Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:02, шпаргалка
1. Статус культурологии в системе современного гуманитарного знания.
2. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции.
.....
44. Культура и глобальные проблемы современности.
45. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы.
46. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе.
Взаимоотношения между этими уровнями сложны и драматичны.
Я пытается подчинить себе Оно, вытесняя в область бессознательного неприемлемые желания и идеи ( агрессивные, антисоциальные). Вытесненные желания, тем не менее, сохраняют свою активность и, маскируясь, усыпляют бдительность сознания. Столкнуться с бессознательным можно в сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх-Я также может господствовать над Я, а через него над Оно, выступая в роли совести, чувства вины, комплексов. В отдельных случаях столкновение бессознательного с Я и Сверх-Я может привести к неврозам и душевным болезням.
Проблема человека в том, что существует непримиримое противоречие между природным началом и нормами культуры. Если, согласно Фрейду, человек «по природе» стремится только к удовлетворению «диких и необузданных» желаний, то эта цель неосуществима. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.
Если же культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз, либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, агрессивностью и моралью.
Аксиология – это теория ценностей.
С позиций аксиологического подхода культура –
это система базовых ценностей общества,
находящегося на определенной стадии
своего исторического развития.
Культура – это система ценностей общества,
потому что:
- она определяет специфику той
или иной культуры, ее отличие от других
культур
- в ней концентрируются все результаты
духовной деятельности человека
- система ценностей представляет собой
наиболее устойчивую структуру человеческого
сознания
- она определяет отношение людей ко вновь
созданным произведениям духа, ценностям
прошлых эпох или ценностям других культур.
Деятельность – это активность в культуре. Этот смысл изначально определяет содержания понятия деятельности как исходного понятия деятельностного подхода философии и культуры.
Активное творческое начало деятельности в наибольшей степени проявляется в деятельности по развитию наличных форм культуры, соответствующих способов отношения к действительности, связанных с ними установок и норм.
Именно в деятельности на этом уровне,
на высоте ее возможностей раскрывается
специфика «феномена человека».
Деятельность такого рода не ограничивается ориентацией на имеющиеся программы действий, кем бы они ни были заданы – природой или социумом.
Она предполагает способность к
постоянному пересмотру и совершенствованию
лежащих в ее основании программ,
к постоянному
Люди выступают при этом не просто
исполнителями программы
В рамках приспособительного поведения и внутрипарадигмальной деятельности активность связана с поиском возможных средств достижения целей, она целенаправленна, целесообразна.
Деятельность же, связанная с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью. Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей в полной мере открываются перспективы
творчества и свободы.
Информационно-семиотическая
а) Культура есть мир артефактов. Деятельность – это способ существования человека. С ее особенностями и связана специфика человеческого образа жизни, которую призвано фиксировать понятие культуры. Ее важнейшие отличительные особенности:
- для человека характерно сознательное и свободное целеполагание, которого нет у животных;
- человек сам создает и
б) Культура есть мир смыслов. Человек вносит в артефакты свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления. Исследователи выделяют три основных вида смыслов:
- знания (когнитивные смыслы) –
информация о свойствах
- ценности (ценностные смыслы) –
характеристики объектов с
- регулятивы (регулятивные смыслы)
– правила или требования, в
соответствии с которыми люди
строят свое поведение и
в) Культура есть мир знаков. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.
Учитывая все сказанные
Категории культуры - набор основополагающих для данной культуры понятий, образующих в совокупности модель реальности, характерную для данной конкретно-исторической эпохи.
Универсальные категории культуры - время, пространство, движение, изменение, причина, следствие, количество, качество; социально-культурные категории - - свобода, справедливость, труд, богатство, для русских - достаток, собственность; категории национальной культуры - для русских это воля, доля, соборность, душа, дух; этические категории --добро, зло, долг, правда, истина;мифологические категории - боги, ангел-хранитель, духи, домовой.
