Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:27, контрольная работа
Культура России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в это время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Введение 3стр.
1 Общая оценка специфики советской культуры 4-5стр.
2 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие 5-6 стр.
3 Отечественная культура в период тоталитаризма 7-8 стр.
4 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры 9-10 стр.
5 Послевоенная культура России 10-11стр.
6Советская культура в период "Оттепели" 11стр.
7 Культурная политика периода "Застоя" 12 стр.
Заключение 13 стр.
Список литературы 14 стр.
Переход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали. В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала. Однако уже в первую послевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развития системы народного образования. Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования. Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых. В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение.
В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. На документальной основе создаются роман А.Фадеева "Молодая гвардия" и "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого. Одним из первых попытался сказать правду о войне В.Некрасов в повести "В окопах Сталинграда". Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было осуществиться. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. В искусстве была сделана установка на шедевры. Художественные музеи должны были экспонировать лишь высочайшие образцы отечественного искусства.
Разоблачение культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. вошло в историю СССР под названием "оттепель. Само это понятие в социокультурном плане имело два смысла:
- символический - оттепель
в культуре предшествовала и
способствовала оттепели в
- реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.
Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х гг. активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей". Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы: Какова роль советской интеллигенции в обществе? Каковы ее взаимоотношения с партией? Как следует оценивать культурное прошлое СССР?
7 Культурная политика периода "Застоя".
Более 20 лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:
- благодаря научно-техническому
и информационному прогрессу
произошел раскол и
- нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).
Существенной особенностью социокультурной модели "застоя" было начало возрождения национальных традиций "снизу". Процесс "очищения" ядра русской культуры происходит через развитие городской культуры, объективно направленной на возрождение традиционных обрядов и ценностей, и через художественное творчество "деревенщиков", показавших самобытность и жизнеспособность русского села.
Заключение.
Советская культура - сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой - оказывалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова. Отечественная культура в эту эпоху прошла несколько наиболее существенных этапов: первое послеоктябрьское десятилетие, период тоталитаризма, период Великой Отечественной войны, послевоенный период, период "Оттепели" и периода "застоя". На всех этих этапах проявилась большая роль государства в развитии культуры, относительная пассивность населения, большой разрыв между культурой масс и ее наиболее выдающихся представителей. Противоречивый характер развития культуры в советский период привел к накоплению многочисленных противоречий, разрешение которых еще не завершено.
Русская культура издавна
играла важную роль в этом процессе.
У России особая цивилизующая и организующая
функция в мировом
Россия - страна великой
литературы и искусства, смелой науки
и признанной системы образования,
идеальных устремлений к
Список литературы:
История русской культуры. IX–XX вв. / Под ред. Л. В. Кошман: Учеб. пособие. М., 2002.
Соскин В. Л. Революция и культура. 1917–1920 гг. Новосибирск, 1994.
Соскин В. Л. Переход к нэпу и культура. 1921–1923 гг. Новосибирск, 1997.
Соскин В. Л. Советская художественная культура (1917–1927 гг.): социально-политический аспект. Ч. 1: Художественная культура на сломе эпох: период революции и гражданской войны. Новосибирск 2002.
Соскин В. Л. Советская художественная культура (1917–1927 гг.): социально-политический аспект. Ч. 2: Развитие художественной культуры в условиях новой экономической политики (1920-е гг.). Новосибирск, 2003.
Российская советская культура: 1917–1927 гг.: Очерки социальной истории. Новосибирск, 2004.
Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития