Современные молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 08:38, реферат

Описание работы

Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. Впрочем, известны и другие термины для обозначения той же реальности, например: контркультура, общественные движения, неформалы, локальные сети, социальные страты, жизненные стили и проч. Каждое из таких определений предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символике, атрибутике, идеологии (теория жизненных стилей), внутренней структуре сообществ и типах межличностных связей (теория и метод социальных сетей), места в иерархической структуре социума (теория социальной стратификации), социальной активности и воздействия на эту структуру (теория общественных движений, контркультуры и т.п.).

Работа содержит 1 файл

Культурология реферат.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

Введение 

      Сравнительно  недавно мировая культурология  обратила внимание на феномен субкультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы.

      Многие  исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются уже в конце 60-х годов.

      Данная  тема является особенно актуальной в  наше время, так как в современном мире многие субкультуры развились в крупнейшие образования, отлично видные обывательскому взгляду и заметно влияющие на человеческий социум.

      Каждому из нас приходилось идти по улице, ехать в транспорте или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые в чем не похожи на других. У кого на голове ирокез, кто весь в металле, а кто в черной коже проносится мимо на мотоцикле. Чаще всего это и есть представители современных субкультур. Представители различных субкультур пытаются показать свою индивидуальность, сказать серой массе: "Я - личность", бросить вызов миру с его бесконечными буднями в одну строку. Все больше подростков каждый день во всех странах мира принимают ту или иную субкультуру. Поэтому необходимо знать об этой культурное явление, понимать его и быть готовым встретиться с представителями в реальной жизни

      Субкультура — это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

      Теория  субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. Впрочем, известны и другие термины для обозначения той же реальности, например: контркультура, общественные движения, неформалы, локальные сети, социальные страты, жизненные стили и проч. Каждое из таких определений предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символике, атрибутике, идеологии (теория жизненных стилей), внутренней структуре сообществ и типах межличностных связей (теория и метод социальных сетей), места в иерархической структуре социума (теория социальной стратификации), социальной активности и воздействия на эту структуру (теория общественных движений, контркультуры и т.п.). При этом очевидна прикладная ориентация многих из этих теорий. Поэтому необходимо дать такое определение, которое бы охватывало все перечисленные аспекты.

      Итак, с точки зрения культурологии  субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие «субкультура»

      Само  понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса «культуры» (ср.: обыденные представления о “культурном” и “некультурном” - поведении, вкусах, речевых стереотипах и т.д.).

      Хотя  появление термина “субкультура”  в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т.е. «под-»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие “дневную поверхность” господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). Просматривается и привычное восприятие неинституциональных культурных явлений как низовых – в противоположность «высокой» официальной культуре. В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие «контркультура», определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне - культурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл.

      Эстетика, этика, идеология молодежных сообществ получила признание как особая «молодежная культура». Обнаружилось существование и других культур (например, детской), отличающихся от официальной, но вполне реальных, со своими нормативными и символическими характеристиками. Это придало новую жизнь понятию «субкультуры», впрочем, в несколько измененном значении. Теперь оно прочитывается как обозначение «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества.

      В таком прочтении концепция «субкультуры»  оказалась чрезвычайно плодотворной как в научно-эвристическом (программа описания различных сегментов и вариаций культуры), так и в практически-прикладном отношении. С этим последним связан ряд ее модификаций, среди которых в последнее десятилетие наиболее актуальна, пожалуй, концепция «жизненных стилей» (life styles) , под которыми понимаются особенности идеологии, социальной психологии, потребительского поведения, языка и символики, в целом образа жизни, - характерные для различных социальных групп.

      Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Определение понятия «субкультура» затруднено именно из-за фундаментальности лежащего в его основе понятия «культуры» и существования огромного множества его определений. Каждая наука понятие «субкультура» интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии

        Каждый представитель или носитель субкультуры принимает нормы, ценности, картину мира, стиль жизни и прочее - за образец своего существования. Но параллельно с этим существуют и внешние атрибуты, свидетельствующие о принадлежности к определенному группировки, как например: жаргон (сленг), прическа, одежда, внешний вид и др. Например, для хиппи было характерно длинные волосы, а для панков - выстрижены председатель с полоской волос посередине, которая называется ирокез. Или вот другая иллюстрация - скинхеды своей обувью считают только ботинки фирмы Dr. Martins, а байкеры не признают ботинок и предпочитают даже летом ходить в кожаных сапогах, и желательно с кованой подошвой.

      Чаще субкультуры возникают вокруг определенного центра или инициатора, который проповедует определенные новшества в сфере музыкальных стилей, образа жизни, отношение к каким социальным явлениям. Идейный центр формирует целостную картину мира, отношение к нему, вырабатывает специальные тексты, которые приобретают статус культовых (или у кого заимствует эти тексты и провозглашает их такими, что подходят к их учение, как было с работами Карлоса Кастанеды, которые писались им вовсе не для хиппи, но которые хиппи признали свои, главным потому, что у них много говорилось об употреблении галлюциногенных веществ).

      Молодежные  субкультуры в теоретической  части практически ничем не отличаются от описания субкультуры в целом. Единственное, что участниками молодежных субкультур являются в основном молодежь, а не кто другой. Подростков в субкультурах привлекает в основном возможность общаться с себе подобными, а также внешняя атрибутика, которая дает возможность демонстрировать свою позицию в социуме.

Всего можно выделить 5 главных характеристик молодежных субкультур:

1. Специфический  стиль жизни и поведения; 

2. Наличие  собственных норм, ценностей, картины  мира, отвечающие требованиям определенных социальных категорий молодежи;

3. Противопоставления  себя остальному обществу;

4. Внешняя  атрибутика, которая имеет символическое  значение;

5. Инициативный  центр, генерирующий тексты.

Таким образом, можно вывести следующее определение:

Молодежная  субкультура - любое объединение  молодежи, имеет собственные элементы культуры, а именно: язык (сленг), символику (внешняя атрибутика, традиции, тексты, нормы и ценности.

      Очень часто термин молодежная субкультура  путают с понятием молодежная контркультура. Чтобы избежать этой терминологической неясности, приведем следующее определение:

      Молодежная  контркультура - объединение молодежи, имеет все те элементы культуры, и субкультура, но чьи нормы и ценности находятся в активной или пассивной оппозиции к существующим в обществе нормам и ценностям.

      Бесспорно, что некоторые субкультуры является контркультурный, но вовсе не означает, что эти два термина нельзя противопоставлять. Еще одна распространенная ошибка, которая касается нашей темы - это подмена понятия молодежной субкультуры понятием неформальный молодежное движение. Дело в том, что они не вполне тождественны. Неформальным молодежным движением можно назвать систему молодежных субкультур и широкой неорганизованной молодежной деятельности во взаимосвязи между собой и с обществом в целом. В свою очередь, молодежный неформальное движение является частью среды - андеграунда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Современные молодежные  субкультуры

      Современная наука выводит даже определенную классификацию молодежных субкультур. В кратком изложении их типология выглядит так:

  • романтико-ескапитськи субкультуры (хиппи, толкиенисты, байкеры.)
  • гедонистически-развлекательные (мажоры, рейверы, рэперы)
  • уголовные (гопники, скинхеды)
  • анархо-нигилистические (панки и другие).

      В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

      Вторую  категорию составляют "люберы", "гопники" и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях — связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

      Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые "яппи" и "не-ояппи". Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов.

      Хиппи - это специфическая подгруппа  субкультуры, возникшая в США  в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Информация о работе Современные молодежные субкультуры