Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:49, курсовая работа
Тема «Социально-культурная деятельность современного клуба», выбранная для этой работы, ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования. Изучение этой темы актуально не только с научной точки зрения, но и с позиций практического использования полученных результатов. Анализ состояния клубов как формы досуга, факторов, влияющих на их посещение и типологии посетителей необходимы для совершенствования работы клубов, а также выработки государственной политики в их отношении.
Введение______________________________________________________________ 2
1. Что такое клуб?__________________________________________________ 3
1) История клубов__________________________________________________ 4
2) Клубные учреждения в советское время__________________________ 8
3) Современные учреждения клубного типа________________________10
2. Типология клубов________________________________________________ 11
1) Библиотеки_____________________________________________________ 12
2) Музеи__________________________________________________________ 13
3) Клубные учреждения_____________________________________ 13-14
a) Спортивно-оздоровительные учреждения
b) Культурно-просветительские учреждения
4) Деловые клубы______________________________________________15
5) Фан-клубы__________________________________________________16
6) Ночные клубы______________________________________________ 17
a) История______________________________________________18
b) Ночные клубы в России_________________________________19
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория и история СКД»,
на тему:
«Социально-культурная деятельность современного клуба»
Москва
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
Заключение____________________
Библиография__________________
Введение.
Тема «Социально-культурная деятельность современного клуба», выбранная для этой работы, ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования. Изучение этой темы актуально не только с научной точки зрения, но и с позиций практического использования полученных результатов. Анализ состояния клубов как формы досуга, факторов, влияющих на их посещение и типологии посетителей необходимы для совершенствования работы клубов, а также выработки государственной политики в их отношении.
Клубы, литературные, политические, художественные, экономические кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни, как России, так и Франции, Англии, Германии и других просвещённых стран в течение многих десятилетий.
Объектом исследования данной работы выступают клубы как объекты социально-культурной деятельности.
Предмет – различные виды современных клубов.
Методы исследования: сравнительно-исторический и структурно-функциональный.
Функции клубов как формы организованного досуга изменились, вместе с этим изменились ценности и нормы досуговой деятельности, потребности, удовлетворяемые в досуге. Все это актуализирует необходимость теоретического и практического анализа клубов как формы организованного досуга.
Что такое клуб?
Клуб — сообщество людей с едиными интересами, объединённое в организацию или ассоциацию. Различают клубы спортивные, развлекательные, политические, религиозные, художественные, психологические и т. п. Культурно-просветительские учреждение, организующее досуг трудящихся и способствующее их идеологическому воспитанию, образованию, развитию творческих потребностей.
Клуб – понятие и (или) термин. Как понятие означает социальную
структуру людей, объединяемых общей идеей,
интересом и т.п.; может сформироваться
в границах любой формальной группы; обладает
большой подвижностью связей, свободным
вхождением и выходом членов.
Как термин означает:
Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.
Сегодня существуют самые разнообразные профессиональные клубы и клубы по интересам — деловые, корпоративные, клубы-бренды, фитнес-клубы, танцевальные, туристические и авто-клубы, гольф-клубы, спортивные, виртуальные, а также женские, творческие, просветительские, этнические, клубы-рестораны, ночные и развлекательные и т.д.
История возникновения клубов.
Изначально, клубы как идея организации людей с общими интересами появились в античности. Все желающие объединялись в большие регулярно собирающиеся группы, где обсуждались интересующие всех проблемы, участники клуба друг с другом делились знаниями и опытом. После эпохи Средневековья под словом клуб понималась организация, для посещения собраний которой нужно было стать её членом, внести плату, разделять общие интересы и следовать правилам группы.
В XVII—XVIII столетиях с повсеместным распространением в Европе кофе стали появляться соответствующие клубы. Это были довольно респектабельные общества — «джентельменские клубы», куда было не просто попасть постороннему человеку. Они быстро превратились в места обсуждения важных общественных, политических и экономических тем.
К началу 19 века в богатых домах разных стран стали собираться личные библиотеки, приглашённые читали переведённые романы или сами брались за перо. Домашние образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения членов клубов и салонов входили также газеты и журналы.
