Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:02, шпаргалка
1. Статус культурологии в системе современного гуманитарного знания.
2. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции.
.....
44. Культура и глобальные проблемы современности.
45. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы.
46. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе.
Взаимоотношения между этими уровнями сложны и драматичны.
Я пытается подчинить себе Оно, вытесняя в область бессознательного неприемлемые желания и идеи ( агрессивные, антисоциальные). Вытесненные желания, тем не менее, сохраняют свою активность и, маскируясь, усыпляют бдительность сознания. Столкнуться с бессознательным можно в сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх-Я также может господствовать над Я, а через него над Оно, выступая в роли совести, чувства вины, комплексов. В отдельных случаях столкновение бессознательного с Я и Сверх-Я может привести к неврозам и душевным болезням.
Проблема человека в том, что существует непримиримое противоречие между природным началом и нормами культуры. Если, согласно Фрейду, человек «по природе» стремится только к удовлетворению «диких и необузданных» желаний, то эта цель неосуществима. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.
Если же культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз, либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, агрессивностью и моралью.
Аксиология – это теория ценностей.  
С позиций аксиологического подхода культура – 
это система базовых ценностей общества, 
находящегося на определенной стадии 
своего исторического развития.  
Культура – это система ценностей общества, 
потому что: 
- она определяет специфику той 
или иной культуры, ее отличие от других 
культур  
- в ней концентрируются все результаты 
духовной деятельности человека  
- система ценностей представляет собой 
наиболее устойчивую структуру человеческого 
сознания  
- она определяет отношение людей ко вновь 
созданным произведениям духа, ценностям 
прошлых эпох или ценностям других культур. 
Деятельность – это активность в культуре. Этот смысл изначально определяет содержания понятия деятельности как исходного понятия деятельностного подхода философии и культуры.
Активное творческое начало деятельности в наибольшей степени проявляется в деятельности по развитию наличных форм культуры, соответствующих способов отношения к действительности, связанных с ними установок и норм.
Именно в деятельности на этом уровне, 
на высоте ее возможностей раскрывается 
специфика «феномена человека».
Деятельность такого рода не ограничивается ориентацией на имеющиеся программы действий, кем бы они ни были заданы – природой или социумом.
Она предполагает способность к 
постоянному пересмотру и совершенствованию 
лежащих в ее основании программ,  
к постоянному 
Люди выступают при этом не просто 
исполнителями программы 
В рамках приспособительного поведения и внутрипарадигмальной деятельности активность связана с поиском возможных средств достижения целей, она целенаправленна, целесообразна.
Деятельность же, связанная с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью. Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей в полной мере открываются перспективы
творчества и свободы.
Информационно-семиотическая 
а) Культура есть мир артефактов. Деятельность – это способ существования человека. С ее особенностями и связана специфика человеческого образа жизни, которую призвано фиксировать понятие культуры. Ее важнейшие отличительные особенности:
- для человека характерно сознательное и свободное целеполагание, которого нет у животных;
- человек сам создает и 
б) Культура есть мир смыслов. Человек вносит в артефакты свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления. Исследователи выделяют три основных вида смыслов:
- знания (когнитивные смыслы) – 
информация о свойствах 
- ценности (ценностные смыслы) – 
характеристики объектов с 
- регулятивы (регулятивные смыслы) 
– правила или требования, в 
соответствии с которыми люди 
строят свое поведение и 
в) Культура есть мир знаков. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.
Учитывая все сказанные 
Категории культуры - набор основополагающих для данной культуры понятий, образующих в совокупности модель реальности, характерную для данной конкретно-исторической эпохи.
Универсальные категории культуры - время, пространство, движение, изменение, причина, следствие, количество, качество; социально-культурные категории - - свобода, справедливость, труд, богатство, для русских - достаток, собственность; категории национальной культуры - для русских это воля, доля, соборность, душа, дух; этические категории --добро, зло, долг, правда, истина;мифологические категории - боги, ангел-хранитель, духи, домовой.
 
  Функции культуры: 
   1-я классификация: 
   1. Преобразование мира - с появлением 
в мире человека появляется и особый фактор 
изменения и преобразования мира. Этот 
процесс невозможен без появления материальных 
результатов человеческой деятельности. 
