Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:28, шпаргалка
Работа содержит 56 ответов на вопросы по дисциплине "Культурология"
а) дикость
б) варварство
в) цивилизация
Прохождение этих этапов является неизбежным и обязательным для всех народов. Многолинейная концепция -отказывается от признания всеобщих законов развития, основное внимание здесь уделяется проблеме культурной адаптации, которая представляет собой приспособление к среде. В ходе этого приспособления происходит усложнение культуры, возникновение новых культурных феноменов.
Вопрос 9 Циклические концепции культурно исторического процесса. Циклические модели отрицают эволюционную однолинейную или многолинейную концепцию исторического развития. Человеческая история воспринимается ни как процесс который направлен ко все большему усовершенствованию форм социальной и культурной жизни. С точки зрения циклических концепций история представляет собой движение происходящие в рамках локальных культур. Это движение не является прогрессом но возвращением одних и тех же законов зарождения и упадка которые имеют характер всеобщей неизбежности . Питирин Сорокин выделил этапы развития культурно исторического процесса. В зависимости от смены этих этапов изменяется господствующий тип культуры. Первым таким типом является- идеациональный тип. Он характеризуется господством духовных принципов, теоцентрическим видением мира, истинной веры. Второй тип – идеолистический обуславливает интеграцию духовных и чувственных начал. Этот тип культуры Сорокин определил как характерезующийся истинным разумом. Третий тип – Чувственная культура характеризуется господством натурализма и эмпирического знания. В чувственной культуре на первый план выходит утелитаризм ( принцип практической пользы) духовные истины подвергаются забвению. Не смотря на то что современная цивилизация проходит чувственный этап культуры, Сорокин оптимистически трактовал будущие современной цивилизации. Он говорил о наступлении эпохи нового средневековья которая будет являться возрождением духовных начал и новых цивилизационных завоеваний. В наибольшей степени завершенная циклическая концепция предстает в книге О. Шпендлера “Закат Европы”. Шпендлер развивает идею о том что по аналогии с живыми организмами, культуры проходят:
а) детство культуры- период накопления сил для последующего роста
б) юность-период развития
в) зрелость- период реализации потенциальных возможностей культуры
г) старость- период упадка и гибели культуры.
Вопрос 10 Синергетическая модель культурной динамики. Понятие синергетика – сотрудничество, совместная деятельность. Синергетика – является наукой о процессах самоорганизации в природе и обществе. Ее предметом является механизмы спонтанного самообразования и сохранения сложных систем. Синергетика утверждает что существует 2 противоположных и одновременно взаимодополняющих начала – порядок и хаос, которые обуславливают протекание культурных процессов. Хаос- является необходимым элементом в саморазвитии мира, разрушая он созедает, а созедая приводит к разрушению, достигая состояния своего предельного развития, сложные системы обнаруживают тенденцию к упадку. Возникновение нового неразрывно связано с хаосом, неустойчивостью и случайностью. Таким образом стадии возникновения и распада, равновесия и неустойчивости непрестанно сменяют друг друга.
Вопрос 11 Культурный дуализм. Дуализм – двойственность. С точки зрения дуализма в мире идет борьба противоположных, совершенно не сопоставляемых между собой начал. Дуалистические воззрения известны с глубокой древности. Одной из наиболее древних подобных возрений наблюдается в зароастризме, в котором рассматривается борьба между добрым и злым божествами. Дуалистические воззрения являются достаточно ограниченными т.к. в мире наблюдается несмотря на все процессы борьбы, единство противоположных начал. Об этом говорит 1-ый закон диалектики, которая представляет универсальное философское учение о бытии и законах развития. Однако с точки зрения противоположных начал вовлеченных в борьбу между собой и являющихся в этом отношении с необходимостью ограниченными ,подобного единства существовать не может. Наиболее крайние проявления дуализма возникают когда ложь отрицает истину, бездуховное противополагает себя духовному. Многим религиозным системам , а так же исходя из ряда философских воззрений, культура воспринималась, как некое вторичное существование, которое противополагала себя первичному, более современному, более духовному. Мир культуры рассматривался не только как сфера творческой активности человека, но как вторичный мир, противополагавший себя естественной или духовной среде. В этом заключается суть понятия – культурный дуализм. Данное понятие в религиозных и мифологических системах находило воплощение в ярких мифологических образах: образ Канна и образ Прометея. Согласно Библии Канн являлся земледельцем, Авель являлся скотоводом. Земледелие – оседлое существование развертывающиеся во времени. Само понятие культуры связано с земледелием. Скотоводство представляет собой существование в неограниченном пространстве, и в этом отношении символизирует не временное начало, но идею вечности. Скотовод, перемещаясь в пространстве имитирует идею божественной вездесущности , тогда, как земледелец прикрепленный к пространству, находится во власти постоянно изменяющегося времени. Потому бог принимает дары Авеля, но не Канна. Убийство Канном Авеля означает противоположение вторичного несовершенного более первичному – идеальному. Культура восстает против дух. Бог накладывает на Канна печать и эта печать часто воспринимается, как свидетельство богоизбранности, однако смысл священного текста указывает на ее грозное и предупредительное значение.
