Символика христианского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 15:28, реферат

Описание работы

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог, в период с 1907-1912гг – ближайший сторонник Фрейда. Создал аналитическую психологию, суть которой в том, что развитие личности определяют противоборствующие силы внутри её самой, и в процессе своего развития личность стремится к обретению так называемой «самости» (индивидуальности). Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование врачом архетипических образов, возникающих у пациентов. Он считал, что на архетипической основе покоятся все великие идеи. Если бы все традиции в мире оказались разом обрезанными, писал Юнг, то со следующим поколением вся мифология и история религий началась бы сначала.

Содержание

Юнг об архетипах.............................................................3
Символика христианского искусства..............................7
Толерантность..................................................................10
О.Шпенглер......................................................................11

Работа содержит 1 файл

Культорология контрольное задание.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

      Символизм первохристианского искусства гораздо глубже простых  зашифрованных изображений, он открывал многозначность бытия, учил глубине  восприятия жизни. Первохристианское искусство на первый взгляд кажется очень простым, но в нём, как в зерне, скрыто всё последующее развитие европейского искусства.

     Символизм христианского искусства этой поры был проявлением "естественного" для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

     Отношение к непосредственному изображению  Бога и "мира невидимого" было неоднозначным  даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

     Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию  Леонида Успенского, "для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ"[1]. Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[1]Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата. Московский Патриархат, 1989, с. 11. 

                                                     3. Толерантность 

     В русском языке толерантность (в некоторых словарях дается как «устаревшее понятие») представлена как терпимость (противоположность нетерпимости) к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерными специфическими чертами толерантности в отечественном культурном контексте являются «милосердие» и «снисхождение» (см. толковые словари В.Даля и С.Ожегова). В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку».

     Имеется несколько подходов к пониманию  понятия толерантность (от лат. tolerantia – терпение). С одной стороны, этот популярный в последнее время термин трактуется в дословном контексте, с другой же имеется в виду его переносное значение, сформировавшееся в последнее время под влиянием социума и тех позитивных тенденций, которые происходят в настоящее время в обществе.

     Важность  этого феномена в современной  жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов  толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира. 
 
 
 
 
 
 

4.Освальд Шпенглер 

     ШПЕНГЛЕР, ОСВАЛЬД (Spengler, Oswald) (1880–1936), немецкий философ и культуролог. Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия). Изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах, докторскую степень получил в 1904. Работал учителем в Гамбурге. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако после прихода к власти нацистов в 1933 и изъятия одной из его книг вел уединенную жизнь.

     В 1918 вышел в свет первый том его известного труда Закат западного мира (Der Untergang des Abendlandes, 2 тт., 1918–1922, исправленный вариант первого тома вышел в 1923). В этой самой значительной из своих работ Шпенглер предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, которая последует за жестокой «эпохой цезаризма». Сама история, на его взгляд, есть калейдоскоп из восьми «органических» культурно-исторических типов, или культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магической (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая – культура будущего, русско-сибирская. Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер пытался доказать два тезиса в отношении этих культур. Согласно первому тезису, все культуры, которые он рассматривал как «организмы», следуют одной и той же схеме развития и гибели, которая разворачивается в продолжение одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии пред-культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того же типа и аналогичными событиями и фигурами. Так, Александр играет ту же роль в античной культуре, что и Наполеон в западной, аналогично соотносятся Пифагор и Лютер, Аристотель и Кант, стоики и социалисты. Согласно второму тезису, каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Западная «фаустовская» душа характеризуется стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, империалистической дипломатии силы, радио и банковском кредите.

     Среди других значительных работ Шпенглера  – Человек и техника (Der Mensch und die Technik, 1931), Годы решений (Jahre der Entscheidungen, 1933), в которых он писал о сложном политическом и духовном положении Германии после Первой мировой войны.

     Умер  Шпенглер в Мюнхене 8 мая 1936.

ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР 
 
 

АФОРИЗМЫ  И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА

 

 

Умирая, культура превращается в цивилизацию.

***

Перспективу птичьего полета заменили перспективой лягушки.

***

Целесообразность  сделалась излюбленным словом, при  помощи которого цивилизованный ум ассимилировал себе вселенную.

***

Растение  живет, не зная этого. Животное живет  и знает об этом. Человек удивляется своей жизни и задает вопросы. Но ответа на них человек дать не может. Он может лишь верить в правильность своего ответа, и здесь не существует ни малейшего различия между Аристотелем и последним из дикарей.

***

Человек - это единственное существо, знающее  о смерти.

***

Человек, придерживающийся фактов, и поэт никогда  не поймут друг друга.

***

Если  даже человек - мыслящее существо, то он все же далек от того, чтобы быть созданием, существование которого заключается в мышлении.

***

Человек действия - это цельный человек; в  созерцателе же каждый отдельный  орган стремится действовать, невзирая на тело и вопреки ему.

***

Первобытный человек - это блуждающее животное, существо, чье бодрствование на ощупь пробирается через жизнь.

***

У "человечества" нет никакой  цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек  или орхидей. "Человечество" - пустое слово.

***

Чувствующий орган одновременно является понимающим органом.

***

Ребенок начинает говорить еще задолго до того, как произнесет первое слово.  

ОСНОВНЫЕ  ТРУДЫ 

    • «Закат Европы» (нем. Der Untergang des Abendlandes, Т. 1 — 1918, Т. 2 — 1922).
    • «Человек и техника» (нем. Der Mensch und die Technik, 1931),
    • «Годы решений» (нем. Jahre der Entscheidungen, 1933),
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  • К.Г. Юнг. Человек  и его символы. М., 1997
  • Юнг К.Г., Подход к бессознательному //Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991
  • Юнг К.Г.   Психологические типы. - М.:  "Университетская книга", АСТ, 1996
  • http://www.hristianstvo.in/node/325/links
  • http://www.pravoslavie.ru/archiv/simvolika/simvol.htm
  • http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/posnov/history3/181.html
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BF
  • http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html
  • http://www.countries.ru/library/culturologists/shpeng.htm

Информация о работе Символика христианского искусства