Еще с конца 18 века стали возникать
клубные формы
Организацию отдыха, общения и развлечений
представителей дворянских кругов Начало
19 века – время развития салонов,
кружков, обществ различной
К началу ХХ века в организационном и финансовом отношении активно участвует в столичных клубах купечество, породив такую новую форму досуга, как совместные обеды в дорогих ресторанах. Стало возрастать число людей в либерально настроенных дворянских кругах, посвящавших свой досуг общественной работе и развитию народного образования. Самым многочисленным сословием стало мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы, «работные» люди). В их среде наблюдалась тесная связь работы с домашним бытом и досугом, так как большинство работали на дому и в производстве принимала участие вся семья. Способы времяпрепровождения у мещан были весьма разнообразны. Это и многолюдные «вечеринки» для завязывания знакомств с играми, сопровождавшимися поцелуями, фантами, танцами и т.д. Данью крестьянским традициям были девичьи «капустницы» которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты «вечерку» приглашали холостых парней.
В зажиточных мещанских семьях для молодежи устраивали домашние вечера. Нередко молодые люди проводили время в офицерских или в приказчичьих клубах, когда в них проводились публичные мероприятия. Большим успехом пользовались вечера в Купеческом собрании. Наиболее просвещенная молодежь нередко устраивала домашние спектакли, совместные чтения.
Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие, нередко рукодельная работа сочеталась с беседой – так называемые «работные посиделки». Зажиточные же мужчины проводили время в клубах, трактирах, чайных, посвящая это время игре в карты, бильярду, лото, и даже нелегальным петушиным боям. Популярностью всех пользовался кинематограф, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и т.д. Балаганы сменились стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт.
Начало ХХ века было отмечено расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные и вечерние школы, образовательные курсы и кружки, народные университеты), которые могли посещать мещане и рабочие фабрик и заводов. В этой среде стали появляться самодеятельные «общества самообразования рабочих» и первые Народные дома, где силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались творческие драматические и хоровые коллективы. А также с нарастанием революционного движения велись беседы на политические темы, под видом гуляний проводились маевки и митинги, что послужило причиной их закрытия после разгрома революции 1906-1907 года. Выжили лишь «общества самообразования рабочих», где больше внимания уделялось вопросам образования и духовного развития.
Клубные учреждения в советское время
После революции театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства были переданы государству. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования оказывали содействие в налаживание культурно-досуговой работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле обучения людей, не получивших начального образования. Создавались пункты «ликбез». В целях расширения политической пропаганды в клубах стали проводиться митинги, митинги-концерты, лекции, доклады, вечера вопросов и ответов и др. При клубах создавались политкружки. В 20-е годы стала активно развиваться художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах.
После неурожая 1921 года, явившегося следствием гражданской войны, культурно-досуговые учреждения (КДУ) перевели на местный бюджет, что привело к сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. И лишь с продолжением финансирования в конце началось восстановление сети и ее развитие. В конце 20-х годов были открыты первые Дома Культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры, а в сельской местности – колхозные и совхозные клубы и библиотеки. В 30-е годы КДУ стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, социалистических соревнований. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера «обмена опытом», «рабочей смекалки». Стали регулярно проводиться смотры народного творчества.
Со второй половины 30-х годов в жизнь вошли новые типы КДУ – передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины – обслуживая населенные пункты, не имеющие учреждений культуры, а также крестьян. Произошли изменения в системе управления культурно-просветительной работой: на смену Главполитпросвету в наркомпроссах были созданы сектора массовой политико-просветительной работы. Сфера досуга этого времени отмечена возросшей посещаемостью клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, кинотеатров, театров. Стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.
С началом ВОВ резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину по сравнению с предвоенным периодом уменьшилась их сеть. Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться встречи с фронтовиками, небольшие концерты. Были созданы передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда и др. Использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны. Культработники шли в цеха, в поле, на фермы, разъясняя людям смысл военных событий. Порой, рискуя жизнью, работники культуры спасали культурные ценности, исторические, художественные и литературные памятники. На фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, в частях имелись дивизионные клубы, клубы частей, полков, руководили которыми призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов.
Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры, количество клубов сократилось с 1мил. 18тыс. до 9 тыс. 500. По мере освобождения территории восстанавливались и учреждения культуры. Была поставлена задача: при каждом сельсовете – клуб, в каждом районном центре – Дом культуры.
В послевоенный период возросли затраты на осуществление культурно-досуговой деятельности, расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. В восстановлении и строительстве их государство опиралось на безвозмездную помощь населения. Ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки. В 1965 году было положено начало преобразованию сельских клубов в Дома культуры. В пределах районного центра создавался комплекс учреждений культуры (районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, ДМШ, музей, районная библиотека, народная филармония, парк культуры и отдыха, художественно-оформительская мастерская) В 70-х годах в среде молодежи началось движение за создание молодежных клубов, развивалось любительское движение (клубы по интересам).
Информация о работе Социально-культурная деятельность современного клуба