Вопрос 12 Социальные типы культур в их становлении и развитии. Основными социальными типами культуры являлись элитарная и народная культуры. Элитарная являлась культурой высших слоев общества духовенства и аристократии. В новое время на Западе эти две культуры вытесняются буржуазной культурой, которая приобретает статус элитарной культуры. Народная культура часто ошибочно отождествляется с культурой массовой, однако ее истоки могут быть гораздо более глубокими нежели истоки официальной культуры . Народная культура содержит в себе информацию о традициях, мифах и ритуалах, которые являлись предшественниками ныне господствующему типу религиозного воззрения. Так в европейской культуре народная культура содержит в себе традиции до христианского язычества. Массовая культура в отличии от народной не имеет глубоких духовных истоков. Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого исторического типа. Массовая культура характеризуется сведением всего к единообразию. Массовую культуру можно назвать антикультурой. Одним из наиболее ее ярких проявлений является поп – музыка.
Вопрос 13 Этнос и культура. Понятие народа как субъекта культуры существенно отличается от представлений о нем в других общественных науках. В исторической науке народ идентифицируется с населением определенных стран и государств. В этом ракурсе говорится о белорусских или французских народах, но некорректно – о европейском народе. Функция культуры учитывает отмеченные представления , но не сводится к ним. Тысячелетняя историческая традиция заключалась в отрицании народа как субъекта исторического творчества. К этому прежде всего предполагало общественное разделение деятельности на умственную и физическую, которая подкреплялась социальном господством представителей различных видов духовной деятельности . Народ перестал быть материалом для создания отдельных ценных индивидов, которые продолжают великий процесс и впервые ясно обозначили свою роль субъекта истории с позиции марксистской философии. С точки зрения сущности культуры как свободной ценности, деятельности, народ как субъект культуры – не статистическая групповая величина, а динамическая общность людей, незримо и неформально реально объединенных материальным, социальным и духовным творчеством. Народ – это движитель обновления и совершенствования общественного богатства, высших ценностей и смыслов общества. Народ не возникает в истории сразу, население становится народным в совместной исторической судьбе, практике обновления мира, выработки и обогащения единых ценностей и смыслов. Путь населения к народу никогда не прямолинейна, поэтому народ способен утрачивать ориентиры, заблуждаться и блуждать. Основная причина возможного перерождения народа имеет объективный характер. Творческая, инновационная деятельность изначально не может быть нормативной.
Вопрос 14 Язык и культура. Язык - это орудие мысли и орудие общения. Язык является посредником
между всеми знаковыми системами. Язык - единственная знаковая система, знаки которой назначаются с помощью самой этой системы. Языком называют па и фигуры танца, музыкальные сочинения и др. Средствами языка формулируются математические задачи. Одним из основных в языке является понятие знака. Знак создается человеком для передачи определенного значения. Поэтому знак обладает планом
содержания - смыслом и планом выражения - вещью. Есть знаки индивидуального пользования, знаки профессионального пользования (дорожные знаки), знаки общего пользования (языки). Все группы знаков находятся во взаимной зависимости. С помощью знаков общего использования назначаются знаки профессионального и личного использования. Существуют универсальные знаки - символы. Это слово пришло к нам из античности и со временем перешло на то, что связывает людей. Они выражают глубинное значение. Например, Солнце символ открытого, мощного; Луна - символ таинственного, ночного. Символов много, и каждый из них несет свое значение. Наряду с этнонациональным измерением не менее важную роль в развитии культуры играет язык. Он также органически связан с культурой, образуя ее фундамент, своеобразный внутренний базис. Вне языка национальная культура не существует. Поэтому не случайно именно язык выступает чаще всего в качестве критерия при типологизации культур, для их различения между собой. Подчеркивая значение языка, немецкий философ М. Хайдеггер говорил, что "язык - дом бытия".
