Соотношение характеристик с понятиями «руководитель» и «лидер»

Автор: m********************@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Многие успешные руководители считают, что главной задачей для руководителя любого уровня является совмещение успешной личной работы с продуктивной деятельностью подразделения.
Другими словами, управляемый нами участок с нашей помощью должен стать коллективом творческих и исполнительных людей, которые слаженно, бесконфликтно и успешно выполняют поставленные перед ними задачи. От того, как нам это удастся, зависит наш карьерный рост, авторитет, количество людей, которые нас поддерживают .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность понятия «стиль руководства»……………………………………...4
2. Типы стилей руководства……………………………………………………...6
3. Соотношение характеристик с понятиями «руководитель» и «лидер»…...10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития он является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он — интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки. [4, c.113]

     Многочисленные  функции лидера интегрируются во всеобъемлющую роль «отца семейства». Если в некотором отношении он не соответствует идеалам последователей, они могут попытаться переделать его на свой манер.

Поскольку лидер отражает интересы коллектива, он является своего рода контролёром, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях лидер может вступить в связи с этим в конфликт с администрацией, санкционируя даже в сфере производственной деятельности только те её решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива.

Бороться  с этим явлением практически невозможно, так как давление на лидера вызывает лишь ещё большее сплочение коллектива и его противостояние администрации. Считается, что в конфликтной ситуации с лидером лучше идти на компромисс. Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом. [2, c.89]

      Соотнесите  перечисленные характеристики с понятиями «руководитель» и «лидер»:

а) осуществляется как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей;

б) выполняет  несколько социальных ролей;

в) осуществляется в системе административно-правовых отношений;

г) имеет  психологическую природу;

д) даны права и полномочия законом.

Ответы:

«руководитель»  – а, б, г.

«лидер» – в, д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     За  последние 60 лет теории руководства  претерпели серьёзнейшие изменения. Начинались исследования в области стилей руководства  с так называемого качественного  подхода. Основной целью его, был  поиск черт, присущих только руководителям и позволяющим им занимать ключевые посты. Такой подход потерпел неудачу, так как не удалось выявить у руководителей особых качеств.

     Выделив авторитарный, демократический и  нейтральный стили руководства  сторонники этого подхода вполне успешно исследовали и описали ключевые позиции выделенного Левиным «игрового поля».

Однако  эмпирические исследования показали, что эти теории руководства описывают  и классифицируют лишь «идеальные»  модели, реальная же ситуация оказалась  гораздо более сложной и насыщенной.

Кроме того, выделение различных стилей руководства, поставило вопрос об их эффективности. Именно на этот вопрос до сих пор пытаются ответить учёные и специалисты. Попытки ответить на этот вопрос показали ошибочность  подхода, при котором один стиль объявлялся более эффективным, чем другой. В результате этот подход потерпел неудачу, и ему на смену пришёл ситуационный подход.

     В теории ситуаций руководство видится  не как атрибут отдельных личностей. Здесь исходят из того, что вид  руководства необходимо изменять в зависимости от особенностей социальной ситуации. Именно ситуация по мнению сторонников этого подхода определяет, с какими функциями связан руководитель. Однако учёные столкнулись с недостаточностью и слабостью эмпирических исследований, что привело к появлению большого числа «частных» теорий. Полностью же описать всё поле возможных ситуаций пока не удаётся. Кроме того сами учёные высказываются о том, что обычно гораздо легче изменить саму ситуацию, чем изменить стиль руководителя.

     Список  литературы

1. Андреева  Г.М. Социальная психология. –  М.: Аспект-Пресс, 1996.

2. Белков  И.Г. «Личность руководителя и  стили руководства». - М.: МИПК, 1992

3. Кричевский  Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная  психология малой группы. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

4. Омаров А. «Руководитель, размышление о стиле управления». - М. Политиздат, 1987

5. Психология  и этика делового общения: Учебник  для вузов /Под ред. проф  В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб.  и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –  415с.

6. Свенцицкий  А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. 
 
 

дата______________________             роспись____________________ 
 
 
 
 
 

Информация о работе Соотношение характеристик с понятиями «руководитель» и «лидер»