Современная культурология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 00:18, статья

Описание работы

Всякий раз, когда слово «образование» наделяется эпитетами «классическое», «гуманитарное», «фундаментально-теоретическое», в предложение закрадывается некоторая двусмысленность - невозможно с точностью сказать, чего в таком образовании больше: обучения или воспитания. Как, например, включить «вкус» в список компетенций выпускников? В то же время сложившиеся сегодня индустрии производства культуры требуют от системы образования расширения привычного горизонта компетенций. Так возникают новые модели «обучения культуре». Об этих моделях, культурных индустриях и проблемах специалистов-гуманитариев на рынке труда мы беседуем с заведующим кафедрой «Науки о культуре» Государственного университета - Высшей школы экономики Виталием Анатольевичем Куренным.

Работа содержит 1 файл

Современная культурология.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Современная культурология    

 Всякий раз, когда слово «образование» наделяется эпитетами «классическое», «гуманитарное», «фундаментально-теоретическое», в предложение закрадывается некоторая двусмысленность - невозможно с точностью сказать, чего в таком образовании больше: обучения или воспитания. Как, например, включить «вкус» в список компетенций выпускников? В то же время сложившиеся сегодня индустрии производства культуры требуют от системы образования расширения привычного горизонта компетенций. Так возникают новые модели «обучения культуре». Об этих моделях, культурных индустриях и проблемах специалистов-гуманитариев на рынке труда мы беседуем с заведующим кафедрой «Науки о культуре» Государственного университета - Высшей школы экономики Виталием Анатольевичем Куренным.    

- Как связаны  науки о культуре с современной  системой образования? Что могут  дать друг другу на новом  этапе наука и образование? 

-В настоящее  время культура становится центральным  понятием современного мира, организующим  вокруг себя нашу повседневную жизнь, исследовательские подходы общественных наук. Культура оказывается все более значимым фактором как социальной, так и экономической жизни современного общества.Традиционный  подход  к  культуре   располагает  ктому, чтобы воспринимать культуру как нечто второстепенное, «декоративное»: культура входила в жизнь многих людей в качестве особой эстетической реальности, к которой приобщаются от случая к случаю - при посещении музеев, театров, консерваторий. Такое понимание культуры в известной степени сохраняется и в наши дни, но вместе с тем культура приобретает и совершенно новые измерения. Постепенно культура утрачивает ауру элитарности. Сначала она стала массовой, а затем «кастомизировалась», то есть превратилась в пространство, где каждый человек может реализовать себя как индивидуальность. Вспомним знаменитую теорию отчуждения Карла Маркса: капиталистический мир отчуждает человека от самого себя, превращая его в «винтик» некоего безличного механизма. Это не только эффект капиталистической системы - социалистическое общество, как нам известно, приводит к тому же. Но сегодня ситуация выглядит несколько в ином свете: культура - в широком смысле слова - стала тем пространством, где человек способен это отчуждение преодолеть, вновь «собрать» себя как полноценную личность. Этому способствуют определенные технологические и информационные изменения в обществе. По сравнению с прежним, «высоким» понятием культуры современное культурное пространство стало более открытым и доступным не только для восприятия, но и сотворчества многих людей. К тому же оно постоянно трансформируется, и мы можем наблюдать, как технологические изменения модифицируют различные аспекты культуры, придавая ей все новые измерения. Если мы посмотрим на стратегии потребления и производства, то увидим, что именно культурная ориентация мотивирует и определяет сегодня человеческое поведение, все в большей степени определяя направление в том числе современного производства. 

-  Возникает ли на этом едином пространстве конфликт разных культурных ориентации? Не кажется ли вам, что именно экономцентристская модель, культивирующая стратегии потребления и предлагающая в качестве базовой метафоры жизни «мир как проект», становится сегодня доминантной? Не вступает ли это «менеджерское» мировоззрение в конфликт с культурой гуманитарной, рассматривающей общечеловеческие ценности в совсем иной системе координат?

- Современная  культура необычайно сложна и  дифференцирована. Управленческая  парадигма действительно быстро  утвердилась в современной России, что не должно нас удивлять, если вспомнить о плановом характере советской экономики. Идеи менеджеризма, действительно, упали на благодатную почву. Однако процесс дифференциации и усложнения культуры заставляет относиться к этой парадигме с некоторой осторожностью. Управление включает в себя множество разных стратегий.В сфере культуры управление имеет давно устоявшуюся область приложения сил - это управление культурным предприятием, музеем или театром. Но можно обратить внимание и на некоторые новые моменты. Благополучие современного общества во многом зависит от способности людей реализовывать проектный способ мышления, быстро и креативно реагировать на возникновение новых реалий. Должна быть возможность не просто управлять заданными объектами культуры, а выдвигать и претворять в жизнь новые культурные инициативы. В этом смысле центральным понятием современной жизни становится творческая инициатива - креативность, позволяющая людям не только участвовать в жизни традиционных культурных учреждений, но и формировать новую культурную среду. Локальная творческая инициатива как раз и создает многообразие культурных форм современного общества. В современном мире навыки управления играют большую роль, но не меньшее значение имеет и творческая составляющая- способность людей выходить с культурными инновациями и проектами. В этом плане нашей системе образования многого недостает. В России существует множество вузов, готовящих специалистов к работе в традиционных культурных отраслях. Но современный город -это особая среда, которая постоянно обновляется и создает новые возможности для культурных инноваций. Выпускники культурологических отделений, в частности, должны хорошо понимать характер этих процессов и уметь взаимодействовать с ними на уровне личной проектной инициативы. 

Современная культурология (журнал «Платное образование)

10 июля 2007 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культура  как цивилизация 

Во многом, современное  понятие «культуры» как цивилизации  сформировалось в XVIII — начале XIX века в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны – различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», т.е. антипода понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей, и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том  числе в области моды, искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители панк-рока из рабочих кварталов или аборигены Австралии.

Люди, поддерживающие такую точку зрения, зачастую отвергают  множественное понимание культуры. Они не верят в существование различных культур, каждой со своей логикой и своими ценностями. Фактически, для них существует только один стандарт, который необходимо применять ко всем без исключения. Таким образом, согласно этому мировоззрению, люди, не укладывающиеся в общие рамки, сразу причисляются к «некультурным», у них отбирается право на наличие «своей», не менее развитой, культуры.

Однако, в рамках такого мировоззрения, существует своё течение – где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные сильно расслоённым капитализмом Запада.

Сегодня большинство  исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают и понятие «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто культура которых выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой, как культурой элит, и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Сообщение по теме:

         Интерпретация культуры сегодня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Работа

 Мельниченко  Дарьи

Группа: 1-МД-6

Информация о работе Современная культурология