Символика цвета на Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:13, реферат

Описание работы

Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.

Работа содержит 1 файл

Реферат. Символика цвета на Востоке.docx

— 19.25 Кб (Скачать)

Символика цвета на Востоке

Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение  в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.

Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д.  Цвет  нес определенную эмоциональную нагрузку, содержание, подтекст. Однако у разных народов отношение к цветам было различным. И западная психология восприятия цвета по многим параметрам отличается от восточной.

На Востоке цвет не только несет определенную эмоциональную  нагрузку, но и наделен конкретным содержанием, функциональной значимостью. Представитель той или иной социальнойгруппы был обязан носить одежду своего сословия (касты), по цвету и форме которой судили о роде его занятий, а по материалу — о благосостоянии. 

В Древнем Китае цвету придавалось большое значение. В основной религии Китая – конфуцианстве – белый цвет означал истину и долг, черный – мудрость и знание, желтый – веру, зеленый – гуманность,  пурпурный – добродетель, а красный - порядок и церемониал. Также в Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.  Естественно, вся эта символика находила отражение в светской жизни. Так императоры носили одеяния желтого цвета, сановники – белого, воины – красного, а ученые – черного.

Цвета в Китае  ассоциировались с самыми разными  явлениями. Ими наделялись пять первоэлементов – дерево (зеленый), огонь (красный), земля (белый), металл (желтый) и вода (черный), и времена года. Весна традиционно была связана с зеленым (на церемонию встречи весны надевали зеленые одежды), лето - с красным, осень – с желтым или белым, а зима – с черным. Цветами обозначались и стороны света: запад - белый, север - черный, восток - зеленый, а юг - красный. Направлению к центру соответствовал желтый императорский цвет - цвет земли и солнца.

При этом желтый у  китайцев был не только символом императорской  власти и собственно Китая, но и знаком обители мертвых. Вообще, двойственность цветовых значений - достаточно частое явление в китайской культуре, даже, несмотря на то, что символика  цвета там была строго канонизирована. Так белый мог быть не только знаком положительных качеств, но также  символизировать подлость и лживость (недаром отрицательные герои  в народном театре скрываются под  белыми масками). Зеленый и синий  у китайцев считались благодатными цветами. Защитником от нечисти и покровителем источников богатства являлся Бирюзовый дракон Цинлун. А красный, и соответственно Красная птица Феникс, олицетворяли не только жизненную силу и активность, но еще и красоту. Недаром по праздникам китайцы надевали красные одежды, да и невеста облачалась в алый наряд.

Оппозиция черного  и белого цветов реализует идею противостояния двух начал; при этом белое традиционно связывается со сферой положительного, тогда как черное — со сферой отрицательного. Подобно всем дуальным формулам в символике, оно связано с числом два и близнечной символикой. В китайском символе ян-инь использование контраста этих двух цветов олицетворяет непрестанную смену жизни — смерти, света — тьмы, явленного — неявленного, благодаря которой возможно существование всех вещей мира. 

В Индии цвет долгое время обозначал социальную принадлежность человека к тому или иному сословию, касте. По цвету одежды судили о роде занятий, благосостоянии, статусе. Так в древнеиндийских трактатах сказано, что брахманы носили белые одежды (белый – цвет благости), кшатрии - красные (цвет страсти), вайшьи - желтые (цвет великолепия), шудры - черные (цвет темноты). Нищие аскеты в знак отречения от земных благ одевались в оранжевое. В одежды того же цвета рядили и преступников, приговоренных к смертной казни.

Цвету уделяли большое  внимание не только в светской жизни, но и в религиозной. Синий и  желтый цвета индусы традиционно  связывали с небесной силой - с  Кришной, которого изображали синекожим, одетым в желтое, и его возлюбленной Радхой, облаченной в одежды цвета индиго. В изображениях Шивы и Кали (богини смерти), как правило, доминируют черный и красный цвета – символы разрушения и войны. Красный и желтый связаны с Брахмой и богиней материнства Лакшми, они олицетворяют процесс созидания и рождения.

Чистый красный в Индии воплощает женское начало. И сегодня индианки, исповедующие индуизм, расписывают руки и ногти красной краской, а невеста надевает красное сари или закутывается в красное покрывало, которое носит в течение нескольких дней после свадьбы. А вот белый, наоборот, олицетворяет мужское начало. Недаром жених на индийской свадьбе всегда одевается в белое.

 Впрочем, если  не брать свадебную тематику, то белый цвет в Индии считается  не таким уж веселым. Нередко  он воспринимается как цвет  траура, поскольку нейтрализует  все остальные цвета и ассоциируется  с безмолвием, бестелесностью. 

