Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:13, доклад
Античная эпоха создала ценности непреходящего значения. Они пережили свой век и то общество, в среде которого они возникли, и прочно вошли в современную мировую культуру. В числе этих ценностей был театр. Возникновение театра было подготовлено распространением хороводов, песен, молитв, которые исполнялись на религиозных празднествах в честь бога Диониса - сына великого бога Зевса и дочери фиванского царя Кадма - Семелы.
Частное некоммерческое образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Невский институт языка и культуры»
Древние языки и культуры
Сообщение по семинару
На тему: «Система искусств в Античной Греции: театр».
Выполнили: Деревянко О.,
Попова Н.
Санкт-Петербург
2012
Античная эпоха создала ценности непреходящего значения. Они пережили свой век и то общество, в среде которого они возникли, и прочно вошли в современную мировую культуру. В числе этих ценностей был театр. Возникновение театра было подготовлено распространением хороводов, песен, молитв, которые исполнялись на религиозных празднествах в честь бога Диониса - сына великого бога Зевса и дочери фиванского царя Кадма - Семелы. Однажды Зевс обещал Семеле исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но великая богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Послушав совет ревнивой Геры, Семела попросила Зевса явиться к ней во дворец во всем величии. Молнии Зевса испепелили бедную царевну и ее дом. Зевс успел лишь спасти сына. Он отдал его на воспитание лесным нимфам и богам.
Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает место для зрелищ и само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической (V - IV века до н. э.) и воспринимать как некий образец, эталон. В основе празднеств в честь бога Диониса лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы.
В конце 6-5 вв. до н.э. в Афинах,
на чашеобразном склоне Акрополя, возводится
театр Диониса (сначала из дерева, в 4 в.
до н.э. из камня) на 17 тысяч зрителей, т.е.
для всего населения города. Здесь начинается
проведение ежегодных театральных состязаний
в честь Диониса.
Первоночально они проходили в Великие
Дионисии - в марте, со второй половины
5 в. до н.э. и в праздник Леней - в январе.
Во время празднеств в Афинах выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и исполняли особые гимны - дифирамбы; их начинал запевала, а хор ему отвечал; пение сопровождалось пляской. Из этих дифирамбов создалась трагедия (само слово можно объяснить как "песня козлов"). На сельских же празднествах в честь Диониса (сельские Дионисии) исполнялись шуточные песни, которые тоже начинал запевала; они тоже сопровождались плясками; из них произошла комедия.
Театрализованные представления стали обязательной частью государственных праздников, они длились от восхода до заката солнца. По жребию определялся порядок показа пяти комедий в течение первого дня праздника и трех тетралогий, представленных пред публикой в следующие три дня: каждая из тетралогий, в свою очередь, состояла из трех трагедий и одной сатировской драмы. Выбором постановок занимались непосредственно городские власти. Каждое утро в театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи. На подобных зрелищах присутствовал буквально весь город, т.е. все его социальные группы. Только замужним женщинам возбранялось смотреть представления комедий. А бедные зрители получали от властей деньги, чтобы оплатить вход в театр. Первые ряды во время представления занимали влиятельные и уважаемые лица города.
Организацию театральных представлений в Греции брало на себя государство в лице высших должностных лиц — архонтов. Расходы по содержанию и обучению хора ложились как почетная общественная повинность на богатых граждан, получавших в этом случае наименование хорегов. Обязанности и ремесло драматурга и актера были почетными в греческом обществе. Некоторые из драматургов и актеров в V и IV веках до н. э. занимали важные общественные должности и принимали активное участие в политической жизни страны.
К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических, Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до н. э. состязались и актеры, исполнявшие первые роли (протагонистов). К состязанию допускались три драматурга, каждому из которых архонт назначал хорега и между которыми он распределял протагонистов. Результаты состязаний тщательно заносились в особые записи — дидаскалии, хранившиеся в государственном архиве Афин.
