Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:34, реферат
Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер.
Шумерская и Аккадская Мифологии
Месопотамией (Междуречьем)
древнегреческие географы называли
равнинную область между Тигром
и Евфратом. Самоназвание этой области
– Сеннаар. Центр развития древнейшей
цивилизации находился в
Шумеро-аккадская
мифология — мифология
Ассирийская мифология
— мифология Ассирии, располагавшейся
в Северном Междуречье в XIV—VII вв. до
н. э.; она опиралась на шумеро-аккадскую
мифологию, а после захвата Ассирии
Вавилонским царством оказала сильное
влияние на вавилонскую мифологию. Вавилонская
мифология — мифология Вавилонии, государства
на юге Междуречья XX-VI веках до н. э.; испытала
влияние ассирийской мифологии. История
формирования и развития мифологических
представлений Шумера и Аккада известна
по материалам изобразительного искусства
приблизительно с середины 6-го тыс. до
н.э., а по письменным источникам - с начала
3-го тыс. до н.э.
Шумерская мифология.
Шумерийцы - племена неизвестного происхождения,
в кон. 4-го тыс. до н. э. освоили долину
Тигра и Евфрата и образовали первые в
Двуречье города-государства. Шумерский
период истории Двуречья охватывает около
полутора тысяч лет, он завершается в кон.
3 - нач. 2-го тыс. до н. э. т. н. III династией
города Ура и династиями Исина и Ларсы,
из которых последняя была уже только
частично шумерской. Ко времени образования
первых шумерских городов-государств,
видимо, сформировалось представление
об антропоморфном божестве. Божества
- покровители общины являлись в первую
очередь олицетворением творящих и производящих
сил природы, с которыми соединяются представления
о власти военного вождя племени-общины,
совмещающейся (сначала нерегулярно) с
функциями верховного жреца. Из первых
письменных источников (самые ранние пиктографические
тексты т. н. периода Урук III - Джемдет-Наср
датируются концом 4 - началом 3-го тыс.)
известны имена (или символы) богов Инанны,
Энлиля и др., а со времени т. н. периода
Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура)
и фары (Шуруппака) 27- 26 вв. - теофорные имена
и наиболее древний список богов (т. н.
«список А»). Самые ранние собственно мифологические
литературные тексты - гимны богам, списки
пословиц, изложение некоторых мифов (напр.,
об Энлиле) восходят также к периоду Фары
и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха.
От времени правления лагашского правителя
Гудеи (ок. 22 в. до н. э.) дошли строительные
надписи, дающие важный материал, касающийся
культа и мифологии (описание обновления
главного храма города Лагаш Энинну - «храма
пятидесяти» для Нингирсу, бога-покровителя
города). Но главная масса шумерских текстов
мифологического содержания (литературных,
учебных, собственно мифологических и
др., так или иначе связанных с мифом) относится
к кон. 3 - нач. 2-го тыс., к т. н. старовавилонскому
периоду - времени, когда шумерский язык
уже вымирал, но вавилонская традиция
ещё сохранила систему преподавания на
нём. Таким образом, ко времени появления
письменности в Двуречье (кон. 4-го тыс.
до н. э.) здесь зафиксирована определённая
система мифологических представлений.
Но в каждом городе-государстве сохранялись
свои божества и герои, циклы мифов и своя
жреческая традиция. До кон. 3-го тыс. до
н. э. не было единого систематизированного
пантеона, хотя имелось несколько общешумерских
божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь
богов и людей», бог города Ниппур, центра
древнейшего шумерского племенного союза;
Энки, владыка подземных пресных вод и
мирового океана (позднее и божество мудрости),
главный бог города Эреду, древнейшего
культурного центра Шумера; Ан, бог кеба,
и Инанна, богиня войны и плотской любви,
божества города Урук, возвысившегося
в кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н. э.; Наина, лунный
бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу,
чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся
с лагашским Нинуртой), и др. Древнейший
список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.) выделяет
шесть верховных богов раннешумерского
пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна
и солнечный бог Уту. Древние шумерские
божества, в т. ч. и астральные боги, сохраняли
функцию божества плодородия, которое
мыслилось как бог-покровитель отдельной
общины. Один из наиболее типичных образов
- образ богини-матери (в иконографии с
ней иногда связывают изображения женщины
с ребенком на руках), которая почиталась
под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг,
Нинмах (Мах), Нинту. Мама, Мами. Аккадские
варианты образа богини-матери - Белетили
(«владычица богов»), та же Мами (имеющая
в аккадских текстах эпитет «помогающая
при родах») и Аруру - создательница людей
в ассирийских и нововавилонских мифах,
а в эпосе о Гильгамеше - «дикого» человека
(символ первочеловека) Энкиду. Не исключено,
что с образом богини-матери связаны и
богини-покровительницы городов: так,
шумерские богини Bay и Гатумдуг также носят
эпитеты «мать», «мать всех городов». В
мифах о богах плодородия прослеживается
тесная связь мифа с культом. В культовых
песнях из Ура (кон. 3-го тыс. до н. э.) говорится
о любви жрицы «лукур» (одна из значительных
жреческих категорий) к царю Шу-Суэну и
подчёркивается священный и официальный
характер их соединения. Гимны обожествлённым
царям III династии Ура и I династии Исина
также показывают, что между царём (одновременно
и верховным жрецом «эном») и верховной
жрицей ежегодно совершался обряд священного
брака, в котором царь представлял воплощение
бога-пастуха Думузи, а жрица - богини Инанны.
