Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:43, реферат
Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность). Синкретизм означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры, когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены — технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты.
Синкретизм
Синкретизм общества и природы
Синкретизм личного и общественного
Синкретизм различных сфер культуры
Синкретизм как принцип мышления
Синкретизм как принцип мышления
Антропоморфизм
Синкретизм
и
антропоморфизм первобытной
культуры
Подготовил студент 1 курса,
заочного отделения
факультета «Международного права
и юридической
психологии», Климуть Сергей
Содержание:
Синкрети́зм - (лат. syncretismus, от греч. συγκρητισμός — «федерация критских городов») — объединение различных систем или взглядов.
Синкретизм (искусство) — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов.
Синкретизм (лингвистика) — постоянное объединение в одной форме нескольких значений или компонентов значения, разделённых между разными формами.
Религиозный синкретизм — объединение различных религий (или их отдельных элементов) в единую религиозную систему.
Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность). Синкретизм означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры, когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены — технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, — магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры — песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.
Можно выделить следующие
проявления синкретизма:
Синкретизм
общества и природы. Род, община
воспринимались как тождественные космосу,
повторяли структуру вселенной. Первобытный
человек воспринимал себя как органичную
часть природы, ощущая свое родство со
всеми живыми существами. Эта особенность,
к примеру, проявляется в такой форме первобытных
верований как тотемизм, когда наблюдается
частичная самоидентификация людей с
тотемом или символическое уподобление
ему.
Синкретизм
личного и общественного. Индивидуальное
ощущение у первобытного человека существовало
на уровне инстинкта, биологического
чувства. Но на уровне духовном он отождествлял
себя не с самим собой, а с общиной, к которой
принадлежал; обретал себя в ощущении
собственной принадлежности к чему-то
внеиндивидуальному. Человек первоначально
становился именно человеком, вытесняя
свою индивидуальность. Собственно человеческая
сущность его выражалась в коллективном
«мы» рода. И в наши дни в языке многих
примитивных народов слово «я» вообще
отсутствует, а о себе эти люди говорят
в третьем лице. Это значит, что первобытный
человек всегда объяснял и оценивал себя
глазами общины. Слитность с жизнью социума
приводила к тому, что худшим наказанием,
после смертной казни, являлось изгнание.
Оставить в общине человека, который не
желает следовать ее нормам, означало
до основания разрушить социальный порядок,
впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило
с каждым членом племени, было важно для
всей общины, представлявшейся как неразрывная
связь людей. К примеру, во многих архаичных
племенах люди убеждены, что охота не будет
удачной, если жена, оставшаяся в деревне,
изменит своему мужу, ушедшему на охоту.
Синкретизм
различных сфер культуры. Искусство,
религия, медицина, производящая деятельность,
добывание пищи не были обособлены друг
от друга. Предметы искусства (маски, рисунки,
статуэтки, музыкальные инструменты и
т.д.) долгое время использовались главным
образом как магические средства. Лечение
осуществлялось с помощью магических
обрядов. И даже практическая деятельность
была связана с магическими ритуалами.
К примеру, охота. Современному человеку
для успеха охоты нужны только объективные
условия. Для древних искусство метать
копье и бесшумно пробираться по лесу,
нужное направление ветра и другие объективные
условия также имели большое значение.
Но всего этого здесь явно недостаточно
для достижения успеха, ибо главными условиями
являлись магические действия. Магия –
само существо охоты. Охота начиналась
с магических действий над охотником (пост,
очищение, причинение себе боли, нанесение
татуировки и т.д.) и над дичью (пляски,
заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих
обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении
власти человека над будущей добычей,
а с другой стороны, в обеспечении наличия
дичи во время охоты независимо от ее воли.
В сам момент охоты также соблюдались
определенные ритуалы и запреты, которые
имели целью установление мистической
связи между человеком и животным. Но и
после удачной поимки животного проводилась
целая серия обрядов, которые были направлены
на предотвращение мести со стороны духа
животного.
