Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:22, реферат
Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах нашего века.
Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхестественного. По определению основателя и идеолога этого направления Андре Бретона сюрреализм есть «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
Из истории Сюрреализма
Что такое сюрреализм;
Предпосылки образования сюрреализма;
Основные идеи направления;
Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме.
Сальвадор Дали – король сюрреализма.
Становление художника;
Дали и идеи Зигмунда Фрейда;
Дали и идеи Фридриха Ницше;
Дали и сюрреализм.
Заключение
2.2. Дали
и идеи Зигмунда Фрейда
Он был
ярым поклонником идей Фрейда, еще
в юности проштудировав его «Толкования
сновидений» и возлагал большие
надежды на освобождающую силу сна,
поэтому принимался за холст сразу
же после утреннего пробуждения, когда
мозг еще полностью не освободился от
образов бессознательного. Иногда он вставал
среди ночи, чтобы работать. Доверие к
иррациональному, преклонение перед ним
как перед источником творчества было
у Дали абсолютным, не допускающим никаких
компромиссов. «Все мои притязания в области
живописи состоят в том, чтобы материализовать
с самой воинственной повелительностью
и точностью деталей образы конкретной
иррациональности». Это, по сути дела,
клятва верности фрейдизму. Считается
и не без оснований, что именно Сальвадор
Дали был чуть ли не главным проводником
фрейдистских взглядов в искусстве ХХ
века. Не случайно он был единственным
из современных художников, кто сумел
встретится с престарелым, больным и замкнутым
Фрейдом в его лондонском доме в 1936 году.
В то же самое время Дали удостоился одобрительного
упоминания Фрейда в его письме к Стефану
Цвейгу - тоже случай уникальный, поскольку
Фрейд совершенно не интересовался современными
ему течениями живописи.
По
признанию Дали, для него мир
идей Фрейда означал столько
же, сколько мир Священного
2.3. Дали
и идеи Фридриха Ницше
Далеко
не чужды Дали были и идеи
Ницше. Он читал и почитал
Ф.Ницше, вел с ним диалоги
в своих картинах и своих
писаниях. В «Дневнике одного
гения» неоднократно
2.4. Дали
и сюрреализм
В
той или иной степени Дали
обошелся дерзко, провокационно,
парадоксально, непочтительно
Хотя, сюрреализма
в том виде, как его исповедовал
Дали, нет ни политики, ни интимной жизни,
ни эстетики, ни истории, ни техники
и ничего другого. Есть только Сюрреалистическое
Творчество, которое превращает в
нечто новое все то, к чему оно
прикасается.
Многие
сюрреалисты не предавали большого
значения технике написания картин.
Среди молодых художников в то
время образовался всплеск
1. Художник
предпочитает быть богатым, а
не бедным; поэтому научись делать
так, чтобы кисть твоя рождала
золото и драгоценные камни.
2. Не
бойся совершенства - ты никогда
его не достигнешь!
3. Сначала
выучись рисовать и писать красками, как
старые мастера, затем можешь делать что
хочешь - все будут тебя уважать.
4. Не
отказывайся от собственного
видения, своей манеры и своих
представлений: они тебе
5. Если
ты из тех, кто считает, будто
современное искусство
6. Не
плюй на собственную живопись
- ведь она сможет плюнуть на
тебя, когда ты умрешь.
7. Шедевр
и праздность несовместимы!
8. Живописец,
пиши!
9. Живописец,
не бери в рот алкоголя и
не кури гашиш более пяти
раз в жизни.
10. Если
живопись тебя не любит, вся
твоя любовь к ней ничего
не даст.
Но суждения
Дали об искусстве приводили в
ярость как сторонников радикального
авангардизма, так и консерваторов-
Дали
прикасался буквально ко всему, что
было существенно для человека его
времени. Его картины не обошли таких
тем, как сексуальная революция,
гражданские войны, атомная бомба,
нацизм, католическая вера, наука, классическое
искусство музеев и даже приготовление
еды. И почти обо всем он высказывал
что-то немыслимое, что-то шокирующее практически
всех здравомыслящих людей. Как-то он даже
решил соорудить как можно
больше так называемых «сюрреалистических
предметов», совершенно не пригодных
к реальному использованию, но являющихся
воплощением чувств, навязчивых идей,
маний. Одним из таких предметов
был, например «Астральный стул»: кожаное
сидение было заменено на шоколадное,
к ножке была привинчена дверная ручка,
другая же ножка стояла в кружке с пивом.
Естественно, что такой стул, стоило просто
пройти мимо либо хлопнуть дверью, падал,
пиво разливалось приводя окружающих
в состояние тревоги и смятения.
Дали
настроил против себе своих друзей-сюрреалистов,
которые стали его всерьез отрицать и
опровергать. Андре Бретон, после очередной
ссоры с художником, составил анаграмму
из буков его имени «Avida Dollars» – «Жаждающий
доллаов», намекая на то, что все что делает
Дали, все его выходки, имеют только рекламный
характер и нацелены на получение денег
и что само исскуство не имеет для него
значения.
Дали
то провозглашает себя единственным
сюрреалистом, то утверждает, что «живопись
– это цветная фотография, сделанная
кистью». Но бессмысленно упрекать Дали
в непоследовательности, т.к. алогизм и
иррациональность - его программа и его
стихия. Именно таков был метод творчества
Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож
на рискованный эксперимент со смыслами
и ценностями европейской традиции. Дали
словно испытывает их на прочность, сталкивая
между собой и причудливо соединяя несоединимое.
Но в результате создания этих чудовищных
образных и смысловых амальгам явно распадается
сама материя, из которой они состоят.
Дали опасен для тихого и уютного устройства
человеческих дел, для человеческого "благосостояния",
потому что он дискредитирует смысл и
ценности культуры. Он дискредитирует
и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм,
и поклонение традициям искусства, и авангардный
бунт против них, и веру в человека и неверие
в него.
3. Заключение
По-видимому,
можно утверждать, сюрреализм не
есть чисто искусствоведческая,
литературоведческая или
Андре
Бретон написал :
«Свифт
– сюрреалист в язвительности.
Сад
– сюрреалист в садизме.
Шатобриан
– сюрреалист в экзотике.
Констан
– сюрреалист в политике.
Гюго
– сюрреалист, когда не дурак.
Деборд-Вальмор
– сюрреалист в любви.
Бертран
– сюрреалист в изображении
прошлого.
Рабб
– сюрреалист в смерти.
Бодлер
– сюрреалист в морали.
Рембо
– сюрреалист в жизненной
Меллариме
– сюрреалист по секрету.
Жарри
– сюрреалист в абсенте.
Нуво
– сюрреалист в поцелуе.
Сен-Поль
Ру – сюрреалист в символе.
Фарг
– сюрреалист в создании атмосферы.
Ваше
– сюрреалист во мне самом.
Реверди
– сюрреалист у себя дома.
Сен-Жон
Перс – сюрреалист на расстоянии.
И
т.д.»
Когда
же один из журналистов
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
С.Дали.
«Дневник одного гения». Москва,
издательство «Искусство», 1997г.
С.Дали.
«Тайная жизнь Сальвадора Дали,
написанная им самим. О себе
и обо всем прочем.». Перевод Н.
Малиновской. Москва, издательство «СВАРОГ
и К», 1998г.
К.
Рохас. «Мифический и магический мир Сальвадора
Дали». Москва, издательство «Республика»,
1998г.
Хрестоматия
по культурологии под редакцией А.А.Радугина.
Москва, Издательство «Центр», 1998г.
«Культурология в вопросах и ответах». Учебное пособие под редакцией Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997г.