Современная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

культура-это одно из самых сложных слов, используемых в нашем
практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет
сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется
крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых
различных системах мысли.

Работа содержит 1 файл

Культура.docx

— 23.88 Кб (Скачать)

   самореализации, в  т.ч.  в  творческой  и  инновативной  деятельности,  в

   превращении   индивида  из  “продукта  и   потребителя”   культуры   в   ее

   “производителя”;

V культуру адаптации  сообщества к природным  и   историческим  условиям  его

   обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения  его в

   нормах, правилах  и  формах  непосредственного  жизнеобеспечения  (прежде

   всего   в  обеспечении  продовольствием,  теплом,  жильем,  в  методах   и

   традициях  охраны   здоровья   и   межличностной   взаимопомощи   людей),

   обеспечении коллективной безопасности  сообщества  (оборона)  и индивид,

   безопасности  членов сообщества, их имущества  и легитимных прав, интересов

   (правоохранительная  система);

V  культуру  развития  искусственной   материально-пространственной   среды

   обитания  сообщества  и  обеспечения   его  членов  социальными   благами,

   выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения

   территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов  и  их

   внутреннюю  структуры,  транспортных  коммуникаций,  размещения  наиболее

   важных производств  и иных функциональных зон   и  пр.),  развития  системы

   энергообеспечения  и производства средств  производства  (инструментария),

   обеспечения  производства и распределения  товаров потребления  и   услуг  и

   т.п.;

V культуру собственности,  власти и  социальной  престижности,  связанную  с

   развитием   приемлемых  для  сообщества   технологий   и   форм   властно-

   собственнических  претензий и  отношений,  способах  обретения богатства,

   формированием  иерархии социальных статусов, порядка   статусного  роста  и

   его символической маркировки  (титулатура,  регалии,  престижные  образцы

   одежды, украшений,  обстановки быта, стилистики поведения,  этикета и пр.); 

V  культуру  социального   патронажа,  проявляющуюся  в   традициях  оказания

   материальной   и   иной   поддержки   людям,   оказавшимся   в   ситуации

   неконкурентоспособности  (по  возрасту,  увечью,  врожденным   физическим

   недостаткам,  пострадавшим от  войны  или   стихийного  бедствия  и  т.п.),

   благотворительности,  милосердия,  помощи  терпящим  бедствие,  идеологии

   гуманизма   и  абсолютизации  ценности   человеческой   жизни,   мифологии

   социальной  справедливости,  “уравниловки”,  патронажа   коллектива   над

   личностью  и т.п.;

V культуру познания  и  мировоззрения,  накопления  и  кумуляции  социально

   значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука  и  обыденные

   наблюдения),  иррациональных  (религия,  мистика,  эзотерика,  суеверия),

   логико-метафизических  (философия,  здравый смысл,  народная  мудрость),

   образных (искусство, метафоричность мышления и  суждений,  игровые  формы

   поведения  и пр.);

V культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом  между

   людьми, реализуемую в виде процессов:  символизации  объектов  и явлений

   (формирование  обозначающих  понятий,  слов,  знаков,  символов  и  пр.),

   сложение языков обмена информацией (“естественных”  устных  и  письменных

   вербальных, невербальных языков жестов и  телесной пластики, символических

   и церемониальных  действий, искусств, специализированных  языков  служебных

   и технических  символов — математических,  компьютерных,  топографических,

   чертежных,  нотных и пр., разнообразных систем  знаков, звуковых  сигналов,

   знаков   различия,   функциональной   атрибутики,    языков    цифрового,

   графического  и  звукового  кодирования   объектов  и  продуктов  и   т.п.),

   сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой,  видовой  и

   иной  форме),  ее  тиражирования  и  трансляции,  а   также   институтов,

   занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально

   значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки  данных,

   картотеки  и пр.);

V культуру физической  и психической  реабилитации  и  релаксации  человека,

   включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья  и личной

   гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха  (системы  выходных,

   отпусков, освобождения  от активной деятельности по  возрасту  и  состоянию

   здоровья),  традиции  физической  культуры  и  спорта,   оздоровительного

   туризма   и  иных  форм  активного   отдыха,  традиции  общенациональных  и

   народных  праздников, карнавалов, массовых  гуляний,  разнообразные  формы

   развлекательного,  игрового  и  интеллект,  досуга,  систему   институтов

   организованного  досуга и т.п.

       Следует подчеркнуть, что во  всех рассматриваемых случаях  речь идет не

о практических технологиях  по достижению утилитарного  результата  (созданию

продукта потребления), а о социальных нормах,  регулирующих  допустимость  и

предпочтительность  тех или иных способов осуществления  этой деятельности.

       Четвертый  и  последующие   уровни  функций  культуры  связаны  уже  с

дифференциацией  культуры  на  специализированные  функциональные   сегменты

(“экономическая  культура”,   “военная   культура”,   “культура   торговли”,

“религиозная  культура”,  “педагогическая  культура”  и  т.п.)   и   системы

критериев качества осуществления тех или иных социальных функций  (“культура

труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура  научного

мышления”, “культура  художественного творчества” и  пр.).  В  обоих  случаях

здесь  имеется  в  виду  прежде  всего уровень   соответствия   применяемых

технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в  той  или  иной

сфере    жизнедеятельности    общепринятым    технологическим    нормам    в

соответствующей сфере, которые сложились в  процессе  исторической  селекции

такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости  с  точки

зрения социальной цены и  долговременных  социальных  последствий  (критерий

утилитарной эффективности  в данном случае  менее  значим)  и  закрепились  в

ценностных комплексах  специфического  свойства,  называемых  обычно  “проф.

культурой” и  “культурой образа жизни”.

       Таким образом, во всем многообразии  функций культуры  можно  выделить

такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-

регулятивно-нормативное,  познавательно-коммуникативное,   рекреационное   и

оценочное. 
 
 

                                 Литература: 

   I. Токарев  С.А. Разграничительные и объединительные  функции культуры. М.,

      1983.

  II. Соколов Э.В.  Понятие, сущность и основные  функции культуры. Л., 1989.

III. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

  IV. Орлова Э.А.  Введение в социальную и культурную  антропологию. М., 1994. 

   V. Александрова  Е.Я., Быховская И.М. Культурологические  опыты. М.,  1996;

      Они  же. Апология культурологии  //  Обществ,  науки и современность,

      1997. № 2. 

Информация о работе Современная культура