Содержание произведений (составляющих
единый цикл «Инанна-Думузи») включает
в себя мотивы ухаживания и свадьбы героев-богов,
нисхождения богини в подземное царство
(«страну без возврата») и замену её героем,
гибели героя и плача по нему и возвращения
героя на землю. Все произведения цикла
оказываются преддверием драмы-действа,
составлявшей основу ритуала и образно
воплощавшей метафору «жизнь - смерть
- жизнь». Многочисленность вариантов
мифа, равно как и образов уходящих (гибнущих)
и возвращающихся божеств (каким в данном
случае выступает Думузи), связана, как
и в случае с богиней-матерью, с разъединённостью
шумерских общин и с самой метафорой «жизнь
- смерть - жизнь», всё время меняющей свой
облик, но постоянной и неизменной в своём
обновлении. Более специфична идея замены,
лейтмотивом проходящая через все мифы,
связанные со спуском в подземное царство.
В мифе об Энлиле и Нинлиль в роли умирающего
(уходящего) и воскресающего (возвращающегося)
божества выступает покровитель общины
Ниппура владыка воздуха Энлиль, силой
овладевший Нинлиль, изгнанный за это
богами в подземный мир, но сумевший его
покинуть, оставив вместо себя, жены и
сына «заместителей». По форме требование
«за голову - голову» выглядит юридической
уловкой, попыткой обойти закон, незыблемый
для любого, кто вошёл в «страну без возврата».
Но в нём звучит и идея некоего равновесия,
стремления к гармонии между миром живых
и мёртвых. В аккадском тексте о нисхождении
Иштар (соответствует шумерской Инанне),
равно как и в аккадском же эпосе об Эрре,
боге чумы, эта идея сформулирована более
отчётливо: Иштар перед воротами «страны
без возврата» грозится в случае, если
её не впустят, «выпустить мертвецов, поедающих
живых», и тогда «более живых умножатся
мёртвые», и угроза действует. Мифы, имеющие
отношение к культу плодородия, дают сведения
о представлениях шумерийцев о подземном
царстве. О местонахождении подземного
царства (шумер. Кур, Кигаль, Эден, Иригаль,
Арали, вторичное название - кур-нуги, «страна
без возврата»; аккадские параллели к
этим терминам - эрцету, церу) чёткого представления
нет. Туда не только спускаются, но и «проваливаются»;
границей подземного царства служит подземная
река, через которую переправляет перевозчик.
Попадающие в преисподнюю проходят через
семь ворот подземного мира, где их встречает
главный привратник Нети. Участь мёртвых
под землёй тяжела. Хлеб их горек (иногда
это нечистоты), вода солона (питьём могут
служить и помои). Подземный мир тёмен,
полон пыли, его обитатели, «как птицы,
одеты одеждою крыльев». Представления
о «ниве душ» нет, как нет и сведений о
суде мёртвых, где судили бы по поведению
в жизни и по правилам морали. Сносной
жизни (чистой питьевой воды, покоя) удостаиваются
души, по которым был исполнен погребальный
обряд и принесены жертвы, а также павшие
в бою и многодетные. Судьи подземного
мира, ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль,
владычицей подземного царства, выносят
только смертные приговоры. Имена мёртвых
заносит в свою таблицу женщина-писец
подземного царства Гештинанна (у аккадцев
- Белетцери). В числе предков - жителей
подземного мира - многие легендарные
герои и исторические деятели, например
Гильгамеш, бог Сумукан, основатель III
династии Ура Ур-Намму. Непогребённые
души мёртвых возвращаются на землю и
приносят беду, погребённые переправляются
через «реку, которая отделяет от людей»
и является границей между миром живых
и миром мёртвых. Реку пересекает лодка
с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби
или демоном Хумут-Табалом. Собственно
космогонические шумерские мифы неизвестны.
В тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный
мир» говорится, что некие события происходили
в то время, «когда небеса отделились от
земли, когда ан забрал себе небо, а Энлиль
землю, когда Эрешкигаль подарили Куру».
