Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:44, контрольная работа
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для
потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии
культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Введение …………………………………………………………………………...3
1. Исторические условия и этапы становления массовой культуры …………..5
2. Экономические предпосылки и социальные функции “массовой”
культуры…………………………………………………………………………9
3. Проблема типологии культуры ………………………………………………12
4. Личность как творец культуры, ее ценностей ……………………………...15
Литература ……………………………………………………………………….17
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЖЕВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФАКУЛЬТЕТ
НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная массовая культура
Контрольная
работа по культурологии
Ижевск 2008
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Исторические условия и этапы становления массовой культуры …………..5
2. Экономические предпосылки и социальные функции “массовой”
культуры…………………………………………………………
3. Проблема типологии культуры ………………………………………………12
4. Личность как творец культуры, ее ценностей ……………………………...15
Литература …………………………………………………
Введение
Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения “массовой культуры”. Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры” с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная “массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью. Смешение культуры и политики может принять два разных направления. Оно может сделать культуру нетерпимой ко всякой культуре, кроме своей собственной; или привести к идеалу мирового государства, где будет существовать одна лишь единообразная мировая культура. Политика проникает сегодня даже в голливудский кинематограф.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для
потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии
культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Модернизм, напротив, Апеллирует к вкусам элиты, опирается на различные
направления авангардистского искусства. В настоящее время происходит
интенсивный процесс
превращения авангарда в
Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека.
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.
В Америке “массовая культура приобрела двойственный характер: американский ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхающим, в то время как другая его часть, занятая открытиями, производством и социальной организацией, напоминает Ниагарский водопад. Американская воля воплощается в небоскребе, американский интеллект - в колониальных постройках.
По, ориентированным на рынок предметам потребления, мы узнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках и ожиданиях большого количества людей.
Одна из важных функций современной массовой культуры состоит в
мифологизации общественного сознания. Произведения массовой культуры, так же как и мифы, основаны на не различении реального и идеального, они
становятся предметом не познания, а веры. Существует мнение, что наиболее адекватным термином, выражающим сущность произведений массовой культуры, является термин икона. Именно икона соответствует русскому понятию образ. Этот термин характеризует такой тип художественного отражения, который носит символический, принципиально
нереалистический характер, является предметом веры, поклонения, а не
средством отражения
и познания мира.
1. Исторические
условия и этапы становления массовой
культуры
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.
Приведем в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной
литературе:
1.Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, “Библия для нищих”), рассчитанные на массовую аудиторию.
2.Истоки массовой
культуры связаны с
соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков “Повести о приключениях английского милорда Георга” и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3.Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман. И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой! культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил
повторять фразу, которая стала со временем расхожей: “Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно- техническую революцию и массовую культуру”.
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века. X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) в работе “Восстание масс” (1930 г.) выводит само понятие “масса” из определения “толпа”. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса, - поясняет Ортега. И далее он пишет: “Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение - “многие” - переходит в качественное”.
Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла “Конец идеологии” (1960 г.), в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия “масса”:
1.Масса - как недифференцированное множество (т.е. противоположность
понятию класс).
2.Масса - как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и- Гассет).
3.Массы - как механизированное общество (т.е. человек воспринимается как придаток техники).
4.Массы - как бюрократизированное общество (т.е.в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности).
5.Массы - как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе - это варвар.
И Д. Белл делает вывод: массы - есть воплощение стадности,
унифицированности, шаблонности. Еще более глубокий анализ “массовой культуры” сделал канадский социолог М. Маклюэн (1911-1980). Он также, как и Д.Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах “Галактика Гутенберга” (1962 г.), “Понимание средств связи” (1964 г.), “Культура нагие дело” (1970 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи “индустриального и типографского человека” явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, “глобальную деревню”, создают и “нового племенного человека”. Этот новый человек отличается от того “племенного”, жившего когда-то на земле тем, что его мифы формирует “электронная информация”. По словам Маклюэна, Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т.е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.
Конечно,
в наши дни масса существенно изменилась.
Массы стали образованными, информированными.
Кроме того, субъектами массовой культуры
сегодня являются не просто масса, но и
индивиды, объединенные различными
связями. Поскольку люди выступают одновременно
и как индивиды, и как члены локальных
групп, и как члены массовых социальных
общностей, постольку субъект “массовой
культуры” может рассматриваться
как двуединый, то есть одновременно
и индивидуальный и массовый. В свою очередь
понятие “массовая культура” характеризует
особенности производства культурных
ценностей в современном индустриальном
обществе, рассчитанное на массовое
потребление этой культур. При этом
массовое производство культуры
понимается по аналогии с поточно-конвейерной
индустрией.