Функции культуры:
1-я классификация:
1. Преобразование мира - с появлением
в мире человека появляется и особый фактор
изменения и преобразования мира. Этот
процесс невозможен без появления материальных
результатов человеческой деятельности.
2. Познание мира - познание окружающего
мира означает познание человеком самого
себя. Человек не может жить в мире, не
зная его строения и законов функционирования.
Результаты познания и самопознания передаются
с помощью особых символов от одного поколения
к другому и от одного народа ко всем другим
народам.
3. Обеспечение условий общения- культура
не может существовать, если отсутствует
общение в его различных формах. Благодаря
общению достигаются необходимая организованность,
согласованность и единство действий
отдельных людей, социальных групп и культур,
их взаимопонимание и сплоченность, общность
мыслей, воли, чувств, настроений;
- ни одна культура не существует изолированно,
всегда так или иначе взаимодействует
с другими культурами, воспринимая опыт
других людей, других поколений и культур,
находящихся в других областях пространства
и в будущем времени; - реальные посредники
всех форм общения - это элементы не только
духовной культуры (идеи, ценности, нормы),
но и материальные предметы, средства
и продукты труда. Передача социального
опыта путем общения сквозь пространства
и времена не делает различия между материальными
и духовными посредниками этого общения.
4. Регулирование деятельности и поведения
- ни одна человеческая общность не существует
без тех или иных ценностей в качестве
побудительного мотива и нормы деятельности
и поведения. Благодаря культуре обеспечивается
следование определенным образцам деятельности
и поведения - регулирование деятельности
и поведения;
- передача культурой социального опыта
предполагает создание средств и способов,
которые приходят на смену традиционным
формам преемственности - интуитивному
подражанию в процессе обучения или в
процессе самой деятельности;
- единство и взаимопонимание, то есть
обеспечение условий совместной жизни
людей, предполагают наличие определенных
социальных норм, “отсекающих” вредные
и разрушительные для культуры формы деятельности
и поведения;
- при регулировании поведения возникают
особые социальные институты, которые
должны не только следить за соблюдением
определенных норм поведения, но и карать
за их нарушение, - судебные и карательные
органы.
5. Установление и поддержание системы
ценностей - все окружающее человека может
рассматриваться как ценность, то есть
оцениваться в плане добра и зла, допустимого
или запретного и т.д. Ценности служат
для ориентации предпочтений и интересов
как отдельных людей, так и социальных
групп.
2-я классификация:
1. Защитная - при помощи искусственно
созданных орудий и приспособлений - орудий
труда, лекарств, оружия, транспортных
средств, источников энергии - человек
неимоверно увеличил свои возможности
приспособления к окружающему миру, подчинения
себе сил природы.
2. Креативная, т.е. преобразование и освоение
мира (лат лат. creatio - созидание).
- исследуя виды растений и животных, систематизируя
типы элементарных частиц, экспериментируя
над физическими явлениями, осваивая космическое
пространство, человек расширяет среду
обитания; проявляется его любознательность,
а не желание защищаться (овладение силами
внешней природы идет параллельно с овладением
внутренними силами психики).
3.Коммуникативная
- включает передачу информации: устное
и письменное сообщение, общение людей,
групп, народов, использование технических
средств и т.п.
4. Сигнификативная (тесно связана с коммуникативной),
от англ. sign - знак,
- буквально - функция приписывания значений
и ценностей;
- расширяя среду культурного освоения
мира, человек одновре
менно расширяет область обозначенных
предметов и этот предмет приобретает
иное значение и смысл.
5. Нормативная
- создание норм, стандартов, правил и
рецептов поведения людей: обычаи и традиции,
приказы, постановления, распоряжения,
законы, конституционные акты, этикет,
манеры, нравы; из этого строится право,
мораль, идеология.
(З.Фрейд разработал теорию, согласно
которой культура - это нечто репрессивное,
насильственное, т.к. нормы и правила подавляют
наши желания, а всякое подавление связано
с неудовлетворением, напряжением)
6. Релаксационная функция (от лат. Relaxation
- ослабление) - искусство физического
и психического расслабления, разрядки.