В мифе о мотыге и топоре говорится, что
землю от небес отделил Энлиль, миф о Лахар
и. Ашнан, богинях скота и зерна, описывает
ещё слитное состояние земли и небес («гора
небес и земли»), которым, по всей видимости,
ведал ан. Миф «Энки и Нинхурсаг» рассказывает
об острове Тильмун как о первозданном
рае. О сотворении людей дошло несколько
мифов, но полностью самостоятелен из
них лишь один - об Энки и Нинмах. Энки и
Нинмах лепят человека из глины Абзу, подземного
мирового океана, и привлекают к процессу
создания богиню Намму - «мать, давшую
жизнь всем богам». Цель создания человека
- трудиться на богов: обрабатывать землю,
пасти скот, собирать плоды, кормить богов
своими жертвами. Когда человек изготовлен,
боги определяют ему судьбу и устраивают
по этому случаю пир. На пиру захмелевшие
Энки и Нинмах начинают снова лепить людей,
но у них получаются уроды: женщина, неспособная
рожать, существо, лишённое пола, и т. д.
В мифе о богинях скота и зерна необходимость
создания человека объясняется тем, что
появившиеся до него боги ануннаки не
умеют вести никакого хозяйства. Неоднократно
проскальзывает представление, что раньше
люди росли под землёй, как трава. В мифе
о мотыге Энлиль проделывает мотыгой дыру
в земле и оттуда выходят люди. Этот же
мотив звучит во введении к гимну городу
Эреду. Много мифов посвящено созданию
и рождению богов. Широко представлены
в шумерской мифологии культурные герои.
Творцами-демиургами выступают в основном
Энлиль и Энки. Согласно разным текстам
богиня Нинкаси - зачинательница пивоварения,
богиня Утту - ткацкого ремесла, Энлиль
- создатель колеса, зерна; садоводство
- изобретение садовника Шукалитудды.
Некий архаический царь Энмедуранки объявляется
изобретателем разных форм предсказания
будущего, в т. ч. предсказаний при помощи
излияния масла. Изобретатель арфы - некий
Нингаль-Папригаль, эпические герои Энмеркар
и Гильгамеш - создатели градостроения,
а Энмеркар - ещё и письменности. Эсхатологическая
линия отражена в мифах о потопе и о гневе
Инанны. В шумерской мифологии сохранилось
крайне мало рассказов о борьбе богов
с чудовищами, уничтожении стихийных сил
и т. д. (известно только два таких сказания
- о борьбе бога Нинурты со злым демоном
Асагом и о борьбе богини Инанны с чудовищем
Эбих). Такие сражения в большинстве случаев
- удел героической личности, обожествлённого
царя, тогда как большинство деяний богов
связано с их ролью божеств плодородия
(наиболее архаичный момент) и носителей
культуры (наиболее поздний момент). Функциональной
амбивалентности образа соответствует
внешняя характеристика персонажей: эти
всесильные, всемогущие боги, творцы всего
живого на земле, злы, грубы, жестоки, их
решения часто объясняются капризами,
пьянством, распущенностью, в их облике
могут быть подчёркнуты бытовые непривлекательные
черты (грязь под ногтями, выкрашенными
в красный цвет, у Энки, растрёпанные волосы
Эрешкигаль и т. д.). Разнообразна и степень
активности и пассивности каждого божества.
Так, наиболее живыми оказываются Инанна,
Энки, Нинхурсаг, Думузи, некоторые второстепенные
божества. Самый пассивный бог - «отец
богов» Ан. Образы Энки, Инаины и отчасти
Энлиля сопоставимы с образами богов-демиургов,
«носителей культуры», в чьих характеристиках
подчёркиваются элементы комизма, богами
первобытных культов, живущими на земле,
среди людей, чей культ и вытесняет культ
«высшего существа». Но при этом никаких
следов «теомахии» - борьбы старых и новых
поколений богов - в шумерской мифологии
не обнаружено. Один канонический текст
старовавилонского времени начинается
с перечисления 50 пар богов, предшествовавших
Ану: их имена образованы по схеме: «владыка
(владычица) того-то». Среди них назван
один из древнейших, судя по некоторым
данным, богов Энмешарра («господин всех
ме»). Из источника ещё более позднего
времени (новоассирийского заклинания
1-го тыс. до н. э.) мы узнаём, что Энмешарра
- «тот, кто передал Ану и Энлилю скипетр
и господство». В шумерской мифологии
это божество хтоническое, но нет никаких
свидетельств, что в подземное царство
Энмешарра был низвергнут насильственно.
