип, ведущий различную деятельность (торгово-ярмарочную, промысловую, усадебную, просветительскую).
Выводы
Таким образом, монастыри – хороший пример адаптации музейной функции к современным социокультурным (уже-экономическим) условиям.
В целом, на Балканах получили распространение монастыри музейного типа с развитой туристической функцией (адаптированы корпуса келий, трапезные, построены гостиницы и необходимая инфраструктура обслуживания). В русских монастырях большее развитие получили типы монастырей-резиденций, подворий, расширяются хозяйственные центры, во многих ансамблях функционируют музеи, менее развита туристическая функция, проблемы приема паломников и туристов пока не решены.
Развитие современных балканских и российских монастырей базируется на многофункциональной структуре комплекса, рассчитано на различные типы зданий, соответствующие определенным, в том числе новым функциям, в числе которых музейная, как минимум, самоокупаемая, и являющаяся, в данном случае, также и довольно успешной разновидностью рекламы самого монастыря, его символики и разнообразных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели тему «Менеджмент музея: залог успешного управления», придя, прежде всего, к таким выводам:
- кардинальные изменения в экономической, культурной, политической сферах по всему миру заставляют современные учреждения культуры, в т.ч., музеи, следовать общим тенденциям развития: будучи максимально самостоятельными, активно использовать все возможности для рекламы, самопрезентации, изыскания новых источников финансирования, а также других видов помощи. Не должны в стороне оставаться и возможности, предоставляемые Интернет (например, создание собственных сайтов; использование контекстной рекламы, мессенджеров; общение по всему миру), прочими современными видами связи, и т.д.
- следуя общим тенденциям развития, предлагать свои культурные и образовательные программы, ориентируясь, прежде всего, на среднестатистическую «единицу», рядового во всех отношениях потребителя экономических и культурных благ. Только такими путями современный музей может решить актуальные для него проблемы, такие, как: финансовые; организационные и организационно-методические; вопросы обеспечения, пополняемости и охраны своих экспозиций, запасников, культурных фондов; проблема посещаемости (клиентуры);
- функции музея, связанные с осуществлением политики музейного менеджмента, могут быть обозначены как следующие:
1. осуществление научно-исследовательской работы;
2. проведение ознакомительных программ для родителей с детьми;
3. организация встреч людей для интеллектуального общения;
4. предоставление территории для проведения развлекательных мероприятий, торжеств (банкеты, фуршеты, протокольные встречи, бракосочетания), а также частных приемов и вечеров;
5. продажа подарков и сувениров.
- современные руководители музеев настроены на решение проблем, стоящих перед музеями, главным образом, в той их части, которая касается решения денежных вопросов. Однако, большинство из этих людей попросту даже в теоретической части не знакомы с новейшими технологиями, применение которых позволит решить ряд насущных задач, в том числе, финансовых;
- удачной ситуацией адаптации музейной функции к современным социокультурным условиям представляются монастыри; рассмотрены примеры решения данной ситуации в России и на Балканах, в организационном, финансовом, планировочном аспектах: интегрированные типы учреждений «монастырь - туристский центр – музей»;
- создание повышенного уровня комфорта в балканских монастырях продиктовано активным развитием музейной и туристической функций. Сегодня в монастырях наблюдается процесс модернизации инженерного оборудования и благоустройства территорий, улучшение санитарно-гигиенических условий в жилых и общественных помещениях (Рильский, Преображенский в Болгарии, Бистрица, Текиргел в Румынии), устройство гостиниц, кемпингов, автостоянок, мостов и фуникулеров, площадок для вертолетов. Вместе с тем, расширение новых функций в монастырях Балкан нередко не соответствует уставу монастырской жизни, нарушает покой монастырской братии (пример с Метеорами);
- в России отмечено совмещение нескольких функций в деятельности монастырей (Соловецкий, Новодевичий, Спасо-Андроников, Валаамский, и мн. др.). Примером для развития музейных и туристических функций монастырей, а также решения проблем, связанных с ними, служит Троице-Сергиева Лавра.
Таким образом, залог успешного планирования и осуществления политики менеджмента/маркетинга, в условиях проблем, стоящих перед современными музеями – это, прежде всего, хорошие тактические и стратегические способности его руководителя; его деловое чутье; коммуникабельные способности; знание и владение современными информационными, и прочими технологиями хотя бы на базовом уровне; его умение поддерживать энтузиазм и высокую работоспособность персонала руководимого им учреждения; умение ориентироваться на «массового потребителя», культивируя при этом осуществление научно-исследовательских изысканий и акций «высокого творчества».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран) Автореферат дис. доктора архитектуры: 18.00.02. ЦНИИЭП (жилища). М., 2005. - 43 с.
2. Кощеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных ресурсов // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С.35-45
3. Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле. М.: Лотос, 2002 . – 256 с.
4. Музей будущего: информационный менеджмент / Составитель А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001
5. Музеи в период перемен. – СПб.: Контрфосс, 1997
6. Музей и новые технологии: На пути к музею XX века / Сост. и науч. ред. Н.А.Никишин. М., 1999
7. Никишин Н.А., Лебедев А.В. Информационный менеджмент как технология музейной деятельности // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С.8-22.
8. Стронг Р. Музей и коммуникация // Museum. 1983. N 138. c.12-15.
9. Сьюги Ш. Подготовка музейных директоров нового тысячелетия // Экология культуры. – Архангельск. – 1999.- №5. – С. 57-61
[1]
[2] Сьюги Ш. Подготовка музейных директоров нового тысячелетия // Экология культуры. – Архангельск. – 1999.- №5. – С. 58
[3] Сагитт М. Менеджмент в период перемен, или от «А» до «С» , и снова к «В» // Музеи в период перемен. – СПб.: Контрфорс, 1997. – С. 193
[4] Сьюги Ш. Подготовка музейных директоров нового тысячелетия // Экология культуры. – Архангельск. – 1999. - №5. – С. 59
[5] Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран) Автореферат дис. доктора архитектуры: 18.00.02. ЦНИИЭП (жилища). М., 2005. – С. 21
Информация о работе Создание музеев на исторически значимых территориях