Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:25, курсовая работа
Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. В связи с долгим становлением отечественной государственности одну из центральных ролей в социальной деятельности играла Русская Православная Церковь. В настоящее время в России продолжается восстановление института социальной работы, загубленного в годы правления социалистической доктрины, в связи с чем становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной социальной деятельности Русской Православной Церкви, которая с самого начала своего
Введение 3
Глава 1. Социальное служение Русской Православной Церкви:
традиции и современность 7
Основные этапы становления и развития социального
служения Русской Православной Церкви 7
Социальное служение Русской Православной Церкви в
настоящее время (значение и перспективы дальнейшего развития) 14
Глава 2. Формы, методы и основные программы социального
служения Русской Православной Церкви 18
2.1. Основные формы и методы социального служения
Русской Православной Церкви 18
2.2. Основные программы социального служения Русской
Православной Церкви 23
2.3. Практическая реализация форм, методов и основных
программ социального служения Русской Православной Церкви на
примере Мурманской и Мончегорской Епархии 31
Заключение 38
Список использованной литературы 4
Работа с заключёнными. Все большее место в милосердной деятельности православия занимает работа с заключенными. Церковь не забывает и своих чад, преступивших черту закона и справедливо оказавшихся лишенными свободы. Священники, несмотря на приходскую загруженность, идут к страждущим, неся им слово Истины.1 В настоящее время более чем в 60 исправительных учреждений открыты православные храмы, часовни, молельные дома. Данный вид социальной деятельности Русской Православной Церкви имеет большое значение в деле духовной поддержки заключенных и их исправления. Общеизвестно, что пребывание осужденных в тюрьмах мало способствует их нравственному исправлению. Обычно в заключенном видят, прежде всего, преступника, а основной формой воздействия на него считается наказание. Вернувшиеся на свободу люди часто вновь становятся на путь преступления. Общение с осужденными верующих, духовных лиц строится на принципиально иной нравственно-психологической основе. Они видят в этом человеке не столько виновника, сколько жертву. Такая психологическая установка позволяет священнослужителю или верующему-мирянину в общении с осужденным избежать позиции морального превосходства, роли воспитателя в ее упрощенном понимании.
Социальное служение РПЦ в Вооружённых силах. Реформы и духовное возрождение нашего общества в немалой степени коснулись и воинских коллективов Российской Армии. Был образован Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области. В этой связи был создан Общественный совет, в состав которого вошли руководители научных центров, известные политические и культурные деятели. Русской Православной Церковью предпринимаются усилия для налаживания контактов с благотворительными фондами других конфессий – мусульманскими, буддийскими, используется опыт зарубежных благотворительных организаций, усилия отдельных граждан.
Таким образом, в настоящее время значительно активизировалась благотворительная деятельность верующих Русской Православной Церкви. Возникло много православных благотворительных фондов и обществ, целью которых является милосердно-благотворительная деятельность, консолидация прогрессивных сил России и других стран во имя возрождения и развития традиций христианского милосердия, содействие в реализации инициатив, связанных с гуманностью, милосердием и благотворительность организаций и граждан, формирование и финансирование целевых проектов и программ, прежде всего в сфере здравоохранения и социального обеспечения, организации домов общественного призрения для неимущих и обездоленных.
Деятельность православных благотворительных организаций, обществ, фондов направлена на оказание помощи отдельным лицам, в ней нуждающимся, и целым социальным группам (например, беженцам, мигрантам), на финансирование и организацию социальных программ благотворительного характера (их направленность варьируется в зависимости от целей того или иного фонда, от создания сети благотворительных столовых, магазинов, раздаточных пунктов, центров социальной адаптации до медицинской помощи и заботы о детях, помощи заключенным, воплощения принципов христианского милосердия в области просвещения и воспитания, участия в практическом возрождении православных милосердия и благотворительности, православных святынь) на изучение отечественного и зарубежного опыта милосердно-благотворительной деятельности.
