Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 07:56, реферат
Современная система культурно-бытового обслуживания населения района в значительной степени не удовлетворяет потребности населения ни по своему составу, ни по вместимости, ни по размещению по населенным пунктам.
Федеральное
агентство по образованию
Волгоградский государственный архитектурно-строительный
университет
"
Система культурно-бытового
обслуживания"
Выполнил: ст.
Кифоренко А.С.
гр. ДАС – 1-08
Волгоград 2011
Система культурно-бытового обслуживания
Современная система культурно-бытового обслуживания населения района в значительной степени не удовлетворяет потребности населения ни по своему составу, ни по вместимости, ни по размещению по населенным пунктам.
Основные недостатки современной сети обслуживания следующие:
1) учреждения обслуживания имеются далеко не в каждом населенном пункте, поскольку малая численность населения не позволяет создать даже минимальные по емкости учреждения;
2) многие учреждения имеют небольшую емкость (вместимость), устаревшее оборудование и расположены в ветхих приспособленных зданиях;
3) некоторые учреждения обслуживания (дома культуры, библиотеки, музеи) – расположены в маленьких деревнях, редко востребованы и содержание их экономически не оправдано;
4) существующая сеть учреждений социально-культурной сферы не соответствует объемам оказываемых им услуг и потребностям населения;
5) сокращается число учреждений, вследствие снижения объемов капитальных вложений на их строительство и содержание.
Современный уровень развития культурно-бытового обслуживания в новых экономических условиях требует определенной перестройки. Необходим новый, более гибкий подход к решению вопросов социальной сферы, который даст положительный эффект в ближайшее время и доступными методами.
Каждый сельский населенный пункт должен иметь те учреждения обслуживания и той их емкости, которые ему необходимы по условиям реального спроса, с одной стороны, и которые он в состоянии построить, исходя из его экономических возможностей, с другой стороны. Нужно создавать систему обслуживания, которая позволяет обеспечить человека всем необходимым, но в разумных и экономически оправданных границах по радиусу доступности и ассортименту услуг.
Поэтому не следует отказываться от ступенчатой системы культурно-бытового обслуживания, которая позволяет в соответствии с предлагаемыми вариантами групповой системы расселения, основанных на иерархической соподчиненности опорных центров, создавать экономически целесообразную социальную инфраструктуру в ближайшей исторической перспективе.
За основу определения состава учреждений и предприятий обслуживания, которые должны быть размещены в каждом поселении, принималась периодичность посещения различных учреждений. Всего выделено 3 ступени (см. табл.).
1 ступень – должна состоять из культурно-бытовых учреждений и предприятий повседневного пользования, посещаемых населением ежедневно и которые должны быть расположены в непосредственной близости с местами проживания и работы населения.
На
перспективу данные
учреждения должны обслуживать население,
В условиях рыночной экономии таких учреждений (торговых точек) будет столько, сколько будет оправдано условиями сбыта и спроса, что определяет экономическую целесообразность их создания.
2 ступень – учреждения периодического пользования, посещаемые населением не реже 1-ого раза в месяц (дом культуры, больница, поликлиника, универмаг, ресторан, дом быта, механизированная прачечная и др.).
На перспективу учреждения должны размещаться в райцентре, опорных центрах (1,2 ранга) с численностью населения более 400 человек в радиусе транспортной доступности менее 30 минут.
3 ступень – учреждения эпизодического пользования, посещаемые населением не реже 1-ого раза в месяц, размещение которых целесообразно в райцентре и г. Чебоксары (специализированные учебные заведения, больницы, универмаги, театры, концертные и выставочные залы и др.).