Естественные средства разрядки -индивидуальные
- смех. Плач. Приступы гнева, физическое
насилие, крик, объяснение в любви, исповедь,
а также есть стилизованные формы снятия
напряжения, увеселения, праздники, фестивали,
ритуалы. Посещение театров, музеев, созерцание
природы, отдых на природе, -приобщение
человека к высокому искусству оказывает
на личность созидающее влияние - катарсис
- очищение (от греч. katharsis) - возвышение
духа.
Символ – это особый образ-знак: образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделенный неисчерпаемостью образа.
Символ – образ, в котором всегда присутствует некий смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему.
Обычный знак стремится к ясности,
четкости и не допускает различных
толкований. Его семантика и прагматика
достаточно просты. Если для утилитарной
знаковой системы многозначность оказывается
помехой рациональному функцион
Конвенциональный характер знака связывает его с синхронным срезом культуры: он возникает и существует в рамках организационной структуры, объединяющей людей, живущих в одно время. Для символа же определяющими являются диахронные связи культуры. Он никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры, но всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. В символе всегда есть нечто архаическое. И это неслучайно. Происхождение символа тесно связано с исторически первым способом духовного освоения мира – мифом.
Особенность мифа как способа постижения
действительности состоит в том,
что недостаточность
При этом неверно было бы интерпретировать миф как фантастический вымысел. Миф не разделяет естественное и сверхъестественное, все его содержание мыслится как подлинная реальность. Миф – сакральный рассказ, правдивость которого не может быть поставлена под сомнение. Темой этого рассказа становится так называемое «мифическое время», то есть особая эпоха первотворения, предшествующая началу эмпирического времени и даже противопоставленная ему (как «сакральное» время «профанному»). Но противопоставление это не окончательно, поскольку мифическое время является сферой действия первопричин всего последующего. В силу этого миф парадигматичен (от греч. paradeigma – пример, образец), он служит своеобразной моделью для жизни. Все человеческие действия и проявления – рождение, брак, смерть, основание города, строительство дома и храма, запашка земли и прием пищи – обладают значением и ценностью не сами по себе, а как повторение мифологического, идеального образца.
Ми́стика (от греч. «скрытый», «тайный») —
вера в существование сверхъестественн
Мистика — незримая культура. Отсюда берет начало культ, из которого развивается духовная культура. Если принять за данность, что магия и религия исходят из мистического мироощущения, то становится понятным, каким образом духовная культура начинается до появления речи и разума. Мистика могла зародиться из культа почитания предков, которым передавались функции создателей мира и культуры: фантазия соединялась с реальностью, как соединяются два мира — чувственный и сверхъестественный. Последующая духовная культура представляет собой материализацию мистического опыта. Поэтому духовная культура идет не столько от сельскохозяйственных культур, сколько от культа — первых ритуалов. Облегчает переход от предков человеческих к предкам мифическим то обстоятельство, что «предки человеческого типа принадлежат, как и другие покойники, к миру невидимых сил. А этот мир очень близок к мифическому, если он даже и не сливается с ним. В обоих случаях сношения, которые можно иметь с этими предками, принадлежат к тому разделу опыта первобытных людей, который назван мистическим
Каждая культура имеет перспективу
в том случае, если ее творцы и
носители способны к игре, а сама
она демонстрирует игровую
Любой культуре присущ игровой элемент, являющийся неким внутренним механизмом, развивающим и организующим данную культуру. Культуру можно рассматривать либо как одну специфическую игру, в которую вовлечены все представители данной культурной традиции, имеющую уникальный характер, либо как совокупность различных игр, многие из которых присущи различным культурам и лишь некоторые имеют уникальный характер.
Возможности подвижных и народных игр в реализации социальных функций физической культуры необходимо рассматривать в рамках игровой теории культуры.
Игры позволяют моделировать разные аспекты реальности и тем самым облегчают их понимание. А умение понять окружающее, т.е. интеллектуальное самосознание общества - это краеугольный камень культуры.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.