Сюрреализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверх реализм) – направление в современном буржуазном искусстве, зародившееся в начале 20-х годов во Франции. Являясь характерным выражением кризиса капиталистического общества, сюрреализм находит свои философские основы в субъективно-идеалистической теории Фрейда. Противоречия, раздирающие буржуазный строй, чувства ужаса перед реальным миром, порождаемые этими противоречиями у некоторых оторвавшихся от народа художников-сюрреалистов, воплощаются последними в образах, вызывающих отвращение к реальности, к жизни.

Содержание

СюрреализмИстория сюрреализма
Что такое сюрреализм;
Истоки сюрреализма;
Основные идеи направления;
Сальвадор Дали – король сюрреализма.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по пеньковой.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

Дали снисходительно одобряет и психологическую глубину  Марселя Пруста - не забывая отметить при этом, что в изучении подсознательного он сам, великий художник, пошел гораздо  далее, чем Пруст. Что же касается такой "мелочи", как Пикассо, Андре  Бретон и некоторые другие современники и бывшие друзья, то к ним "король сюрреализма" безжалостен.

Эти черты  личности - или, быть может, симптомы определенного  состояния психики - вызывают много  споров и догадок насчет того, как  же понимать "манию величия" Сальвадора Дали. Специально ли он надевал на себя маску психопата или же откровенно говорил то, что думал?

Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально  все то, что его характеризует (картины, литературные произведения, общественные акции и даже житейские  привычки), следовало бы понимать как  сюрреалистическую деятельность. Он очень целостен во всех своих проявлениях. Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что  не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой  умелой рукой. Дали в своем "Дневнике одного гения" с упоением повествует о своих странностях и "пунктиках" - например, о своей необъяснимой тяге к такому неожиданному предмету, как череп слона. Если верить "Дневнику", он мечтал усеять берег моря невдалеке от своей каталонской резиденции множеством слоновьих черепов, специально выписанных для этой цели из тропических стран. Если у него действительно было такое намерение, то отсюда явно следует, что он хотел превратить кусок реального мира в подобие своей сюрреалистической картины.

Здесь не следует  удовлетворяться упрощенным комментарием, сводя к мании величия мысль  о том, чтобы переделать уголок мироздания по образу и подобию параноидального идеала. То была не одна только сублимация личной мании. За ней стоит один из коренных принципов сюрреализма, который вовсе не собирался ограничиваться картинами, книгами и прочими порождениями культуры, а претендовал на большее: делать жизнь.

В "Дневнике" приведен рассказ  о том, как Дали зарисовывал обнаженные ягодицы какой-то дамы во время светского  приема, где и он, и она были гостями. Озорство этого повествования "нельзя, впрочем, связывать с  ренессансной традицией жизнелюбивой эротики Боккаччо или Рабле. Жизнь, органическая природа и человеческое тело в глазах Дали вовсе не похожи на атрибут счастливой и праздничной  полноты бытия: они, скорее, суть какие-то чудовищные галлюцинации, внушающие  художнику, однако, не ужас или отвращение, а необъяснимый неистовый восторг, своего рода мистический экстаз.

Будучи прилежным и понятливым последователем Фрейда, Дали не сомневался в том, что всяческие умолчания  о жизни тела, подавление интимных сфер психики ведут к болезни. Он хорошо знал, что очень уязвим с этой стороны. О своем психическом  здоровье он вряд ли особенно заботился - тем более что фрейдизм утверждает относительность понятий "здоровье" и "болезнь" в ментальной сфере. Но что было крайне важно для Дали, так это творческая сублимация. Он твердой рукой направлял свои подсознательные импульсы в русло  творчества и не собирался давать им бесцельно бушевать, расшатывая целостность личности.