Учреждения культурно-бытового обслуживания х)
Степень обслуживания | Тип обслуживания | Наименование учреждений | Время доступности | Радиус доступности | Периодичность посещения |
1 | Повседневное | школа, начальная, 8-яя общеобразовательная, д/с, ясли, клуб, магазин смешанных товаров, ФАП, столовая, медпункт, приемный пункт бытового обслуживания | 10-20 минут | 1-3 км. | ежедневно |
2 | Периодическое | музыкальная, средняя, художественная школа, поликлиники, больница, аптека, дом культуры, клуб, библиотека, сбербанк, рынок, кафе, ресторан, парк, универмаг, ПТУ, узел связи, магазин пром. и хоз. товаров, механическая прачечная, церковь, музеи, мечеть | 30-60 минут | 3-10 км. | по необходимости, не реже 1 раза в месяц |
3 | Эпизодическое | музей, цирк, дворец молодежи, дворец спорта, специализированные больницы, концертный зал, театр, гостиница, ресторан, мотель, специализированные магазины, дома отдыха, санатории | > 60 минут | 30-60 км. | по потребности |
х) к учреждениям культурно-бытового обслуживания, которые строятся и содержаться за счет государства и муниципалитета относятся: учреждения образования; здравоохранения, культуры и спорта.
В отдаленном будущем в условиях рыночной экономики с ее методами конкурентной борьбы и интенсификацией сельского хозяйства заниматься непосредственно сельскохозяйственным производством будет только незначительная часть сельского населения, поскольку большинство будет работать в сфере обслуживания сельскохозяйственного производства /хранение, переработка, реализация и др.
В США и в Западной Европе соотношение сельскохозяйственного производства (растениеводство и животноводство) к его обслуживанию 1:5 и эта тенденция усиливается. Но работая непосредственно на земле человек предпочтет и жить в городских условиях, рядом с предприятиями, обслуживающими сельское хозяйство, что неизбежно приведет к урбанизации и дифференциации сельских поселений, что соответствует рекомендуемой системе опорных центров.
Для нормальной жизни человека в настоящее время, как нам представляется, нужны следующие условия:
1) комфорт проживания /разнообразие пищи, цивилизованное жилище, необходимые средства, чтобы это обеспечить;
2) работа, удовлетворяющая человека в интеллектуальном и материальном аспектах;
3) разнообразное
Для реализации перечисленного в первую очередь необходимо повысить уровень заработной платы, чтобы человек смог иметь достойное жилище и пищу, телефон, телевизор, компьютер, автомашину, что позволит ему оперативно решать вопросы как деловой, так и социально-культурной сфер, даже живя в глухой деревне. Выход только в интернет расширяет возможности человека в получении разнообразной информации до любого уголка планеты.
Автомашина позволяет отвезти ребенка в детский сад, в школу, приобрести необходимые продукты и товары за 10-20 км., посетить учреждения культуры, отдыха и развлечений. Однако школьный автобус, экспресс автобусы и маршрутные такси, доставка товаров и услуг к дому только расширяет возможности выбора. При этом условии учреждения периодического обслуживания могут размещаться в опорных центрах на расстоянии 10 и более километров.
Из
инженерно-транспортной
инфраструктуры необходимы
в первую очередь
дороги с твердым
покрытием, электроэнергия,
вода, газ. Все остальное
– отопление, канализация,
внутренние дороги и
сети, торгово-бытовое
обслуживание, должны
выполняться на условиях
самоуправления и самообеспечения /
Таким образом, система культурно-бытового обслуживания должна формироваться в соответствии с системой расселения.
Первичная градостроительная структура – сельский населенный пункт с численностью населения до 100 человек, приватизированным жильем и учреждениями повседневного обслуживания, кроме опорных центров 3 ранга должен Вторая градостроительная структура – сельский микрорайон, подчиненный в настоящее время сельской администрации и экономически сельскохозяйственному предприятию или объединению акционеров должна обслуживаться учреждениями повседневного и периодического пользования, в радиусе 2-3 км.
Третья градостроительная структура – сельский жилой или планировочный район, состоящий из несколько микрорайонов, административно подчиняются либо администрации округа, либо муниципалитета, во главе с опорными центрами 1-2 ранга, которые имеют 1-2 ступени обслуживания.