Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:57, реферат
Музыка как часть духовной культуры содержит ценности человеческого духа. Соответственно классической триаде высших ценностей, определившихся в эстетике XVIII века, таких как: истина, добро, красота, можно выявить три основных группы общечеловеческих ценностей, выраженных в музыке: мировоззренческие, этические, эстетические. Представление о том, что у каждого большого художника или целого художественного направления есть свой ценностный стержень, позволяет лучше понять мир музыки.
Введение 3
1. Становление советской музыкальной культуры 5
1.1. Зарождение советской музыки в первые годы Советской власти 5
1.2. Музыка Советского государства «мирного строительства» 9
1.3. Массовая песня довоенного времени 11
2. Развитие музыки в поствоенный период 15
2.1. Советская музыка сталинского времени 15
2.2. Советская музыка 60-80 годов 16
Революционной современности посвящены были «Симфонический монумент» М. Гнесина с хоровым финалом на стихи С. Есе-нина, «Траурная ода памяти В. И. Ленина», сочиненная А. Крей-ном. В классической традиции русского программного симфонизма написаны такие произведения тех лет, как симфоническая поэма «Мцыри» М. Ипполитова-Иванова, Третья симфония А. Гедике, симфоническая картина-балет «Запорожцы» Р. Глиэра.
Нигде, пожалуй, в инструментальной
музыке 20-х годов не отразилась так
динамично, острохарактерно и свежо
советская жизнь того времени, ее
темпы, энергия, характеры, говор, ее бурное
кипение и напряженный
Массовая песня - в широком смысле сольная или хоровая песня, созданная профессиональным композитором (или любителем) и рассчитанная на массовое распространение в общественной жизни или домашнем быту. Массовая песня имеет куплетное (строфическое) строение (часто с рефреном-припевом). Музыкальный образ сконцентрирован в самостоятельной по значению вокальной мелодии, обобщенно отражающей смысл слов и допускающей исполнение без инструментального сопровождения. Общая значимость содержания массовой песни в сочетании с простотой формы, поэтического и музыкального языка, использование певческих голосов в наиболее употребительных регистрах обусловливают ее максимальную доступность для всеобщего исполнения и восприятия.
С середины 20-х и до конца 50-х гг. XX в. понятием «массовая песня» охватывалось все песенное творчество советских композиторов. Позднее, с укоренением термина «советская песня», к массовой песне стали относить лишь одну жанровую разновидность - хоровую песню на общественно-политические темы, предназначенную для совместного исполнения большими массами людей. В отличие от других разновидностей песни - эстрадной и бытовой, массовая песня (в узком смысле) рассчитана на хоровое звучание (без сопровождения), главным образом во время демонстрации, митингов, собраний и других крупных общественных событий.
Часто массовые песни отличаются героическим характером и выдержаны в ритме марша. Поэтические тексты обычно включают агитационные обращения - призывы, которым соответствуют лаконичные, четкие, броские музыкальные фразы-лозунги (чаще всего в припеве). Массовые песни, как правило, связаны с социальной и национально-освободительной борьбой народа, выражая ее идеи и являясь мощным средством организации и воспитания масс.
В первые годы после Октября сильно возрастает потребность в песнях, рассказывающих о героях революции, о подвигах. Новые песни в первое время возникали стихийно. Имена авторов музыки, текста нередко оставались неизвестными. Таковы популярные песни «Паровоз», «Яблочко», «Гулял по Уралу Чапаев-герой» или знаменитая песня «По долинам и по взгорьям», в которой известен только автор слов (П. Парфенов). Мелодии же новых песен порой оказывались переделками старых песен и даже романсов. Например, маршевая песня «Смело мы в бой пойдем» возникла как измененный вариант лирического, «жестокого» романса «Белой акации гроздья душистые».
Постепенно в создание новых песен включаются «профессиональные композиторы -- Дм. Покрасс («Марш Будённого». «Прощание» -- «Лай приказ ему на Запад»). А. Давиденко («Конная Буденного». «Первая Конная»). В Белый («Орленок»). Большинство песен приближалось к маршам. Их характер был суровый, мужественный.
В начале 30-х годов советская массовая песня вступила в полосу необычайного расцвета. Именно в 30-е годы советская песня стала и подлинно массовой и подлинно художественной. Ряд причин способствовал расцвету песенного жанра, и прежде всего оказавшее колоссальное воздействие именно на массовую песню появление нового вида искусства, которое родилось в 30-е годы, - звукового кино, сменившего немое кино 20-х годов.
«Великий немой заговорил» - этой крылатой фразой деятели киноискусства приветствовали рождение звукового кино. Однако о многих звуковых кинофильмах того времени можно сказать также «Великий немой запел» - такую важную роль в их драматургии стала играть массовая песня.
Замечательную музыку к ряду кинофильмов создали в 30-е годы такие композиторы, как Д. Шостакович и братья Дм. и Дан. Покрасс, Т. Хренников, Н. Крюков. Но самым популярным композитором в области кино в те годы был И. Дунаевский. Его песни буквально на другой день после выхода на экран фильма распевались по всей стране. Это «Марш энтузиастов» (из кинофильма «Светлый путь»), «Спортивный марш» (из кинофильма «Вратарь»), «Марш веселых ребят» (из кинофильма «Веселые ребята»), «Песня о Родине» из кинофильма «Цирк» (на слова В. Лебедева-Кумача) была не только широко известной: ее начальные звуки стали позывными Всесоюзного радио.