Судя по всему, "бесстыдные" откровенности  Дали - это форма психотерапии, а  она нужна для того, чтобы поддерживать в нужном состоянии свое творческое "Я" (только не в смысле "Эго", а, скорее, в смысле "Ид"). Его собеседники, интервьюеры и читатели волей-неволей исполняют функции психотерапевтов. Он освобождается от какой бы то ни было зажатости, исповедуясь перед нами, именно для того, чтобы жар фантазий и галлюцинаций разгорался без всяких помех и выплавлял бы новые и новые картины, рисунки, гобелены, иллюстрации, книги и все то прочее, чем он ненасытно занимался. Таким образом, он сделал радикальные практические выводы из психологических концепций XX века и поставил их на службу сюрреалистической творческой деятельности.

Основная  личностная установка Дали - интенсифицировать  поток иррациональных сюрреалистических  образов - проявляется столь же резко  и решительно и в других сферах, напр., в политической.

В 1930-е годы Сальвадор Дали не один раз изобразил в своих картинах Ленина и по крайней мере один раз запечатлел Гитлера. В картине "Загадка Вильгельма Телля" Ленин появляется в чрезвычайно странном виде, как персонаж бредового видения. Гитлер фигурирует в картине "Загадка Гитлера" в виде оборванной и замусоленной фотографии, валяющейся почему-то на огромном блюде под сенью гигантской и чудовищной телефонной трубки, напоминающей отвратительное насекомое. Вспоминая эти произведения через много лет (уже после второй мировой войны) в своем "Дневнике", Дали заявляет, что он не политик и стоит вне политики. Обычно этой декларации не верят: как же он мог говорить о своей аполитичности, прикасаясь так вызывающе к самым острым аспектам политической жизни XX века? Правда, о своем отношении к Ленину (то есть, следовательно, ко всему комплексу тех идей, ценностей и фактов, которые с этим именем связаны) художник в "Дневнике" умалчивает, предоставляя нам свободу для догадок. Что же касается Гитлера, то в связи с ним произносится один из самых вызывающих и "диких" пассажей, которые когда-либо сходили с языка или пера Сальвадора Дали. Он пишет, что в его восприятии Гитлер был идеалом женственности . Оказывается, отношение к Гитлеру было у Дали эротическим: художник пылко рассказывает о том, как он был влюблен в манящую плоть фюрера.

Для сюрреализма, в том виде, как его исповедовал  Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники  и ничего другого. Есть только Сюрреалистическое  Творчество, которое превращает в  нечто новое все то, к чему оно  прикасается.

Сюрреалист  всерьез пестовал и культивировал  свое сюрреалистическое "Я" теми самыми средствами, которые особенно ценились и почитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людей радикальная философия  сюрреализма, взятая совершенно всерьез  и без всяких оговорок (так, как  у Дали), вызывает протест. Именно это  и нужно сюрреализму.

В той или иной степени Дали обошелся дерзко, скандально, колко, провокационно, парадоксально, непредсказуемо или  непочтительно буквально со всеми  теми идеями, принципами, понятиями, ценностями, явлениями, людьми, с которыми он имел дело. Это относится к основным политическим силам XX века, к собственной семье художника, к правилам приличий, картинам художников прошлого. Здесь дело не в его личности только. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи превратились, действительно, в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину, любой принцип, если этот принцип опирается на основы разума, порядка, веры, добродетели, логики, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности.

Таковы известные "откровения" Дали насчет того, что модернизм - враг истинного искусства, что единственное спасение художника - вернуться к  академизму, к традиции, к искусству  музеев. Эти декларации, созвучные  с программой и деятельностью  советской Академии художеств в сталинские и брежневские (впрочем, и более поздние) времена, также насквозь двусмысленны и коварны. Не издевательство ли кроется за ними в устах автора "сумасшедших", играющих с паранойей картин?

Даже друзья-сюрреалисты  приняли всерьез выходки Дали и стали его всерьез отрицать, всерьез опровергать. Но ведь лучше  всех опровергал Дали сам Дали - и  делал это с азартом и выдумкой. В начале 30-х годов, когда в  Испании возникли яростные споры  о культурном наследии и отношении  к нему, Дали демонстративно выступил с призывом полностью разрушить  исторический городской центр Барселоны, изобилующий постройками средневековья  и Возрождения. На этом месте предлагалось возвести суперсовременный "город  будущего".

