Современная
культурология
Всякий раз,
когда слово «образование» наделяется
эпитетами «классическое», «гуманитарное»,
«фундаментально-теоретическое», в предложение
закрадывается некоторая двусмысленность
- невозможно с точностью сказать, чего
в таком образовании больше: обучения
или воспитания. Как, например, включить
«вкус» в список компетенций выпускников?
В то же время сложившиеся сегодня индустрии
производства культуры требуют от системы
образования расширения привычного горизонта
компетенций. Так возникают новые модели
«обучения культуре». Об этих моделях,
культурных индустриях и проблемах специалистов-гуманитариев
на рынке труда мы беседуем с заведующим
кафедрой «Науки о культуре» Государственного
университета - Высшей школы экономики
Виталием Анатольевичем Куренным.
- Как связаны
науки о культуре с современной
системой образования? Что могут
дать друг другу на новом
этапе наука и образование?
-В настоящее
время культура становится центральным
понятием современного мира, организующим
вокруг себя нашу повседневную жизнь,
исследовательские подходы общественных
наук. Культура оказывается все более
значимым фактором как социальной, так
и экономической жизни современного общества.Традиционный
подход к культуре располагает ктому,
чтобы воспринимать культуру как нечто
второстепенное, «декоративное»: культура
входила в жизнь многих людей в качестве
особой эстетической реальности, к которой
приобщаются от случая к случаю - при посещении
музеев, театров, консерваторий. Такое
понимание культуры в известной степени
сохраняется и в наши дни, но вместе с тем
культура приобретает и совершенно новые
измерения. Постепенно культура утрачивает
ауру элитарности. Сначала она стала массовой,
а затем «кастомизировалась», то есть
превратилась в пространство, где каждый
человек может реализовать себя как индивидуальность.
Вспомним знаменитую теорию отчуждения
Карла Маркса: капиталистический мир отчуждает
человека от самого себя, превращая его
в «винтик» некоего безличного механизма.
Это не только эффект капиталистической
системы - социалистическое общество,
как нам известно, приводит к тому же. Но
сегодня ситуация выглядит несколько
в ином свете: культура - в широком смысле
слова - стала тем пространством, где человек
способен это отчуждение преодолеть, вновь
«собрать» себя как полноценную личность.
Этому способствуют определенные технологические
и информационные изменения в обществе.
По сравнению с прежним, «высоким» понятием
культуры современное культурное пространство
стало более открытым и доступным не только
для восприятия, но и сотворчества многих
людей. К тому же оно постоянно трансформируется,
и мы можем наблюдать, как технологические
изменения модифицируют различные аспекты
культуры, придавая ей все новые измерения.
Если мы посмотрим на стратегии потребления
и производства, то увидим, что именно
культурная ориентация мотивирует и определяет
сегодня человеческое поведение, все в
большей степени определяя направление
в том числе современного производства.
- Возникает ли на
этом едином пространстве конфликт разных
культурных ориентации? Не кажется ли
вам, что именно экономцентристская модель,
культивирующая стратегии потребления
и предлагающая в качестве базовой метафоры
жизни «мир как проект», становится сегодня
доминантной? Не вступает ли это «менеджерское»
мировоззрение в конфликт с культурой
гуманитарной, рассматривающей общечеловеческие
ценности в совсем иной системе координат?
- Современная
культура необычайно сложна и
дифференцирована. Управленческая
парадигма действительно быстро
утвердилась в современной России,
что не должно нас удивлять, если вспомнить
о плановом характере советской экономики.
Идеи менеджеризма, действительно, упали
на благодатную почву. Однако процесс
дифференциации и усложнения культуры
заставляет относиться к этой парадигме
с некоторой осторожностью. Управление
включает в себя множество разных стратегий.В
сфере культуры управление имеет давно
устоявшуюся область приложения сил -
это управление культурным предприятием,
музеем или театром. Но можно обратить
внимание и на некоторые новые моменты.
Благополучие современного общества во
многом зависит от способности людей реализовывать
проектный способ мышления, быстро и креативно
реагировать на возникновение новых реалий.
