Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:13, реферат
Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.
Символика цвета на Востоке
Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.
Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. Цвет нес определенную эмоциональную нагрузку, содержание, подтекст. Однако у разных народов отношение к цветам было различным. И западная психология восприятия цвета по многим параметрам отличается от восточной.
На Востоке цвет
не только несет определенную эмоциональную
нагрузку, но и наделен конкретным
содержанием, функциональной значимостью.
Представитель той или иной социальнойгруппы
был обязан носить одежду своего сословия
(касты), по цвету и форме которой судили
о роде его занятий, а по материалу — о
благосостоянии.
В Древнем Китае цвету придавалось большое значение. В основной религии Китая – конфуцианстве – белый цвет означал истину и долг, черный – мудрость и знание, желтый – веру, зеленый – гуманность, пурпурный – добродетель, а красный - порядок и церемониал. Также в Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Естественно, вся эта символика находила отражение в светской жизни. Так императоры носили одеяния желтого цвета, сановники – белого, воины – красного, а ученые – черного.
Цвета в Китае ассоциировались с самыми разными явлениями. Ими наделялись пять первоэлементов – дерево (зеленый), огонь (красный), земля (белый), металл (желтый) и вода (черный), и времена года. Весна традиционно была связана с зеленым (на церемонию встречи весны надевали зеленые одежды), лето - с красным, осень – с желтым или белым, а зима – с черным. Цветами обозначались и стороны света: запад - белый, север - черный, восток - зеленый, а юг - красный. Направлению к центру соответствовал желтый императорский цвет - цвет земли и солнца.
При этом желтый у китайцев был не только символом императорской власти и собственно Китая, но и знаком обители мертвых. Вообще, двойственность цветовых значений - достаточно частое явление в китайской культуре, даже, несмотря на то, что символика цвета там была строго канонизирована. Так белый мог быть не только знаком положительных качеств, но также символизировать подлость и лживость (недаром отрицательные герои в народном театре скрываются под белыми масками). Зеленый и синий у китайцев считались благодатными цветами. Защитником от нечисти и покровителем источников богатства являлся Бирюзовый дракон Цинлун. А красный, и соответственно Красная птица Феникс, олицетворяли не только жизненную силу и активность, но еще и красоту. Недаром по праздникам китайцы надевали красные одежды, да и невеста облачалась в алый наряд.
Оппозиция черного
и белого цветов реализует идею противостояния
двух начал; при этом белое традиционно
связывается со сферой положительного,
тогда как черное — со сферой отрицательного.
Подобно всем дуальным формулам в символике,
оно связано с числом два и близнечной
символикой. В китайском символе ян-инь
использование контраста этих двух цветов
олицетворяет непрестанную смену жизни
— смерти, света — тьмы, явленного — неявленного,
благодаря которой возможно существование
всех вещей мира.
В Индии цвет долгое время обозначал социальную принадлежность человека к тому или иному сословию, касте. По цвету одежды судили о роде занятий, благосостоянии, статусе. Так в древнеиндийских трактатах сказано, что брахманы носили белые одежды (белый – цвет благости), кшатрии - красные (цвет страсти), вайшьи - желтые (цвет великолепия), шудры - черные (цвет темноты). Нищие аскеты в знак отречения от земных благ одевались в оранжевое. В одежды того же цвета рядили и преступников, приговоренных к смертной казни.
Цвету уделяли большое внимание не только в светской жизни, но и в религиозной. Синий и желтый цвета индусы традиционно связывали с небесной силой - с Кришной, которого изображали синекожим, одетым в желтое, и его возлюбленной Радхой, облаченной в одежды цвета индиго. В изображениях Шивы и Кали (богини смерти), как правило, доминируют черный и красный цвета – символы разрушения и войны. Красный и желтый связаны с Брахмой и богиней материнства Лакшми, они олицетворяют процесс созидания и рождения.
Чистый красный в Индии воплощает женское начало. И сегодня индианки, исповедующие индуизм, расписывают руки и ногти красной краской, а невеста надевает красное сари или закутывается в красное покрывало, которое носит в течение нескольких дней после свадьбы. А вот белый, наоборот, олицетворяет мужское начало. Недаром жених на индийской свадьбе всегда одевается в белое.
Впрочем, если
не брать свадебную тематику,
то белый цвет в Индии
В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д. способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.
В Коране свет,
а также наиболее светлые и
яркие цвета, являются
Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из «Тысяча и одна ночь» белый называется «лучшим из цветов».
Золотой (желтый)
символизирует славу, успех,
Красный для
мусульман не столь
Почитаемым и
«священным» считался зеленый
цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый
символизировал оазис, природу,
Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый — цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража (Хосров).
Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Кааба — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел.
Превалирование
положительного отношения к
В
Японии, где до сих пор существует культ
солнечной магии, красный цвет ассоциируется
с солнцем, приносящим урожай и благоденствие.
Японцы верят, что красный оберегает от
злых сил, болезней и несчастий. Желтый
цвет связан со светом и добром. Этот цвет
считается символом семейного очага и
брака, благополучия и богатства. Любовную
страсть обозначает фиолетовый. А белый
- цвет холода и спокойствия – соотносят
с неразделенной любовью. Зеленый – один
из самых любимых цветов в традиционной
культуре Японии. Он символизирует зарождение
жизни, весну, знание, а в сочетании с белым
означает добродетель. Японцы всегда
отличались личностно-интимным восприятием
цвета. Внимание и любовь к цвету сочетались
с чутким и чрезвычайно тонким отношением
к природе. Как правило, краски в Японии
носят названия не материалов, из которых
они сделаны, как это принято в Европе
(охра, белила цинковые, индиго, краплак,
кобальт, сиена жженая и т.д.), а естественных
носителей цвета. «Арахаиро» — «обратная
сторона листьев и трав» — означает зеленовато-пепельный,
глухой и мягкий цветовой тон; «угуисуиро»
— «цвет крыльев японского соловья» —
серовато-голубовато-
Благодаря определенной
подготовке японцы могут различать
до 240 оттенков цвета. Современные японские
школьники начальных классов
свободно различают около 40 цветов.
Светло-синий и голубой практически везде на Востоке являются «спасительными» цветами. Вещь ярко-голубого цвета – это оберег от черной магии и сглаза. Недаром младенцев мужского пола (а на Востоке долгое время ценили только наследников по мужской линии) заворачивали в голубые пеленки. В Китае небесный цвет - символ бессмертия. В Индии полагают, что светло-синий защищает человека от злых духов и отпугивает хищников.
А вот темно-синий цвет вызывает у восточных людей противоположные эмоции. Он нередко означает траур, глубокую печаль и зло. Так, например, в Китае это цвет злых демонов, а в Японии – цвет дьяволиц и злодеев.
Что касается чистого черного цвета, то он во всех культурах соотносится с начальным и конечным состоянием процессов и вещей. Это земля, которая порождает и забирает, это вечность и небытие. Оппозиция черного и белого цветов имеет сакральный смысл, который наиболее наглядно проявляется в концепции Инь и Ян. Контраст черного и белого олицетворяет не просто два начала – женское и мужское, но непрестанную смену жизни и смерти, света и тьмы, явного и неявного, благодаря которым возможно существование мира.