Социодинамика культуры П. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:55, реферат

Описание работы

Cорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой”.
В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Содержание

1. Возникновение социологии.
2. Жизнь и творчество П. Сорокина в России
2.1 Юность
2.2 Революционная деятельность, студенческие годы
2.3 Научная и преподавательская деятельность,
«Система социологии»
3. Последние годы жизни в России
4. Жизнь П. Сорокина в Америке
5. Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.
5.1 Типологизация культур
5.2 Теория волнообразной социодинамики культур
6. Заключение
7. Литература

Работа содержит 1 файл

социодинамика культуры п.сорокина.docx

— 38.21 Кб (Скачать)

Идеалистический тип  культуры характеризуется тем, что  значение идей и чувственно осязаемых  предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние  двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения).

И, наконец, эклектичный  тип культуры предполагает  противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения.

В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено (мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасные арабески мусульманских орнаментов). В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими.

В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди  культуры идеационального типа не стремятся к естественно-научному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Ярким примером такого мировосприятия и типа культуры предстаёт европейское средневековье IX - XII вв., где господствующее место в сознании занимала религия, пронизывая все формы жизнедеятельности.

Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном  опыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной  культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурный тип реализован  Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путём. Причём опыт выступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.

Между двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный  тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве (идеалистический  тип), либо во фрагментарном, эклектическом  нагромождении и противостоянии друг другу.

2) Питиримом Сорокиным  разработана теория волнообразной  социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном и чувственном) происходит до предела, затем начинается откат “волны”. Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либо через эклектичный (переходные) типы.

Культура реализует  основополагающий принцип мироощущения и мировоззрения во всех своих  элементах (системах “низкого уровня”). Это касается искусства, религии, политики, права, морали, причем, в каждом отдельном феномене культуры присутствует “ядро” и “периферия”. Доминирующие черты каждого отдельного феномена представляют собой основополагающий принцип, ценность данного типа культуры. Так, для европейского средневековья главная истина, ценность - Бог. Интегрированная часть средневековой культуры поэтому была не конгломератом различных ценностей, а единым целым.

Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе (как, по его мнению, современная  западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала  себя и зарождаются новые основания  для формирования иного культурного  типа.

Сорокин иллюстрирует свою концепцию суммарными статистическими  данными. Например, живопись и скульптура средневековой Европы (идеациональный тип) были преимущественно религиозными, становясь в большей степени светскими в XIX - XX веках.

Аналогичная ситуация ярко проявляется и в сфере  науки. Подробный, скрупулёзный анализ, проведённый Сорокиным в этой области, позволяет сделать вывод, что кульминация чувственной  культуры приходится на XIX век.

Информация о работе Социодинамика культуры П. Сорокина