Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:26, реферат
Наше общество еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже по чувствовало потребность в культуре поведения и общения, то и дело встречаются объявления, сообщения реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения” и т.д.
Введение ………………………………………………………………..…....3
Культура общения и речевой этикет…………………………………….4
Современная культура речевого общения……………………………..15
Заключение ………………………………………………………………...19
Список используемой литературы……………………………………....20
МОСКОВСКАЯ
ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
Современная
концепция культуры речи
по предмету:
«Русский
язык и культура речи»
Студент
группы
Преподаватель
Филиппова
С.И.
2002
Содержание
Введение
………………………………………………………………..…...
Культура
общения и речевой этикет………………
Современная
культура речевого общения……………………………..15
Заключение
………………………………………………………………...19
Список
используемой литературы……………………………………....20
Введение
Наше
общество еще во многом не пришедшее
к нормам общежития, уже по чувствовало
потребность в культуре поведения
и общения, то и дело встречаются
объявления, сообщения реклама о
том, что в лицеях, колледжах, гимназиях,
школах открываются факультативы с
названиями “Этикет”, “Деловой этикет”,
“Дипломатический этикет”, “Этикет делового
общения” и т.д. Это связано с потребностью
людей познать, как нужно вести себя в
той или иной обстановке, как правильно
устанавливать и поддерживать речевой,
а через него и деловой, дружеский и т.д.
контакт.
Культура
общения и речевой этикет
Широкое
понятие культуры непременно включает
в себя то, что называют куль турой
общения культурой речевого поведения.
Чтобы владеть ею, важно понимать
сущность русского речевого этикета.
В
коммуникации люди передают
Правила
речевого поведения регулируются речевым
этикетом сложившейся в языке
и речи системой устойчивых выражений,
применяемых в ситуациях
Важно
подчеркнуть, что в речевом этикете
передается социальная информация о
говорящем и его адресате, о
том, знакомы они или нет, об отношениях
равенства/неравенства по возрасту,
служебному положению, об их личных отношениях
(если они знакомы), о том, в какой обстановке
(официальной или неофициальной) происходит
общение, и т.д. Так, если кто то говорит
другому — Доброго здоровьица! — то нет
сомнения, что это пожилой житель деревни
или выходец из нее. Если кто то бросает
— Привет! — значит, обстановка неофициальная,
люди находятся в равных, непринужденных
дружеских отношениях. Но представьте
себе, что “Привет!” ученик скажет учителю!
Таким
образом, выбор наиболее уместного
выражения речевого этикета и составляет
правила (да и искусство) вступления в
коммуникацию. Ср. пример ситуации, в которой
герой повествования, интеллигент, должен
установить деловой контакт (и, прежде
всего — речевой) с человеком иной социальной
среды, да еще и замешанным в неблаговидных
делах:
Я подождал
в стороне — пока он освободится,
пока отъезжающие скроются в вагоне,
а провожающие рассредоточатся
вдоль состава по окнам купе. И
тут он вышел из тамбура запыхавшись,
суя чаевые в карман. Этакий рыжеватый
детина, этакий хитрый кот с бегающими
глазами. Я чуть было не допустил оплошность
— едва не обратился к нему на “вы” да
еще чуть не извинился за беспокойство.
— Привет
Утюг как дела? — сказал я ему
насколько возможно бесцеремонней.
Дела
как в Польше: у кого телега, тот
и пан — бойко ответил он, точно мы
с ним сто лет были знакомы. (Ч. Айтматов).
Если
бы герой, следуя собственным привычкам,
обратился к собеседнику на “вы”,
да еще с извинением за беспокойство,
адресат сразу понял бы что
перед ним чужак, а значит, и
говорить с ним не о чем! Можно сделать
вывод, что в языковых знаках речевого
этикета заложены, а в речи реализуются
социальные сигналы типа свой — чужой
знакомый — незнакомый далекий — близкий
и т.д., с одной стороны, и равный — старший
— младший по возрасту и/или положению
— с другой. Ясно, что любое общество в
любой момент своего существования неоднородно,
многолико и что для каждого слоя и пласта
есть как свой набор этикетных средств,
так и общие для всех нейтральные выражения.
И есть осознание того, что в контактах
с иной средой необходимо выбирать или
стилистически нейтральные, или свойственные
этой среде средства общения. Так, если
среди подростков возможно обращение
Эй, ты!, то к взрослому человеку подросток
обратится иначе.
Употребляя
выражения речевого этикета, мы совершаем
сравнительно несложные речевые действия
обращаемся, приветствуем, благодарим,…
Но почему же в языке существует такое
множество способов это делать? Ведь у
нас до сорока выражений применяемых в
приветствиях (у японцев более пятидесяти!),
множество форм прощания, благодарности
и т.п. А сколько возможностей осуществить
просьбу: Я прошу Вас сделать это; Просьба
не шуметь; Сделайте это, пожалуйста; Если
Вам не трудно, подвиньтесь, пожалуйста;
Вы не могли бы подвинуться?; Вам не трудно
подвинуться?; У Вас не найдется, чем записать?
— и так до сорока моделей. А все дело в
том, что каждое выражение мы выбираем
с учетом того, кто — кому — где — когда
— почему, зачем говорит.
Вот и получается, что сложная языковая
социальная информация заложена как раз
в речевом этикете в наибольшей степени.