По мнению Ф. Достоевского, "язык - народ". Известный французский писатель А. Камю заявлял: "Моя родина - это французский язык".
Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он также выступает основным средством общения людей. В равной мере язык делает возможным знакомство с другими культурами. В культурологии выделяют следующие функции языка: 1) информационная – означает выработанный человеком способ обозначения знания о родовых, видовых свойствах предметов, явлений и процессов, вовлеченных в общественную деятельность, различных проявлений чувств и интеллектульного опыта человечества. Язык выражает, хранит и воспроизводит такое знание. 2) комулятивная – функция накопления знания о социальном опыте человека. Язык замещает генетическую память, наследуемую каждым поколением, и обеспечивает их способность опереться на совокупный предшествующий опыт и является инструментом его обновления. 3) коммуникативная – обеспечивает универсальное, непосредственное и опосредованное общение между людьми. 4) координационная – проявляется в 2-х направлениях – по горизонтали и по вертикали. В первом случае язык служит средством согласования совместных действий людей на основе консенсуса относительно значимых для них образов, процессов и явлений. Другой ракурс – необходимость постоянного обозначения намерений и действий по руководству людьми. 5) Рефлексивная – одна из важнейших функций языка как способа самопознания и самовыражения человека. Без него были бы невозможны ни становления человека, ни его совершенствования как субъекта культуры и цивилизации.
Вопрос 15 Культура и искусство Существует 3 основных способа классификации искусства.
1-Деление искусств на пространственные и временные. К пространственным относится живопись, архитектура, скульптура. К временным относится –музыка и поэзия. Существует также такой пространственно- временной вид искусства как театр.
2- Деление на опосредованные и непосредственные. Опосредованными называются такие искусства в которых для создания художественного произведения применяется какой либо материал помимо самого творца.( инструментальная музыка , живопись, скульптура, архитектура.) Непосредственными называются те искусства в которых творческим субъектом и материалом является сам человек. К ним относятся- вокальная музыка, театральное искусство.
3- Классификация по принципу 4-х измерений. Искусства с одним измерением не существует. Искусства с
2-мя измерениями это живопись, графика, фреска. Искусство с 3-мя измерениями это скульптура и архитектура. Искусство с 4-мя измерениями –это театральное искусство.
В то же время каждому из искусств со свойственным им количеством измерений, является характерным переростать в дополнительное число измерений. Так живопись с 2-мя измерениями приобретает 3-е иллюзорное измерение т.к. создает видимость перспективы. Архитектура и скульптура приобретают четвертое временное т.к. для того что бы произведение данных видов искусств в их целостности, необходимо эти произведения обойти, т.е. затратить время.
Художественная культура является особым видом человеческой культурной деятельности т.к. связана не столько с реальным миром сколько с человеческим воображением, с идеальным представлением о мире. В этом отношении искусство отличается от науки. Наука изучает действительность, постигает ее законы, а искусство пересоздает окружающую действительность. Искусство всегда связано с известной гиперболизацией, т.е. с определенным преувеличением того что человек видит в окружающей среде. Это связано с тем что искусству свойственно отбирать наиболее характерное для окружающего мира и отражать это в художественных произведениях . Искусство неразрывно связано с образностью, если для науки свойственны рациональные понятия и категории то для искусства характерным является художественный образ. Художественный образ призван показать наиболее характерное что есть в окружающей действительности. Искусство имеет весьма значительную коммуникативную функцию. Если научный факт является абсолютно объективным и не требует субъективного и эмоционального отношения то искусству свойственно эмоционально заражать людей. Толстой- отмечал значительную роль искусства в объединении людей. Он утверждал что искусство как ни какой другой род человеческой деятельности передает мысли и чувства творца воспринимающему то или иное произведение. Созерцая произведение изобразительного искусства зритель проникается мыслями и чувствами того кто его создал, а так же испытывает внутреннее единение с теми кто созерцает данное художественное произведение вместе с ним. Эта функция представлялась Толстому важнейшей среди всех других функций.