   2. Познание мира - познание окружающего 
мира означает познание человеком самого 
себя. Человек не может жить в мире, не 
зная его строения и законов функционирования. 
Результаты познания и самопознания передаются 
с помощью особых символов от одного поколения 
к другому и от одного народа ко всем другим 
народам. 
   3. Обеспечение условий общения- культура 
не может существовать, если отсутствует 
общение в его различных формах. Благодаря 
общению достигаются необходимая организованность, 
согласованность и единство действий 
отдельных людей, социальных групп и культур, 
их взаимопонимание и сплоченность, общность 
мыслей, воли, чувств, настроений; 
   - ни одна культура не существует изолированно, 
всегда так или иначе взаимодействует 
с другими культурами, воспринимая опыт 
других людей, других поколений и культур, 
находящихся в других областях пространства 
и в будущем времени; - реальные посредники 
всех форм общения - это элементы не только 
духовной культуры (идеи, ценности, нормы), 
но и материальные предметы, средства 
и продукты труда. Передача социального 
опыта путем общения сквозь пространства 
и времена не делает различия между материальными 
и духовными посредниками этого общения. 
   4. Регулирование деятельности и поведения 
- ни одна человеческая общность не существует 
без тех или иных ценностей в качестве 
побудительного мотива и нормы деятельности 
и поведения. Благодаря культуре обеспечивается 
следование определенным образцам деятельности 
и поведения - регулирование деятельности 
и поведения; 
   - передача культурой социального опыта 
предполагает создание средств и способов, 
которые приходят на смену традиционным 
формам преемственности - интуитивному 
подражанию в процессе обучения или в 
процессе самой деятельности; 
   - единство и взаимопонимание, то есть 
обеспечение условий совместной жизни 
людей, предполагают наличие определенных 
социальных норм, “отсекающих” вредные 
и разрушительные для культуры формы деятельности 
и поведения; 
   - при регулировании поведения возникают 
особые социальные институты, которые 
должны не только следить за соблюдением 
определенных норм поведения, но и карать 
за их нарушение, - судебные и карательные 
органы. 
   5. Установление и поддержание системы 
ценностей - все окружающее человека может 
рассматриваться как ценность, то есть 
оцениваться в плане добра и зла, допустимого 
или запретного и т.д. Ценности служат 
для ориентации предпочтений и интересов 
как отдельных людей, так и социальных 
групп. 
   2-я классификация: 
   1. Защитная - при помощи искусственно 
созданных орудий и приспособлений - орудий 
труда, лекарств, оружия, транспортных 
средств, источников энергии - человек 
неимоверно увеличил свои возможности 
приспособления к окружающему миру, подчинения 
себе сил природы. 
   2. Креативная, т.е. преобразование и освоение 
мира (лат лат. creatio - созидание). 
   - исследуя виды растений и животных, систематизируя 
типы элементарных частиц, экспериментируя 
над физическими явлениями, осваивая космическое 
пространство, человек расширяет среду 
обитания; проявляется его любознательность, 
а не желание защищаться (овладение силами 
внешней природы идет параллельно с овладением 
внутренними силами психики). 
  3.Коммуникативная 
   - включает передачу информации: устное 
и письменное сообщение, общение людей, 
групп, народов, использование технических 
средств и т.п. 
   4. Сигнификативная (тесно связана с коммуникативной), 
от англ. sign - знак,  
   - буквально - функция приписывания значений 
и ценностей; 
   - расширяя среду культурного освоения 
мира, человек одновре 
менно расширяет область обозначенных 
предметов и этот предмет приобретает 
иное значение и смысл. 
   5. Нормативная 
   - создание норм, стандартов, правил и 
рецептов поведения людей: обычаи и традиции, 
приказы, постановления, распоряжения, 
законы, конституционные акты, этикет, 
манеры, нравы; из этого строится право, 
мораль, идеология. 
   (З.Фрейд разработал теорию, согласно 
которой культура - это нечто репрессивное, 
насильственное, т.к. нормы и правила подавляют 
наши желания, а всякое подавление связано 
с неудовлетворением, напряжением) 
   6. Релаксационная функция (от лат. Relaxation 
- ослабление) - искусство физического 
и психического расслабления, разрядки. 