Зададимся
вопросом, почему же выражения речевого
этикета обладают “волшебной силой”,
почему их правильное применение приносит
людям удовлетворение, а неисполнение
в нужной ситуации ведет к обиде?
Думается можно выделить несколько сущностных
признаков речевого этикета, объясняющих
его социальную остроту.
Первый
признак связан с неписаным требованием
общества к употреблению знаков этикета.
Хочешь быть “своим” в данной группе
— большой или малой, национальной,
социальной,— исполняй соответствующие
ритуалы поведения и общения. Ср. пример
такого ритуала:
Издали
слышен клаксон, среди гуляющих заметно
волнение. Приближается большой лимузин.
На одном из крыльев трепещет красный
с фиолетовым оттенком флаг с красным
же крестом на белом фоне. Все вокруг приседают,
а затем садятся на обочине со скрещенными
ногами. На заднем сиденье лимузина виднеется
массивная фигура - король Тубоу IV. Его
положено приветствовать, усевшись со
сложенными ладонями. Это не просто обычаи,
это закон, соблюдение которого строго
проверяется местными полицейскими. И
точно так же рядовые жители Тонга приветствуют
аристократов. (“Вокруг света”).
Социальная
заданность ритуальных знаков этикета
воспитывается в людях с
Второй
признак связан с тем, что исполнение
знаков этикета воспринимается адресатом
как социальное “поглаживание”. Объясним
это на примере из области биологии. В
одном из экспериментов ученые хотели
выяснить, являются ли в животном сообществе
прикосновение, вылизывание, выискивание
и т.п. лишь гигиенической необходимостью
или это “социальная” потребность животных
в контактах. Были взяты две группы крысят,
одну из которых сотрудники лаборатории
постоянно поглаживали. Эти крысята выросли
более крупными, умными, устойчивыми к
заболеваниям животными, чем те, которых
не гладили, не ласкали Исследователи
сделали вывод, что потребность в прикосновении
в ласке у животных столь же значима, как
и другие жизненно важные потребности.
Еще более развита эта потребность у человека.
Психологи, педагоги знают, как важно одобрить,
вовремя погладить ребенка, да и взрослого!
Над этим задумались языковеды и обнаружили,
что язык откликнулся на такую потребность
и создал систему словесных “поглаживаний”
— речевой этикет: Здравствуйте — будьте
здоровы; Благодарю — благо дарю. Спасибо
— спаси вас Бог за доброе дело; Извините
— признаю свою вину и прошу снять с меня
грех и т.д. Вот типичный диалог, которым
обмениваются приятели при встрече:
-Привет
как дела?
-Все
в порядке, а у тебя?
-Тоже.
Ну, всего!
-Пока.
Никакой
другой информации, кроме той что
“я тебя замечаю, узнаю, признаю, хочу
с тобой контактов, желаю тебе
добра” в таком обмене репликами
нет, и, тем не менее, это очень
важный ритуал “поглаживаний”. Вот
вы получаете новогодние открытки.
Они, как правило, стереотипны: Поздравляю…
Желаю счастья, здоровья, успехов…
Но как бесприютно и холодно без этих поздравлений,
без знаков внимания, без “поглаживаний”!
И воспринимать эту информацию следует
именно как знак социальных контактов
и понимать, что вопрос “Как здоровье?”
вовсе не предполагает рассказа о ваших
болезнях. Это не содержательный вопрос
врача или заинтересованного родственника,
это знак социального “поглаживания”,
контактирования на ходу…
Третий
важный признак речевого этикета
заключается в том, что произношение этикетного
выражения представляет собой речевое
действие, или речевой акт, т. е. выполнение
конкретного дела с помощью речи. Известно,
что для осуществления множества действий,
состояний речь не нужна. Вы шьете, или
режете, или пилите, или ходите,— и для
“производства” этого вам не надо ничего
говорить. Но есть такие действия, которые
могут совершаться только с помощью одного
инструмента — языка, речи. Как осуществить
действие “совет”, или “обещание”, или
“благодарность”? Для этого надо сказать
советую, обещаю, благодарю… Исследования,
выяви ли, что зафиксированных в словарях
названий речевых действий до тысячи,
способов же непосредственного выражения
— великое множество. Как уже упоминалось
выше, одних приветствий у нас до сорока.
В каждой ситуации речевого этикета можно
обнаружить высказывания объединенные
в системно организованную коммуникатив,
но семантическую группу Так, например,
в группе под названием “Благодарность”
встречаем: Благодарю Вас; Спасибо; Я Вам
(так) благодарен; Я Вам признателен; Я
хочу поблагодарить; Я хотел бы поблагодарить…
Позвольте поблагодарить; Примите мою
благодарность и т. д. Причем некоторые
выражения употребляются преимущественно
с Вы-формой, другие — с ты - и Вы-формами
Важно учитывать, что произнесение выбранного
выражения происходит тогда, когда собеседники
“я” и “ты” встречаются “здесь” и “сейчас”,
поэтому для всех выражений характерна
реальная модальность соответствия ситуации
непосредственного общения, настоящее
время момента речи, независимо от формы
предложения, в том числе с сослагательным
или повелительным наклонением глагола.
А поскольку произнесение выражения речевою
этикета и есть само дело, причем социально
и личностно значимое, ясно, насколько
важен речевой этикет.