Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:04, реферат
культура-это одно из самых сложных слов, используемых в нашем
практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет
сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется
крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых
различных системах мысли.
самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в
превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее
“производителя”;
V культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его
обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в
нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде
всего
в обеспечении
традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей),
обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид,
безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов
(правоохранительная система);
V культуру развития искусственной материально-пространственной среды
обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами,
выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения
территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их
внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее
важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы
энергообеспечения и производства средств производства (инструментария),
обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и
т.п.;
V культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с
развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-
собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства,
формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и
его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы
одежды, украшений,
обстановки быта, стилистики поведения,
этикета и пр.);
V культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания
материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации
неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим
недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.),
благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии
гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии
социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над
личностью и т.п.;
V культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально
значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные
наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия),
логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость),
образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы
поведения и пр.);
V культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между
людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений
(формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.),
сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных
вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических
и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных
и технических символов — математических, компьютерных, топографических,
чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов,
знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового,
графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.),
сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и
иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов,
занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально
значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных,
картотеки и пр.);
V культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека,
включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной
гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных,
отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию
здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного
туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и
народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы
развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов
организованного досуга и т.п.
Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не
о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию
продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и
предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны уже с
дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты
(“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”,
“религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы
критериев качества осуществления тех или иных социальных функций (“культура
труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного
мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях
здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых
технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной
сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в
соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции
такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки
зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий
утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в
ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф.
культурой” и “культурой образа жизни”.
Таким образом, во всем
такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-
регулятивно-нормативное,
познавательно-коммуникативное,
оценочное.
I. Токарев
С.А. Разграничительные и
1983.
II. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
III. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
IV. Орлова Э.А.
Введение в социальную и
V. Александрова
Е.Я., Быховская И.М.
Они же. Апология культурологии // Обществ, науки и современность,
1997.
№ 2.