Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:54, доклад
Важную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков.
Шумерская клинопись
Важную роль в
становлении и закреплении
Содержание произведений
(составляющих единый цикл «Инанна-Думузи»)
включает в себя мотивы ухаживания и свадьбы
героев-богов, нисхождения богини в подземное
царство («страну без возврата») и замену
её героем, гибели героя и плача по нему
и возвращения героя на землю. Все произведения
цикла оказываются преддверием драмы-действа,
составлявшей основу ритуала и образно
воплощавшей метафору «жизнь - смерть
- жизнь». Многочисленность вариантов
мифа, равно как и образов уходящих (гибнущих)
и возвращающихся божеств (каким в данном
случае выступает Думузи), связана, как
и в случае с богиней-матерью, с разъединённостью
шумерских общин и с самой метафорой «жизнь
- смерть - жизнь», всё время меняющей свой
облик, но постоянной и неизменной в своём
обновлении. Более специфична идея замены,
лейтмотивом проходящая через все мифы,
связанные со спуском в подземное царство.
В мифе об Энлиле и Нинлиль в роли умирающего
(уходящего) и воскресающего (возвращающегося)
божества выступает покровитель общины
Ниппура владыка воздуха Энлиль, силой
овладевший Нинлиль, изгнанный за это
богами в подземный мир, но сумевший его
покинуть, оставив вместо себя, жены и
сына «заместителей». По форме требование
«за голову - голову» выглядит юридической
уловкой, попыткой обойти закон, незыблемый
для любого, кто вошёл в «страну без возврата».
Но в нём звучит и идея некоего равновесия,
стремления к гармонии между миром живых
и мёртвых. В аккадском тексте о нисхождении
Иштар (соответствует шумерской Инанне),
равно как и в аккадском же эпосе об Эрре,
боге чумы, эта идея сформулирована более
отчетливо: Иштар перед воротами «страны
без возврата» грозится в случае, если
ее не впустят, «выпустить мертвецов, поедающих
живых», и тогда «более живых умножатся
мертвые», и угроза действует. Мифы, имеющие
отношение к культу плодородия, дают сведения
о представлениях шумерийцев о подземном
царстве. О местонахождении подземного
царства (шумер. Кур, Кигаль, Эден, Иригаль,
Арали, вторичное название - кур-нуги, «страна
без возврата»; аккадские параллели к
этим терминам - эрцету, церу) четкого представления
нет. Туда не только спускаются, но и «проваливаются»;
границей подземного царства служит подземная
река, через которую переправляет перевозчик.
Попадающие в преисподнюю проходят через
семь ворот подземного мира, где их встречает
главный привратник Нети. Участь мертвых
под землей тяжела. Хлеб их горек (иногда
это нечистоты), вода солона (питьем могут
служить и помои). Подземный мир темен,
полон пыли, его обитатели, «как птицы,
одеты одеждою крыльев». Представления
о «ниве душ» нет, как нет и сведений о
суде мёртвых, где судили бы по поведению
в жизни и по правилам морали. Сносной
жизни (чистой питьевой воды, покоя) удостаиваются
души, по которым был исполнен погребальный
обряд и принесены жертвы, а также павшие
в бою и многодетные. Судьи подземного
мира, ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль,
владычицей подземного царства, выносят
только смертные приговоры. Имена мертвых
заносит в свою таблицу женщина-писец
подземного царства Гештинанна (у аккадцев
- Белетцери). В числе предков - жителей
подземного мира - многие легендарные
герои и исторические деятели, например
Гильгамеш, бог Сумукан, основатель III
династии Ура Ур-Намму. Непогребенные
души мертвых возвращаются на землю и
приносят беду, погребенные переправляются
через «реку, которая отделяет от людей»
и является границей между миром живых
и миром мертвых. Реку пересекает лодка
с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби
или демоном Хумут-Табалом.
Если о шумерской
космогонии и теогонии сохранились
весьма отрывочные сведения, то вавилонское
космогоническое учение представлено
большой космогонической