Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:43, контрольная работа
Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур.
Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.
Россия в ХХ веке выступила в качестве
катализатора социокультурных процессов
на планете. 0ктябрьская революция привела
к расколу мира на две системы, создав
идеологическое, политическое и военное
противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным
образом изменил и судьбу народов бывшей
Российской империи. Еще один поворот,
инициировавший значительные изменения
в развитии человеческой цивилизации,
был начат в России в 1985 году. Он приобрел
еще большую динамику в конце ХХ века.
Это все необходимо учитывать при оценке
социокультурных процессов как в современной
России, так и в России советского периода.
Общее,
особенное и единичное в
Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:
общее в культуре СССР характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;
особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность), которые находят отражение в развитии альтернативных культур (культура зарубежья, инакомыслие, диссидентство и др.) и народного творчества (художественная самодеятельность, народные промыслы и др.), советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций (разрушение храмов, насаждение атеизма, уничтожение самобытных деревенских устоев и др.) или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой (создание новой общности "советский народ", насильственные переселения и др.);
единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, основу которой составляла советская культура, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.
Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. Последствия этого перехода необычайно сложны. В его ходе была разрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все то, что составляло ее стержень - дворянская культура - гордость мировой культуры XIX и начала XX веков. В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства.
Особенности культуры в первые годы Советской власти. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.
Ряд художников (К.Юон, М.Греков, И.Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные Красной Армии.
Активное вовлечение института семьи
и быта в процесс формирования новых социокультурных
ценностей.
Культурная
революция: содержание и результаты
Культурная революция - это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями культурного прошлого. В 20-е годы культурная революция превратилась в составную часть социалистических преобразований и использовалась как средство внутрипартийной политической борьбы. Творцами культурной революции были люди, выросшие в условиях старой культуры.
Накануне революции 1917 года 73% населения страны не умело читать и писать. Грамотность среди нерусских народов составляла 0,5-1,5%. 48 народностей вообще не имели письменности. Ликвидация неграмотности в такой ситуации являлась подлинным социокультурным переворотом.
Крупным достижением первой пятилетки была ликвидация неграмотности в стране.
Заметным был рост учащихся в общеобразовательной школе. Увеличился также выпуск специалистов из вузов.
Русская
культура в эмиграции
История русской эмиграции как массового явления началась еще с 1920 года, когда в результате революции и гражданской войны около 2 миллионов человек оказались выброшенными за пределы родины. Судьба разбросала русских беженцев по всему миру.
За пределами России оказались известные писатели, ученые, артисты, художники, музыканты, имена которых по праву стали достоянием мировой культуры. По разным причинам и в разное время родину покинули А.Аверченко, К.Бальмонт, И.Бунин, З.Гиппиус, Д.Мережковский, А.Куприн, Игорь Северянин, и многие другие выдающиеся деятели русской культуры.
Русская культура в эмиграции продолжала традиции дореволюционной культуры. Вместе с тем опыт выживания в отрыве от родной почвы, трудные взаимоотношения с властями стран, давших приют, идейная борьба различных течений в эмигрантской среде оказывали существенное влияние на условия культурной жизни в российской диаспоре.
Налаживанием культурной работы за рубежом занимались многочисленные общественные организации. Среди них большую роль сыграли Всероссийский Земский союз и Всероссийский союз городов.
Таким образом, в первой половине 20-х годов были заложены основы культурной жизни русской диаспоры, определены типы и виды культурно-просветительских учреждений, наиболее приспособленных к условиям того или иного государства. Многие организации, созданные в начальный период изгнания, исчезли, другие впоследствии выросли в солидные предприятия.
Советская литература в 30-е годы достигла и других значительных успехов. Были созданы четвертая книга "Тихого Дона" и "Поднятая целина" М.А. Шолохова, романы "Петр Первый" А.Н. Толстого, "Соть" Л.М. Леонова, "Как закалялась сталь" Н.А. Островского, заключительные книги романа-эпопеи А.А. Фадеева "Последний из Удэге", "Бруски" Ф.И. Панферова.
С большим успехом на сценах шли пьесы "Человек с ружьем" Н.Ф. Погодина, "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского, "Салют, Испания!" А.Н. Афиногенова, "Гибель эскадры" А.Е. Корнейчука, "Любовь Яровая" К. Тренева.
В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого.
В период сталинизма особенно ярко проявились
такие тенденции в развитии духовной культуры,
- как манипулирование именами и историческими
фактами.В итоге оказалось восстановленным
некое архаичное состояние общества. Человек
становился тотально вовлеченным в общественные
структуры, а подобная невыделенность
человека из массы - одна из основных черт
архаичного социального строя. Нестабильность
положения человека в обществе, его неорганическая
вовлеченность в социальные структуры
заставляли еще больше дорожить своим
социальным статусом, безоговорочно поддерживать
официальные взгляды на политику, идеологию,
культуру. Но даже в таких неблагоприятных
условиях отечественная культура продолжала
развиваться, создавая образцы, по праву
вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Великая
Отечественная война в истории
отечественной культуры
Делу спасения Отечества целиком и полностью посвятило себя советское искусство. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений XX века - 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда. Появились и такие известные и любимые многими и сегодня произведения отечественной литературы как главы романа М. Шолохова "Они сражались за Родину", "Наука ненависти".
Переход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали.
В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала. За годы войны резко уменьшилось количество школ (было уничтожено 82 тысячи школ, много высших учебных заведений, музеев и других учреждений культуры). Однако уже в первую послевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развития системы народного образования. Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования.
В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. На документальной основе создаются роман А. Фадеева "Молодая гвардия" и "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого.
"Оттепель" в советской культуре. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни.
Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И.Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А.Синявским и Ю.Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.
Само понятие "оттепель" в социокультурном плане имело два смысла:
символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;
реальный - ослабление влияния тотального
режима на индивидуальный
Общая характеристика советской культуры периода "застоя". Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.