Дело не в  том, что эти анархистские, авангардистские  предложения "противоречат" проповеди  академизма, классического наследия и "музейного стиля" в живописи. Точнее сказать, то особые противоречия, и устанавливать их вовсе не означает уличать их виновника в непоследовательности или несостоятельности мышления. Этот тип мышления не только не избегает противоречий, он их жаждет, к ним  стремится, ими живет. Алогизм, иррациональность - его программа и его стихия. Последовательность и цельность  этого мышления достигаются за счет предельного напряжения ради абсолютного  и тотального Противоречия. Священное  пророческое безумие Спасителя-Сальвадора опровергает всю мудрость мира сего, как и полагается по традиции пророчествования. Противоразумно, безумно создавать смесь из фрейдизма и католицизма, публично оскорблять память любимой матери, носиться с мыслью о "слоновьих черепах", расписывать свое эротическое чувство к фюреру нацистов, проповедовать "музейный стиль" и разрушение исторических памятников.

Но именно таков был способ творчества Сальвадора Дали в жизни и искусстве. Он похож  на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого "благосостояния" (в широком смысле слова) не потому, что он "реакционер" или "католик", а потому, что он дискредитирует полярные смысл и ценности культуры. Он дискредитирует и религию, и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства и авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него.

И поэтому можно утверждать, что  сюрреализм, действительно, есть не течение  в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль  жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы  бытия и экзистенции человека. На меньшее он не соглашался.

 

 

 

 

Заключение

 

  Из  всего вышесказанного следует,  что сюрреализм – течение,  зародившееся во Франции, которое  отвергало всякие эстетические  начала, а принимало только образы  чего-то безсознательного и сновиденческого. Сюрреалисты называли искусством то, чего нормальный человек порой не мог понять, но неоднозначное понимание и было смыслом всего этого течения. Сейчас уже по прошествии нескольких десятков лет с того момента как зародилось течение сюрреалистов, многие и вовсе не считают их произведения за искусство, но также существуют люди, которые интересуются им и пытаются его понять. Я считаю, что самая привлекательная сторона сюрреализма в том, что его нельзя понять однозначно. Разные люди могут видеть в сюрреалистических картинах и скульптурах разный смысл, так как во многом искусство сюрреализма – искусство знаков и символов, которые могут быть поняты по-разному. Сюрреализм заставляет человека смотреть и размышлять над тем или иным произведением.

  Сальвадор  Дали является одним из известнейших  сюрреалистов в мире. Как уже  было сказано не все его  произведения можно отнести к  этому направлению, ведь сначала  его картины были полны жизнерадостности  и вполне могли были отнесены к импрессионизму (Лодка, 1918г.). Однако те, которые называются сюрреалистическими, имеют полное право так называться: они полны необъяснимых знаков, которые нужно складывать как головоломку, чтоб понять смысл (Твердость памяти, 1931г.); многие картины напоминают сон, из-за того, что сюжет картины очень динамичен и подвижен (Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба, 1958-1959г.); есть и такие картины и композиции, которые меняют сюжет под разными углами зрения. Однако сюрреализм присутствовал не только в творчестве, но и с жизни каталонского гения, что подтверждает «Дневник одного гения». В конце можно добавить, что фраза «Сюрреализм – это я», сказанная Дали, вполне оправдана и его творчеством и жизнью.     

    

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Марко Ди Капуа «Сальвадор Дали: жизнь, творчество». М., «Спика», 1997г.
  2. С.Дали. «Дневник одного гения». Москва, издательство «Искусство», 1997г.
  3. С.Дали. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем.». Перевод Н. Малиновской. Москва, издательство «СВАРОГ и К», 1998г.
  4. К. Рохас. «Мифический и магический мир Сальвадора Дали». Москва, издательство «Республика», 1998г.
  5. Барашинский М., "Гала - концерт Сальвадора Дали", 1999 г., "Vocue".
  6. Вирмо О. И Вирмо А., "Мэтры сюрреализма", 1996 г., Санкт-Петербург, Академический проект.

Информация о работе Сюрреализм