Русский философ Гердяев отмечал способность творчества как способность к преображению мира. Творчество это создание нового, ранее не существующего. Оно исходит из бездонных глубин человеческого духа, которые таят в себе не исчерпаймые возможности. Человеческое творчество по природе своей – созедательно. Оно противостоит всему хаотическому и деструктивному, поэтому для философии Гердяева является характерным лозунг – Твори, а то погибнешь! В нем он уподобляется богу творцу и оправдывает свое жизненное предназначение. Наука изучающая сферу художественной культуры- называется эстетика. Ее создателем был – Баумгартен. Эстетика изучает законы творческого восприятия действительности, эстетического ее основания. В 20в. вместе с появлением множества новых направлений в художественной культуре эстетическая наука достигла значительного развития. Основы эстетики как науки были заложены школой немецкой классической философии.
Вопрос 16 Направление, течение, стиль в западном искусстве. Обычно понятие направление, течение и стиль являются синонимами классификации различных художественных эпох . иногда понятие стиль может означать какое либо частное явление в художественном направлении или течении. В западной художественной культуре первые два значительные направления отличаются в эпохе средневековья. 1-Первое направление романское искусство( 10-12вв.) Понятие “романский” происходит от слова “римский”, в архитектуре культовых зданий романская эпоха заимствовала основополагающие принципы гражданской архитектуры. Романское искусство отличалось простотой, величественностью. 2-Второе направление- Готическое искусство. Понятие готика происходит от понятия варварский. Готическое искусство отличалось своей возвышенностью, готическим соборам было присуще стремление ввысь и характерен богатый наружный и внутренний декорум. Готическое искусство отличалось мистическим характером, богатым и сложным символическим рядом. Наружная система стен, большую площадь стены занимали окна, мелкая детализация. 3-Третье направление – Эпоха возрождения которая характеризуется гуманистическими и антропоцентрическими тенденциями обусловила приоритет чувственного начала . Душевно природное в человеческой культуре стало доминирующим принципом. Эпоха Возрождения не создала какого либо выделяющегося и характерного для всего культурного пространства Западной Европы художественного направления. 4-Первым из направлений после Возрождения стало Борокко (скромный) оно отличалось причудливостью стиля, мистицизмом. Однако в отличии от Готического стиля имело не столько сокральный, сколько светский характер и пользовалась достижениями искусства возрождения. Главное проявление –Дворцово-парковая архитектура. 5- Классицизм опирался на образцы римской художественной культуры . Для него характерна гармония, соразмерность в произведениях искусства, четкая иерархия жанров. Классицизм противопоставлял чувственности, изменности, мужественности. В драматических произведениях классицизм обусловил закон триединства, который означал единство времени, места, действия. 6- Романтизм. Романтическое искусство отрицало классицизм обвиняя его в искусственности художественных законов и методов. Оно ставило своей целью освободить горизонты творчества от чего бы то не было ограничивающее творческое вдохновение. Романтизм отличало – всечеловечность, универсальность. В то же время он отличался стремлением глубже проникнуть в эпохи прошлого, познать древние наследия. 7-реализм- характерное стремление к правдивому отражению реальной действительности в котором подчеркивается прежде всего социальное содержание. Реалистическое искусство раскрывало человека как существо определенное социальными процессами. 8- Натурализм. Задача- Раскрытие различных скрытых потайных сторон человеческой жизни. 9- Модернизм –общее обозначение худ. Тенденций, школ , течений, деятельность отдельных мастеров 20 в. порывающих с традициями искусства и считающих формальный эксперимент основой своего творческого метода. Появление связано с кризисом культуры 20 в. и с техническим прогрессом. Основная тема- одиночество и потерянность человека в мире толпы. В рамках выделяют множество течений а) Фавизм- отсутствие гармонии б) экспрессионизм в) Сюрреализм