Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:51, доклад
Сме́ртная казнь — лишение человека жизни в качестве наказания. Может быть как преступной, так и законной. В современном цивилизованном обществе смертная казнь во многих юрисдикциях является незаконной, а в других — законным уголовным наказанием лишь за чрезвычайно тяжкие преступления. Однако, в Китае применяется достаточно широко и за меньшие проступки. В российской и советской юридической практике для обозначения смертной казни в разное время использовались эвфемизмы «высшая мера социальной защиты», «высшая мера наказания», а в более поздние времена «исключительная мера наказания», так как официально считалось, что смертная казнь в СССР как мера наказания не практикуется, но применяется в виде исключения как наказание за особо тяжкие общеуголовные и государственные преступления.
Однако в последнее время (с начала XXI века) подавляющее большинство казней осуществляется путём смертельной инъекции. Изредка применяется также электрический стул. 18 июня 2010 года в штате Юта впервые за долгое время был применён расстрел: был расстрелян Ронни Ли Гарднер[14], выбравший этот способ казни самостоятельно. Прочие методы не применялись с конца XX века. Они сохранились лишь в законах небольшого числа штатов, причём во всех этих штатах применяется и смертельная инъекция, а использование альтернативных методов во многих случаях ограничено различными условиями (например, право выбрать их использование имеют лишь осуждённые, совершившие преступление или получившие смертный приговор до определённой даты). До 8 февраля 2008 года Небраска являлась единственным штатом, применяющим смертную казнь и не использующим инъекцию (единственным методом являлся здесь электрический стул; 8 февраля Верховный суд Небраски постановил, что этот метод является «жестоким и необычным наказанием», запрещённым конституцией США; исполнение смертных приговоров было приостановлено до утверждения нового метода казни).
Культура смертной казни в штатах США обычно включает право осуждённого на последний ужин (англ. Last meal) — еду, приготовляемую за несколько часов до казни в соответствии с его просьбой (с определёнными ограничениями) и право на последнее слово непосредственно перед исполнением приговора. При казни обычно присутствуют свидетели. Количество и состав лиц, имеющих право присутствовать при казни, различаются в разных штатах, но, как правило, такое право имеют родственники осуждённого и его жертв, адвокаты, священник.
В 2009 году число приговорённых к смертной казни преступников в США было равно 106. Это самое низкое число со времени восстановления смертной казни как высшей меры наказания в 1976 году. Самое большое число смертных приговоров было в 1994 году: 328.[15]
Ближний Восток и Азия
На Ближнем Востоке имеют место средства казни, использующиеся с древних времён: побивание камнями, отсечение головы мечом и повешение. Во времена Османской империи было распространено посажение на кол (неизвестно, собственно ли это турецкая казнь или унаследованная от Византии), перешедшее к соседним православным народам, в том числе в Россию (в 1614 году был посажен на кол Заруцкий, а в 1718 году майор Глебов) и Румынию (господарь Валахии Влад III Дракула, известный как герой романа Брэма Стокера, предпочитал именно этот способ, за что и прозывался Цепешем, то есть «посаживающим на кол»). В республиканской Турции (то есть в Турции наших дней) до отмены смертной казни в 2002 году существовало только повешение, причём эта мера наказания перестала действовать сразу после запрета; так, Оджалану, первоначально приговорённому к казни, приговор был заменён на пожизненное заключение.
В Израиле смертная казнь является высшей мерой наказания для очень ограниченного числа преступлений[16], в том числе для военных преступников, предателей, разжигателей войны и учредителей геноцида. За время существования государства казнены два человека: 30 июня 1948 года расстрелян капитан Армии обороны Израиля Меир Тувианский по обвинению в предательстве (позднее полностью реабилитирован), а в 1962 году был повешен бывший сотрудник гестапо Адольф Эйхман.
В Иране и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году на автокране).
В Ираке смертная казнь практикуется до сих пор. В 2006 году были казнены через повешение Саддам Хусейн и ряд его ближайших соратников.
В Саудовской Аравии и в настоящее время применяется такой средневековый вид смертной казни, как отсечение головы. Существуют даже целые династии палачей, передающие своё искусство по наследству. См. Смертная казнь в Саудовской Аравии
В Китае наших дней широко употребляется массовый расстрел, которому подвергаются содержатели публичных домов, нечистые на руку чиновники, диссиденты и пр., причем особо массовые казни бывают перед Новым годом. При Мао Цзэдуне часто отсекали голову; при старых императорах использовался такой экзотический вид смертной казни, как «смерть от тысячи порезов». В средневековом Китае были распространены и более экзотические и мучительные виды казней, как, например, казнь с использованием бамбука, гнилой лодки, котла с известью и др.
В государствах Юго-Восточной Азии (в Сингапуре, Малайзии и пр.) вешают за хранение наркотиков, в том числе и иностранных граждан.
В Японии существует смертная казнь через повешение. Многие участники секты «Аум Синрикё» были к ней приговорены, однако об исполнении этих приговоров неизвестно. Есть она и в Южной Корее, где, в частности, к ней был приговорен бывший президент республики Чон Ду Хван (позже помилованный). В Северной Корее помимо этого вида казни также применяют расстрел.
Отношение мировых религий к смертной казни
В Библии
Основная статья: Смертная казнь в Библии
В Библии, как
и в законодательстве других древних
народов, смертная казнь нередко служит
наказанием за тяжкое преступление. Имеются
указания на необходимость смертной казни
за такие виды преступлений, как: сознательное
и злонамеренное нарушение святости субботы, богохульство
Библия упоминает три способа смертной казни — побиение камнями, сожжение и повешение.
В иудаизме
Основная статья: Смертная казнь в иудаизме
Талмуд упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арба митот бет-дин): побитие камнями, сожжение,казнь мечом и удушение.
В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя (Лев.19:18) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.[18] Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.[19]
Есть основания
полагать, что талмудические дискуссии
о смертной казни, её видах и способах
носят преимущественно
В целом законоучители Талмуда отрицательно относились к смертной казни. Так, в Мишне сказано:
Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби Эл‘азар бен Азария говорит: «Даже раз в 70 лет»; рабби Тарфон и рабби Акива сказали: «Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы», а раббан Шим‘он бен Гамлиэль сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».
— Мишна, Маккот 1:10
Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осуждённый имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казниглашатай обращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осуждённого призывали к выражению раскаяния.[20]
Законоучители
Талмуда постановили, что с разрушением Храма Синедр
В христианстве
В Основах социальной концепции Русской православной церкви сказано[22]:
Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость её отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осуждённых на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговорённых к высшей мере наказания.