Естественные средства разрядки -индивидуальные 
- смех. Плач. Приступы гнева, физическое 
насилие, крик, объяснение в любви, исповедь, 
а также есть стилизованные формы снятия 
напряжения, увеселения, праздники, фестивали, 
ритуалы. Посещение театров, музеев, созерцание 
природы, отдых на природе, -приобщение 
человека к высокому искусству оказывает 
на личность созидающее влияние - катарсис 
- очищение (от греч. katharsis) - возвышение 
духа.
Символ – это особый образ-знак: образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделенный неисчерпаемостью образа.
Символ – образ, в котором всегда присутствует некий смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему.
Обычный знак стремится к ясности, 
четкости и не допускает различных 
толкований. Его семантика и прагматика 
достаточно просты. Если для утилитарной 
знаковой системы многозначность оказывается 
помехой рациональному функцион
Конвенциональный характер знака связывает его с синхронным срезом культуры: он возникает и существует в рамках организационной структуры, объединяющей людей, живущих в одно время. Для символа же определяющими являются диахронные связи культуры. Он никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры, но всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. В символе всегда есть нечто архаическое. И это неслучайно. Происхождение символа тесно связано с исторически первым способом духовного освоения мира – мифом.
Особенность мифа как способа постижения 
действительности состоит в том, 
что недостаточность 
При этом неверно было бы интерпретировать миф как фантастический вымысел. Миф не разделяет естественное и сверхъестественное, все его содержание мыслится как подлинная реальность. Миф – сакральный рассказ, правдивость которого не может быть поставлена под сомнение. Темой этого рассказа становится так называемое «мифическое время», то есть особая эпоха первотворения, предшествующая началу эмпирического времени и даже противопоставленная ему (как «сакральное» время «профанному»). Но противопоставление это не окончательно, поскольку мифическое время является сферой действия первопричин всего последующего. В силу этого миф парадигматичен (от греч. paradeigma – пример, образец), он служит своеобразной моделью для жизни. Все человеческие действия и проявления – рождение, брак, смерть, основание города, строительство дома и храма, запашка земли и прием пищи – обладают значением и ценностью не сами по себе, а как повторение мифологического, идеального образца.
Ми́стика (от греч.  «скрытый», «тайный») — 
вера в существование сверхъестественн
Мистика — незримая культура. Отсюда берет начало культ, из которого развивается духовная культура. Если принять за данность, что магия и религия исходят из мистического мироощущения, то становится понятным, каким образом духовная культура начинается до появления речи и разума. Мистика могла зародиться из культа почитания предков, которым передавались функции создателей мира и культуры: фантазия соединялась с реальностью, как соединяются два мира — чувственный и сверхъестественный. Последующая духовная культура представляет собой материализацию мистического опыта. Поэтому духовная культура идет не столько от сельскохозяйственных культур, сколько от культа — первых ритуалов. Облегчает переход от предков человеческих к предкам мифическим то обстоятельство, что «предки человеческого типа принадлежат, как и другие покойники, к миру невидимых сил. А этот мир очень близок к мифическому, если он даже и не сливается с ним. В обоих случаях сношения, которые можно иметь с этими предками, принадлежат к тому разделу опыта первобытных людей, который назван мистическим
Каждая культура имеет перспективу 
в том случае, если ее творцы и 
носители способны к игре, а сама 
она демонстрирует игровую 
Любой культуре присущ игровой элемент, являющийся неким внутренним механизмом, развивающим и организующим данную культуру. Культуру можно рассматривать либо как одну специфическую игру, в которую вовлечены все представители данной культурной традиции, имеющую уникальный характер, либо как совокупность различных игр, многие из которых присущи различным культурам и лишь некоторые имеют уникальный характер.
Возможности подвижных и народных игр в реализации социальных функций физической культуры необходимо рассматривать в рамках игровой теории культуры.
Игры позволяют моделировать разные аспекты реальности и тем самым облегчают их понимание. А умение понять окружающее, т.е. интеллектуальное самосознание общества - это краеугольный камень культуры.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.