Вместе с тем следует
отметить и существующие проблемы в
организации усилий тех лиц и
организаций, которые хотят приобщиться
к милосердно-
Постоянную помощь
епархиям, приходам, монастырям в делах
милосердия и благотворительности
оказывает Отдел церковной
Таким образом в настоящее
время осуществляется социальная деятельность
Русской Православной Церкви. Хотелось
б отметить тот факт, что в последующие
годы потребность в оказании данного
рода социальной деятельности будет
возрастать, так как в связи
с быстрыми темами развития России,
как демократического государства
уровень жизни его населения
развивается относительно медленно,
в большей степени это касается
незащищенных слоев населения, которым
остается надеется на помощь различных
социальных общественных организация
и объединений Русской
2.3. Практическая реализация
форм, методов и основных программ
социального служения Русской
Православной Церкви на
В начале данного параграфа нами будут раскрыты основные исторические моменты зарождения Православия на Кольском полуострове.
История связана с именем преподобною Трифона Печенгского, который до сих пор почитается саамами и лопарями. В 1532-1533 годах на берегу реки Печенги он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь, а на левом берегу реки Паз - Борисоглебскую церковь.
В 1589 году шведы разрушили древний Печенгский монастырь. Затем по указу царя Феодора Иоанновича обитель перенесли за реку Колу. На месте разрушенного монастыря построили церковь во имя преподобного Трифона, а над могилой святого – храм Сретения Господня. В 1764 году монастырь был закрыт, а в 1885 году восстановлен «для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения Православия среди лопарей».1
Большой вклад в дело просвещения
саамов внес и монах Соловецкого
монастыря преподобный Феодорит
Кольский. В Софийской летописи за
1526 год говорится о том, что
он успешно проповедовал среди язычников
лопарей и построил на берегу реки
Нивы, в Кандалакше, первый православный
храм в честь Рождества Иоанна
Предтечи. В 1548 году на другом берегу реки
преподобный основал мужской Богородице-Рождественский
(Кокуев) монастырь и стал его настоятелем.
Долгие годы эта обитель была центром
просветительной и хозяйственной жизни
Кандалакшского края.
Прожив много лет с саамами и обратив их
в православную веру, преподобный Феодорит
построил монастырь в устье реки Колы
с храмом во имя Святой Троицы. За свою
долгую, девяностолетнюю жизнь преподобный
Феодорит Кольский сумел не только потрудиться
на ниве пустынножительства и просветительства,
но и принять активное участие в ряде важнейших
событий в истории Русской Церкви и становлении
государственности на Руси XVI века.
30 августа 1996 года, в день
425-летия со дня кончины
Уже в наше время в Коле была построена церковь во имя преподобного Варлаама Керетского.
27 декабря 1995 года указом
Святейшего Патриарха
На момент прибытия Владыки Симона в Мурманскую
епархию здесь действовал всего 21 храм,
а клир (духовенство) насчитывал 33 священнослужителя.
В настоящее время в епархии
насчитывается 68 церквей, 33 часовни и два
монастыря - Трифонов Печенгский мужской
и Хибиногорский женский.
В 2002 году в епархии была создана паломническая
служба «Под сенью Трифона», и уже не одна
тысяча верующих посетила Трифонов Печенгский
монастырь. С 2006 года отдел образования
и катехизации епархии под руководством
кандидата исторических наук А. И. Тучкова
ежегодно проводит Трифоновские чтения,
на которых работают богословская, педагогическая,
историко-краеведческая, филологическая
секции.
Сегодня в Мурманске строится деревянный архитектурный ансамбль подворья Трифонова Печенгского монастыря с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На каменистом холме в окружении серых зданий, столь характерных для Мурманска, скоро появится уголок старины, где все строения возводятся по древним технологиям.
Храм во имя преподобного Трифона Печенгского есть и в городе Киркинесе в Норвегии, его приход возглавляет настоятель Свято-Никольского кафедрального собора в Мурманске протоиерей Геннадий Буздуган. Приход помогает нуждающимся прихожанам, оказывает гуманитарную помощь морякам, поддерживает контакты с православной церковью во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Осло.