В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д. способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.

 В Коране свет, а также наиболее светлые и  яркие цвета, являются символами  блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются  с Богом.

 Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из «Тысяча и одна ночь» белый называется «лучшим из цветов».

 Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство,  торжество и т.д. Считался лечебным  цветом (Омар Хайям). Вместе с тем,  желтому соответствовали и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.

 Красный для  мусульман не столь амбивалентен  по содержанию как в других  культурах. Этот цвет считался  священным, магическим, имеющим большую  «жизненную силу». Поэтому, ценились  драгоценные камни красного цвета  — рубины и др. Считалось, что  они придают владельцу силу, энергию,  бесстрашие. Символизировал он и  любовную страсть. Вера в «великую  силу красного» была настолько  сильной, что считалось за лучшее  не показывать камни красного  цвета маленьким детям, а также  животным, которых он мог испугать  или возбудить. В поэтическом  творчестве мусульман были широко  распространены «красные символы», например, красная роза означала  страстную любовь (Л.Н. Миронова  — 1984).

 Почитаемым и  «священным» считался зеленый  цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый  символизировал оазис, природу,  жизнь, отдых. Камни зеленого  цвета означали жизненную стойкость,  счастье и благополучие в делах.  По данным А.Е. Ферсмана (1975), драгоценные  камни зеленого цвета были  любимы мусульманами больше любых  других.

 Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый — цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража (Хосров).

Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики  являлся не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли  свет. Священный камень храма Кааба  — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени  аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел.

 Превалирование  положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является  одной из особенностей исламской  цветовой символики. Но, если цвет  замутнен, нечист, «грязен», то он  теряет для мусульманина всякую  привлекательность. Как и в  Средневековой Европе, это, прежде  всего, относится к серому и коричневому. Они — цвета несчастья и нищеты. Серый — цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования. 

В Японии, где до сих пор существует культ солнечной магии, красный цвет ассоциируется с солнцем, приносящим урожай и благоденствие. Японцы верят, что красный оберегает от злых сил, болезней и несчастий. Желтый цвет связан со светом и добром. Этот цвет считается символом семейного очага и брака, благополучия и богатства. Любовную страсть обозначает фиолетовый. А белый - цвет холода и спокойствия – соотносят с неразделенной любовью. Зеленый – один из самых любимых цветов в традиционной культуре Японии. Он символизирует зарождение жизни, весну, знание, а в сочетании с белым означает добродетель. Японцы всегда отличались личностно-интимным восприятием цвета. Внимание и любовь к цвету сочетались с чутким и чрезвычайно тонким отношением к природе. Как правило, краски в Японии носят названия не материалов, из которых они сделаны, как это принято в Европе (охра, белила цинковые, индиго, краплак, кобальт, сиена жженая и т.д.), а естественных носителей цвета. «Арахаиро» — «обратная сторона листьев и трав» — означает зеленовато-пепельный, глухой и мягкий цветовой тон; «угуисуиро» — «цвет крыльев японского соловья» — серовато-голубовато-зеленоватый; «акуиро» – «остывший пепел»; «сабииро» — «ржавчина» и т.д.

Благодаря определенной подготовке японцы могут различать  до 240 оттенков цвета. Современные японские школьники начальных классов  свободно различают около 40 цветов. 

Светло-синий и голубой практически везде на Востоке являются «спасительными» цветами. Вещь ярко-голубого цвета – это оберег от черной магии и сглаза. Недаром младенцев мужского пола (а на Востоке долгое время ценили только наследников по мужской линии) заворачивали в голубые пеленки. В Китае небесный цвет - символ бессмертия. В Индии полагают, что светло-синий защищает человека от злых духов и отпугивает хищников.

А вот темно-синий  цвет вызывает у восточных людей  противоположные эмоции. Он нередко  означает траур, глубокую печаль и зло. Так, например, в Китае это цвет злых демонов, а в Японии – цвет дьяволиц и злодеев.

Что касается чистого  черного цвета, то он во всех культурах  соотносится с начальным и  конечным состоянием процессов и  вещей. Это земля, которая порождает  и забирает, это вечность и небытие. Оппозиция черного и белого цветов имеет сакральный смысл, который  наиболее наглядно проявляется в  концепции Инь и Ян. Контраст черного и белого олицетворяет не просто два начала – женское и мужское, но непрестанную смену жизни и смерти, света и тьмы, явного и неявного, благодаря которым возможно существование мира.

Информация о работе Символика цвета на Востоке