Должна быть возможность не просто управлять
заданными объектами культуры, а выдвигать
и претворять в жизнь новые культурные
инициативы. В этом смысле центральным
понятием современной жизни становится
творческая инициатива - креативность,
позволяющая людям не только участвовать
в жизни традиционных культурных учреждений,
но и формировать новую культурную среду.
Локальная творческая инициатива как
раз и создает многообразие культурных
форм современного общества. В современном
мире навыки управления играют большую
роль, но не меньшее значение имеет и творческая
составляющая- способность людей выходить
с культурными инновациями и проектами.
В этом плане нашей системе образования
многого недостает. В России существует
множество вузов, готовящих специалистов
к работе в традиционных культурных отраслях.
Но современный город -это особая среда,
которая постоянно обновляется и создает
новые возможности для культурных инноваций.
Выпускники культурологических отделений,
в частности, должны хорошо понимать характер
этих процессов и уметь взаимодействовать
с ними на уровне личной проектной инициативы.
Современная
культурология (журнал «Платное образование)
10 июля 2007
Культура
как цивилизация
Во многом, современное
понятие «культуры» как цивилизации
сформировалось в XVIII — начале XIX века
в Западной
Европе. В
дальнейшем, это понятие, с одной стороны,
стало включать отличия между разными
группами людей в самой Европе, а с другой
стороны – различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда,
что в данном случае понятие «культуры»
является эквивалентом «цивилизации», т.е. антипода понятию
«природы». Используя такое определение,
можно с лёгкостью классифицировать отдельных
людей, и даже целые страны по уровню цивилизованности.
Отдельные авторы даже определяют культуру
просто как «всё лучшее в мире, что было
создано и сказано» (Мэтью
Арнольд),
а всё что не попадает в это определение
— хаос и анархия. С этой точки зрения,
культура тесно связана с социальным развитием
и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно
использует своё определение: «…культура
является результатом постоянного совершенствования,
вытекающего из процессов получения знаний
обо всём, что нас касается, её составляет
всё лучшее, что было сказано и помыслено»
(Арнольд, 1882).
На практике,
понятие культуры относится ко всем
лучшим изделиям и поступкам, в том
числе в области моды, искусства и классической
музыки. С
этой точки зрения, в понятие «культурный»
попадают люди, каким-либо образом связанные
с этими областями. При этом люди, причастные
к классической музыке, находятся по определению
на более высоком уровне, чем любители панк-рока из рабочих кварталов
или аборигены Австралии.
Люди, поддерживающие
такую точку зрения, зачастую отвергают
множественное понимание культуры.
Они не верят в существование различных
культур, каждой со своей логикой и своими
ценностями. Фактически, для них существует
только один стандарт, который необходимо
применять ко всем без исключения. Таким
образом, согласно этому мировоззрению,
люди, не укладывающиеся в общие рамки,
сразу причисляются к «некультурным»,
у них отбирается право на наличие «своей»,
не менее развитой, культуры.
Однако, в рамках
такого мировоззрения, существует своё
течение – где менее «культурные»
люди рассматриваются, во многом, как более
«естественные», а «высокой» культуре
приписывается подавление «человеческой
природы». Такая точка зрения встречается
в работах многих авторов уже начиная
с XVIII-го
века. Они,
например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми
людьми) честнее выражает естественный
образ жизни, в то время как классическая
музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению,
люди за пределами «западной цивилизации»
— «благородные дикари», не испорченные
сильно расслоённым капитализмом Запада.
Сегодня большинство
исследователей отвергают обе крайности.
Они не принимают и понятие «единственно
правильной» культуры, так и полное противопоставление
её природе. В данном случае признаётся,
что «неэлитарное» может обладать столь
же высокой культурой, что и «элитарное»,
а «незападные» жители могут быть столь
же культурными, просто культура которых
выражается другими способами. Однако
в данной концепции проводится различие
между «высокой» культурой, как культурой
элит, и «массовой» культурой, подразумевающей
товары и произведения, направленные на
потребности простых людей. Следует также
отметить, что в некоторых работах оба
вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся
просто к различным субкультурам.
Интерпретация культуры сегодня.
Работа
Мельниченко
Дарьи
Группа:
1-МД-6