На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Один и тот же актер на протяжении пьесы играл несколько ролей. Поскольку в античном спектакле было принято музыкальное сопровождение, от актера требовалось не только хорошо читать стихи, но и петь и танцевать. Греческие актеры носили на лице маски, менявшиеся в различных ролях и даже на протяжении исполнения одной роли, если в состоянии изображаемого персонажа происходили резкие перемены. Театральные маски изготавливались по преимуществу из холста, которому с помощью гипса придавалась нужная форма. Потом они раскрашивались, делались прорези для глаз, рта, а сверху прикреплялся парик. Маски первоначально имели культовое значение, но в театре они были необходимы, так как женские роли исполнялись мужчинами, а главное, потому что размеры греческого театра были огромны, вследствие чего живая мимика лица совершенно не была бы замечена зрителями. Маски обобщали состояние героя, указывали на него и делали его видимым. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Актерам необходимо было также увеличить и свой рост: они надевали высокие кожаные сапоги на толстой подошве — котурны. Костюмы актеров соответствовали характеру постановок: для трагедий актеры облачались в длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, такой роскошный костюм походил на тот, что носили жрецы Диониса во время религиозных церемоний. Поверх длинного хитона надевался плащ. Комедии игрались в других (комедиальных масках), в коротких костюмах, нередко надевался кожаный фалл, накладные животы, зады, горбы — все это придавало телу актера гротескные формы.
Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.
Эсхил
Подлинным основоположником
трагедии стал Эсхил. Он автор более
семидесяти произведений, из которых
до нас дошли только семь: «Персы»,
«Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный
Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».
Эсхил (ок. 525-456 гг. до н.э.), строит трагедию,
как сражение, представляет драму, то есть
действие. Это — столкновение героя с
Судьбой, по-гречески Мойрой. Эсхил был
основоположником гражданской по своему
идейному звучанию трагедии, современником
и участником греко-персидских войн, поэтом
времени становления демократии в Афинах.
Главный мотив его творчества – прославление
гражданского мужества, патриотизма. Один
из самых замечательных героев трагедий
Эсхила – непримиримый богоборец Прометей
– олицетворение творческих сил афинян.
Это образ несгибаемого борца за высокие
идеалы, за счастье людей, воплощение разума,
преодолевающего власть природы, символ
борьбы за освобождение человечества
от тирании, воплощенной в образе жестокого
и мстительного Зевса, рабскому служению
которому Прометей предпочел муки. Софокл Со
Еврипид В своих трагедиях Еврипид отразил кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ мировоззрения. Он чутко откликался на животрепещущие вопросы политической и социальной жизни, и его театр представлял собой своеобразную энциклопедию интеллектуального движения Греции во второй половине V в. до н. э. В произведениях Еврипида ставились разнообразные общественные проблемы, излагались и обсуждались новые идеи. Античная критика называла Еврипида «философом на сцене». Поэт не являлся, однако, сторонником определенного философского учения, и его взгляды не отличались последовательностью. Двойственным было его отношение к афинской демократии. Он прославлял ее как строй свободы и равенства, вместе с тем его пугала неимущая «толпа» граждан, которая в народных собраниях решала вопросы под влиянием демагогов. Сквозной нитью, через всё творчество Еврипида проходит интерес к личности с ее субъективными устремлениями. Великий драматург изображал людей с их влечениями и порывами, радостями и страданиями. Всем своим творчеством Еврипид заставлял зрителей раздумывать над своим местом в обществе, над отношением к жизни.
Аристофан
Самым известным автором комедии был Аристофан, умевший направлять свои сатирические «стрелы» против современных ему политических деятелей, писателей, философов. Наиболее яркие его произведения — «Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата». Герои комедий Аристофана — не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали. Аристофан дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Аристофан достигает острых комических эффектов, соединяя реальное и фантастическое и доводя осмеиваемую идею до абсурда. У Аристофана гибкий и живой язык, то приближающийся к обыденному, подчас очень грубый и примитивный, то пародийно-приподнятый и богатый неожиданными комедийными словообразованиями. Науки и литература Древней Греции создавались свободными людьми, одаренными поэтически-мифологическим восприятием мира. Во всем, что постигал грек, он открывая гармонию, будь мироздание или человеческая личность. В своем мифологическом восприятии грек одухотворял все, чего касалось его сознание. Гармоничность и одухотворенность - вот что определяет органичность и целостность греческой культуры и в первую очередь — искусство.
Информация о работе Система искусств в Античной Греции: театр