Синкретизм
как принцип мышления. В мышлении
первобытного человека отсутствовали
четкие оппозиции между такими категориями
как субъективное – объективное; наблюдаемое
– воображаемое; внешнее – внутреннее;
живое – мертвое; материальное – духовное;
единое - многое. В языке понятия жизнь
– смерть или дух - тело часто обозначались
одним словом. Важной особенностью первобытного
мышления было также синкретичное восприятие
символов, т.е. слияние символа и того,
что он обозначает. К примеру, предмет,
принадлежащий человеку, отождествлялся
с самим человеком. Поэтому с помощью нанесения
вреда предмету или изображению человека
считалось возможным причинить ему реальное
зло. Именно подобный синкретизм сделал
возможным появление фетишизма – веры
в способность предметов обладать сверхъестественной
силой. Слияние символа и объекта приводило
также к отождествлению психических процессов
и внешних предметов. Отсюда происходили
многие табу. Например, нельзя смотреть
в рот едящего и пьющего человека, так
как взгляд способен извлечь душу изо
рта. А обычай завешивать зеркала в доме
умершего восходит к опасению, что отражение
живого человека (его душа) может быть
похищено духом покойника. Особым символом
в первобытной культуре выступало слово.
Называние явления, животного, человека,
мистического существа в магических обрядах
было одновременно вызыванием его, а слова,
срывающиеся с уст шамана, который в момент
экстаза становился вместилищем духа,
создавали иллюзию его фактического присутствия.
Имена воспринимались как часть человека
или вещи. Поэтому произнесение имен в
определенном контексте могло таить опасность
для их обладателя. В частности, имя тотемного
животного в повседневном общении не назвалось.
Вместо него использовалось иное обозначение.
Так, у славян слово «медведь» – иносказательное
именование («ведающий мед»), а запретная
форма названия этого животного, вероятно,
была близка индоевропейской (ср. нем.
Bar), отголоском чего выступает слово берлога
(«логово бера»).
Антропоморфизм
Антропоморфизм
(от греч. антропос – человек, морфэ –
форма) – наделение человеческими свойствами
предметов и явлений неживой природы,
небесных тел, растений и животных. Первобытный
человек не просто не выделял себя из природы,
но и рассматривал последнюю по своему
образу и подобию. Поэтому он наделял как
живую, так и неживую природу сознанием,
волей, чувствами. Народный фольклор долгое
время сохранял эту особенность архаичного
мировосприятия. Сравнение внешнего вида
и свойств растений, животных и различных
предметов с чувствами и мыслями человека
были обязательным элементом народной
песни. Современный язык также хранит
в своей памяти множество фразеологизмов,
которые создают картину мира, ориентирующуюся
на человека: под носом, рукой подать, в
один присест, забот полон рот, и глазом
не моргнул, во мгновение ока, сломя голову,
ног под собой не чуя, прибрать к рукам,
палец о палец не ударить, на каждом шагу
природа радуется, земля устала, дождь
идет, облака плывут, молния бьет. Значение
целого ряда слов образовалось на основе
антропоморфизма: голова колонны, горлышко
бутылки, ножка стола, дверная ручка. Антропоморфизм
как принцип мировосприятия мира давал
возможность освоить природную реальность,
объясняя по принципу аналогии различные
природные явления. В подобном человеку
мире можно было чувствовать себя гораздо
более уверенным. Можно было вступать
в переговоры с различными явлениями и
даже требовать от них выполнения каких-либо
важных действий. Именно антропоморфизм
приводил к тому, что первобытные формы
религии сочетали в себе не только
преклонение и почитание, священный страх
и трепет, но и обращение с духами на равных.
Ведь духи не были за пределами единого
природно-человеческого мира.
Литература:
Информация о работе Синкретизм и антропоморфизм первобытной культуры