Мурманской епархии более десяти лет, это начальный период ее жизни. В области есть населенные пункты, где совсем нет храмов, в больших городах - часто только один храм; есть храмы, где еще нет священников. Духовенство епархии совсем молодое, а значит, недостаточно опытное. Но православная жизнь на Кольском Севере активно развивается и это самое главное.
Так как Кольский полуостров является особо военизированной частью страны, поэтому в епархии проходит большая работа по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Руководитель соответствующего Епархиального отдела - протоиерей Андрей Амелин. На полуострове представлены все рода войск: ВМФ РФ, ПВО ВВС РФ, Сухопутные войска РФ, Пограничная служба ФСБ РФ, подразделения спецназа МВД РФ. Священники окормляют (попечительствуют) многие воинские части. В некоторых гарнизонах есть храмы, прихожанами которых являются военнослужащие и члены их семей. В военных частях часовни строятся и самими воинами. В мае 2008 года в городе Гаджиево освящена часовня во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. Открытие православной часовни на территории базирования военно-морской эскадры свидетельствует о возрождении духовно-нравственных традиций на флоте, что положительно, на наш взгляд, скажется и на качестве решения боевых задач, состоянии правопорядка и воинской дисциплины. Есть часовня и на полуострове Рыбачий. Она тоже была построена военными и на вертолете, по частям, доставлена на полуостров, где регулярно проходят военную подготовку морские пехотинцы и офицеры ФСБ, туда также приезжают скауты и кадеты. Многие военные уже воцерковлены (то есть вошли в ряды членов Церкви), с их помощью епархия устраивает для подростков летние военно-спортивные лагеря, где те приобщаются к военной службе. Таким образом реализуются программы, направленные на помощь детям, в том числе и из незащищенных слоев, например сирот, детей из многодетных семей.
С 2003 года Епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами ежегодно проводит конференцию, участие в которой кроме духовенства принимают военнослужащие всех родов войск, дислоцирующихся на Кольском полуострове, представители областной и городской администрации, писатели. На конференциях поднимаются вопросы о возрождении института военного духовенства, о направлении военных священников в воинские части.
С апостольских времен и до наших дней продолжается миссия Церкви в местах лишения свободы. Посещая узников и проявляя милосердие к ним, мы служим Господу, и отношение к этому служению определяет нашу участь в вечности.1 На территории Мурманской области находятся два следственных изолятора и шесть исправительных колоний. За каждым из этих учреждений закреплен приход, настоятель которого координирует работу с заключенными. За последние годы в исправительных учреждениях области руками осужденных были построены, а затем освящены правящим архиереем четыре храма: во имя святых царственных страстотерпцев - в колонии Ревды, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла - в Мурмашах, во имя блаженной Матроны Московской - в Мурманске и преподобной мученицы великой княгини Елисаветы - в Зеленоборске. Создание храмов стало важным событием не только в жизни колонии, но и в жизни каждого осужденного в отдельности, так как вышеуказанные храмы были возведены силами заключенных. Кроме того епархия поставляет во все исправительные учреждения области продукты, предметы личной гигиены и канцелярские принадлежности, собранные в виде добровольных пожертвований прихожанами храмов. В колониях налажено производство иконостасов, церковной утвари, икон и другой церковной продукции. Однако несмотря на успешную работу епархии в данной сфере все проблемы в ней не решены. На сегодняшний день еще нет храма в колонии Оленегорска, не все осужденные, отбывающие наказание в колониях Кольского полуострова являются прихожанами храмов, воздвигнутых в колониях.
В епархии активно развивается
информационная и издательская деятельность.
В эфир регулярно выходит
Информационно-издательский отдел епархии более десяти лет выпускает «Миссионерскую православную газету». Ежегодно проводятся открытые семинары по вопросам церковной журналистики.
Информация о работе Социальное служение Русской Православной Церкви