Из героических сказаний до нас дошли
только сказания урукского цикла. Героями
сказаний являются три правивших последовательно
царя Урука: Энмеркар, сын Мескингашера,
легендарного основателя I династии Урука
(27-26 вв. до н. э.; по преданию, династия вела
своё начало от бога солнца Уту, чьим сыном
считался Мескингашер); Лугальбанда, четвёртый
правитель династии, отец (а возможно,
родовой бог) Гильгамеша, наиболее популярного
героя шумерской и аккадской литературы.
Единой для произведений урукского цикла
внешней линией является тема связей Урука
с окружающим миром и мотив странствия
(путешествия) героев. Тема путешествия
героя в чужеземную страну и испытание
его моральной и физической силы в соединении
с мотивами волшебных даров и волшебного
помощника не только показывает степень
мифологизации произведения, составленного
как героико-исторический памятник, но
позволяет вскрыть и стадиально ранние
мотивы, связанные с обрядами инициации.
Связь этих мотивов в произведениях, последовательность
чисто мифологического уровня изложения
сближает шумерские памятники с волшебной
сказкой. В ранних списках богов из Фары
герои Лугальбанда и Гильгамеш приписаны
к богам; в более поздних текстах они появляются
как боги подземного мира. Между тем в
эпосе урукского цикла Гильгамеш, Лугальбанда,
Энмеркар, хотя и обладают мифоэпическими
и сказочными чертами, выступают как реальные
цари - правители Урука. Их имена фигурируют
и в т. н. «царском списке», составленном
в период III династии Ура (видимо, ок. 2100
до н. э.) (все династии, упомянутые в списке,
делятся на «допотопные» и правившие «после
потопа», царям, особенно допотопного
периода, приписывается мифическое число
лет правления: Мескингашеру, основателю
династии Урука, «сыну бога солнца», 325
лет, Энмеркару 420 лет, Гильгамешу, который
назван сыном демона лилу, 128 лет). Эпическая
и внеэпическая традиция Двуречья имеет,
таким образом, единое общее направление
- представление об историчности главных
мифоэпических героев. Можно допустить,
что Лугальбанда и Гильгамеш были обожествлены
посмертно, как герои. Иначе обстояло дело
с начала староаккадского периода. Первым
правителем, объявившим себя ещё при жизни
«богом-покровителем Аккада», был аккадский
царь 23 в. до н. э. Нарам-Суэн; в период III
династии Ура культовое почитание правителя
достигло апогея. Характерное для многих
мифологических систем развитие эпической
традиции из мифов о культурных героях
на шумерской почве, как правило, не имело
места. Характерной актуализацией древних
форм (в частности, традиционного мотива
путешествия) выглядит и нередко встречающийся
в шумерских мифологических текстах мотив
путешествия бога к другому, высшему, божеству
за благословением (мифы о путешествии
Энки к Энлилю после постройки его города,
о путешествии лунного бога Наины в Ниппур
к Энлилю, своему божественному отцу, за
благословением). Период III династии Ура,
время, от которого дошла большая часть
письменных мифологических источников,
- это период выработки идеологии царской
власти в наиболее законченной в шумерской
истории форме. Поскольку миф оставался
господствующей и наиболее «организованной»
областью общественного сознания, ведущей
формой мышления, постольку именно через
миф утверждались соответствующие идеи.
Поэтому не случайно, что большинство
текстов относится к одной группе - ниппурскому
канону, составленному жрецами III династии
Ура, а основные центры, чаще всего упоминаемые
в мифах: Эреду, Урук, Ур, тяготевшие к Ниппуру
как традиционному месту общешумерского
культа. «Псевдомиф», миф-концепцию (а
не традиционную композицию) представляет
собой и миф, объясняющий появление в Двуречье
семитских племён амореев и дающий этиологию
их ассимиляции в обществе, - миф о боге
Марту (само имя бога - деификация шумерского
названия западносемитских кочевников).
Миф, лежащий в основе текста, не разрабатывал
древнюю традицию, а был взят из исторической
реальности. Но и следы общеисторической
концепции - представления об эволюции
человечества от дикости к цивилизации
(нашедшего отражение - уже на аккадском
материале - в истории «дикого человека»
Энкиду в аккадском эпосе о Гильгамеше)
проступают сквозь «актуальную» концепцию
мифа. После падения в конце 3-го тыс. до
н. э. под натиском амореев и эламитов III
династии Ура почти все правящие династии
отдельных городов-государств Двуречья
оказались аморейскими. Однако в культуре
Двуречья соприкосновение с аморейскими
племенами почти не оставило следа.
Аккадская (вавилоно-ассирийская)
мифология. С глубокой древности
восточные семиты - аккадцы, занимавшие
северную часть нижнего Двуречья,
были соседями шумерийцев и находились
под сильным шумерским