Также отличительной особенностью музыки 30-х годов становится соединение лирики и маршевости. В песенном творчестве композиторы обходили сложные и трагические события своего времени. Даже в творчестве Д. Шостаковича, чутко и пронзительно-остро отразившего трагедию 30-х годов в своем творчестве, песня для кинофильма «Встречный» отличалась, как и песни Дунаевского, радостным, светлым колоритом, зажигательной энергией и оптимизмом. В 30-50-х гг. в жизнь народа глубоко вошли массовые песни композиторов А. Александрова ("Священная война"), М. Блантера ("Катюша"), И. Дунаевского ("Песня о Родине", "Марш энтузиастов"), В. Захарова ("Ой, туманы мои"), Л. Книппера ("Полюшко"), А. Новикова ("Гимн демократической молодёжи мира"), Дм. и Дан. Покрассов ("Москва моя"), В. Соловьёва-Седого ("В путь") и другие на слова поэтов В. Гусева, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, Л. Ошанина и других. Тогда же массовая песня утвердилась в творчестве композиторов всех республик.
Итак, 30-е годы занимают особое место в истории развития массовой советской песни. В эти годы было положено основание советской песенной классики. Именно в это время произошел важный качественный скачок, в результате которого советская массовая песня вступила в полосу необычайного дотоле расцвета. 30-40-е годы 20 века дали советскому искусству таких признанных корифеев песенного жанра, как И. Дунаевский, А. Александров, В.Захаров, М. Блантер, братья Покрасс и других.
Наметившееся в годы войны обращение к историческим традициям народов СССР, чувствам и переживаниям людей после ее окончания подвергалось критике. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", в котором осуждались "идеализация жизни царей, ханов, вельмож", "внедрение в репертуар пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль" и потакание "обывательским вкусам и нравам". В постановлении говорилось: "Многие драматические театры не являются на деле рассадниками культуры, передовой советской идеологии и морали. Такое положение дел… не отвечает интересам воспитания трудящихся и не может быть терпимо в советском театре"3.
Было приказано расширить
В короткий срок была восстановлена
и расширена довоенная сеть музыкальных
театров, концертных учреждений. С 1950 г.
возобновилось проведение декад
национального искусства в
В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких премьер появлялись разгромные статьи (см. например «Сумбур вместо музыки», Об опере «Великая дружба»), исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы; бывали случаи, когда ССК распускался вовсе из-за таких скандалов.
В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, среди них Московская, Калининградская, Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире, как и оркестры и военные ансамбли (Ансамбль песни и пляски Российской армии, Виртуозы Москвы, Государственная симфоническая капелла.
В 60-х годах в советском музыкальном пространстве начинают появляться композиторы, тесно связанные с авангардными течениями — в частности, Альфред Шнитке. Сочинения многих композиторов, свободно экспериментирующих с мировыми музыкальными традициями и не отвечающих советским стандартам академической музыки, практически не исполнялись и не издавались. Получила известность так называемая «хренниковская семёрка» (Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Александр Кнайфель, Виктор Суслин, Вячеслав Артёмов, София Губайдулина, Эдисон Денисов), чьё творчество подверглось резкой критике со стороны Тихона Хренникова на VI съезде Союза композиторов в ноябре 1979 г.
Следует также отметить
таких композиторов-
В 1956 году в советском кино появляется музыка композитора Эдуарда Колмановского. В 1972 году в фильме «Большая перемена» прозвучал романс «Чёрное и белое» в исполнении Светланы Крючковой.
Начиная с 1970-х в советских саундтреках все чаще встречается ранняя электронная музыка. Пионером советской электроники был кинокомпозитор Эдуард Артемьев, известный в первую очередь по научно-фантастическим фильмам Андрея Тарковского. Его композиции в жанре амбиент появились раньше, чем сам этот термин был введен Брайаном Ино в 1978 году.
Отдельную категорию составляли песни из фильмов и мультфильмов для детей. Они писались на легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому роль поэта-песенника здесь была особо высокой. Известные композиторы, писавшие для детей — Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов, Григорий Гладков. Наиболее заметные поэты-песенники — Юрий Энтин и Михаил Пляцковский.
Особой частью советской эстрады было движение ВИА (Вокально-Инструментальные Ансамбли), которое зародилось в конце 1960-х. ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами (не обязательно членами группы), и прошедший утверждение худсовета. Вместе с тем, стиль этих ансамблей заметно отличался от «традиционной эстрады» и был ориентирован на молодёжь. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода. Пластинки ВИА издавались на рекорд-монополисте, фирме «Мелодия».
ВИА состояли из профессиональных музыкантов, во главе с художественным руководителем. Их составы бывали обширны — 6-10 и более человек, в них входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов. Участники часто менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами.
Среди самых известных ВИА — «Песняры», «Поющие гитары», «Цветы», «Земляне», «Самоцветы», «Иверия». Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов с группами «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута»5.
Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен и неоднороден. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и новую волну. Среди характерных инструментов, кроме гитар и ударных, присутствовали синтезаторы, духовые инструменты, и народные инструменты. Звучание ВИА многие рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке.