Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 21:18, контрольная работа
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.
Важно отметить, что, в отличие от целей социализации, итогом инкультурации является интеллигент.
Стадии инкультурации
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла. Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Инкультурация может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов: • физические, тренирующие и развивающие физическую активность; • стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов; • стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском; • ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем. В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых: • достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства; • овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда; • овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль); • принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда. Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур. Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.
Влияние окружающей среды на инкультурацию
Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения: • вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям; • горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками; • непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).
Некоторые психологические механизмы инкультурации
Ученые
обычно выделяют четыре психологических
механизма инкультурации: имитация,
идентификация, чувства стыда и
вины. Имитацией называется осознанное
стремление ребенка подражать определенной
модели поведения. Обычно в качестве примера
выступают родители, но дети могут ориентироваться
в своем поведении на учителей, известных
людей. Идентификация — это способ усвоения
детьми родительского поведения, установок
и ценностей как своих собственных. Дети
воспринимают особенности личности родителей
и других, тесно связанных с ними людей.
Часто дети выбирают профессии своих родителей,
чтобы стать похожими на них. Если имитация
и идентификация являются позитивными
механизмами инкультурации, то стыд и
вина — негативными. Чувство стыда появляется,
если вас застали на месте преступления,
разоблачили и опозорили. Чувство вины
связано с теми же переживаниями, но для
его появления не нужно разоблачения.
Достаточно голоса своей совести, который
говорит, что вы поступили плохо. То есть
речь идет о наказании самого себя.
Литература